Урок окружающего мира. Тема: "Праздник птиц"

Разделы: Начальная школа


Тема: Праздник птиц. Встречай с любовью птичьи стаи.

Цель: Дать представление о перелетных птицах, раскрыть взаимосвязь между неживой и живой природой. Воспитывать экологическую культуру школьников, желание работать с энциклопедиями, справочниками, расширять знания детей о птицах, условиях их обитания.

Оборудование: картины о птицах, выставка книг на тему: «Что читать о птицах?», два квадрата с изображением солнца и снежинок.

Ход урока.

Учитель. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.

-Удивительные творения природы- птицы. Они радуют нас и своей подвижностью, и голосом, и обликом. Они поистине эталон прекрасного на земле. Недаром люди всегда проявляли заботу о пернатых друзьях. Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают они нас? Конечно же, самое главное: птицы летают, и у каждой свой стиль в полете. Орлы и некоторые крупные морские подолгу плавно парят, порой пролетая за день более 15 километров. Серые журавли могут подниматься на высоту 9 км, гуси взмывают над облаками, оставляя внизу заснеженные шапки горных вершин Памира. Стрижи и жаворонки не только неутомимы в полете, но при этом еще по­стоянно поют. У птиц необычно острое зрение, ведь имнадо с огромной высоты разглядеть добычу.

Учитель: - Какое сейчас время года?

-Что мы с вами наблюдаем в неживой природе?

(Сейчас чаще и ярче светит солнце. День стал длиннее ночи - увеличение светового дня. Температура воздуха днем выше нуля. Появились проталины).

-Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (потепление)

-А что происходит в живой природе?

(Цветут некоторые деревья, появляются первые насекомые. Прилетают весенние птицы.)

На доске:

Подпись: Потепление   проталины   насекомые   птицы

Ученик:

Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?

Ученик:

Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?

Ученик:

Что скворечник ждет их новый,
Что проснулись луг и сад…
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?

Ученик:

А сегодня поглядели-
На ольхе сидит скворец.
Прилетели…
Прилетели!
Прилетели, наконец!

Учитель: Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами, каждый отряд прилетает в свою очередь.

Викторина:

  1. Какие птицы прилетают с юга первыми?
  2. Какую птицу называют лесным доктором?
  3. Какая птица любит воровать блестящие предметы?
  4. Какую птицу называют лесной кошкой?
  5. Какая птица самая болтливая?

Учитель: - Отгадайте загадку.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица…(грач)

Учитель:Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнездам. Гнезда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. Старых гнезд уцелело немного: еще с осени многие из них разметал ветер, но старые капитальные постройки не поддались ему. На одном дереве насчитывается иногда пятнадцать-двадцать гнезд.

Ученик:

А у нас в саду жилец-
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.

Ученик:

С солнцем скворушка встает,
Ест жучков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.

Учитель: Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные, четырехпалые, с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев черная, блестящая. Первыми прилетают скворчихи, а за ними, через несколько дней, самки- скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета Чайковского «Лебединое озеро». Учащиеся выполняют физ. минутку

Учитель: - Отгадайте загадку.

Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы нам вещает.
Шумит листва.
Лучится свет.
Ку-ку! А сколько в веке лет,
А ну, кто первый даст ответ? (кукушка)

Учитель: Знают эту птицу по ее пению, но немногим приходилось ее видеть, так как селится она в чаще леса. Но сегодня к нам в гости прилетела кукушка. Вот она! Размером она меньше голубя. Голова, спина и верх зоба пепельно-серые. Хвост длинный (до 18 см ). Гнездо кукушка не вьет, а откладывает яйца в гнездах других птиц. Форма и окраска кукушечьих яиц разная, они похожи на яйца тех птиц, в чьи гнезда они будут отложены. Птицы, увидев кукушку у своего гнезда, начинают кричать. По-разному птицы реагируют на подложенное яйцо- одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца- одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца. Первым в гнезде выводится кукушонок. Он очень беспокойный первые три- четыре дня. Все, что касается его голой спины, он выталкивает из гнезда. А это другие птенцы, кукушки.

Учитель: - Отгадайте загадку.

Спереди - шильце,
Сзади - вильце.
Сверху черненько суконце,
Снизу белое полотенце. (ласточка)

Учитель: Ласточку легко узнать. Их три вида: деревенская, городская, береговушка. У нашей, городской ласточки верх тела сине- черный, вся нижняя сторона тела белая. Хвост с неглубокой вырезкой посередине. Городские ласточки в долинах горных рек, в каменистых пещерах и скалах. Но большая часть из них приспособилось к жизни в городе. Строят свои гнезда на стенах, карнизах, под балконами и крышами. Деревенская ласточка ничем не отличается от городской, но больше размером.

Викторина:

Вопросы

  1. Какие птицы образуют супружеские пары на всю жизнь? (лебеди, аисты журавли)
  2. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)
  3. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
  4. Кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г.-Х. Ан­дерсен)
  5. На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят)
  6. Назовите птиц, зимующих в нашей местности (Со­рока, воробей, галка, ворона, снегирь, утка, голубъ.)
  7. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла 15 см.)
  8. Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)
  9. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и их личинок.)
  10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  11. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Рябчики, тетерева.)
  12. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)
  13. Где синицы вьют гнездо? (В дупле)
  14. Какие птицы не могут жить в клетке? (Ласточки, стрижи.)
  15. Что птицам страшнее: голод или холод? (Голод)
  16. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птен­цов? (Кукушка)

Отгадайте загадки:

  1. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
  2. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Со­ловей)
  3. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)

Учитель: - Последнее задание. Игра «Разберите картинки». Птиц, которые улетают на юг, положите около солнышка, а птиц, которые остаются зимовать, положите около снежинки.

стриж снегирь
соловей синица
трясогузка      сорока
ласточка ворона
скворец воробей
грач голубь

Итог урока.

Один учащийся читает стихотворение наизусть.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Береги свою планету-
Ведь другой такой на свете нету!

 Презентация.