Тема: Праздник птиц. Встречай с любовью птичьи стаи.
Цель: Дать представление о перелетных птицах, раскрыть взаимосвязь между неживой и живой природой. Воспитывать экологическую культуру школьников, желание работать с энциклопедиями, справочниками, расширять знания детей о птицах, условиях их обитания.
Оборудование: картины о птицах, выставка книг на тему: «Что читать о птицах?», два квадрата с изображением солнца и снежинок.
Ход урока.
Учитель. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.
-Удивительные творения природы- птицы. Они радуют нас и своей подвижностью, и голосом, и обликом. Они поистине эталон прекрасного на земле. Недаром люди всегда проявляли заботу о пернатых друзьях. Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают они нас? Конечно же, самое главное: птицы летают, и у каждой свой стиль в полете. Орлы и некоторые крупные морские подолгу плавно парят, порой пролетая за день более 15 километров. Серые журавли могут подниматься на высоту 9 км, гуси взмывают над облаками, оставляя внизу заснеженные шапки горных вершин Памира. Стрижи и жаворонки не только неутомимы в полете, но при этом еще постоянно поют. У птиц необычно острое зрение, ведь имнадо с огромной высоты разглядеть добычу.
Учитель: - Какое сейчас время года?
-Что мы с вами наблюдаем в неживой природе?
(Сейчас чаще и ярче светит солнце. День стал длиннее ночи - увеличение светового дня. Температура воздуха днем выше нуля. Появились проталины).
-Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (потепление)
-А что происходит в живой природе?
(Цветут некоторые деревья, появляются первые насекомые. Прилетают весенние птицы.)
На доске:
Ученик:
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
Ученик:
Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?
Ученик:
Что скворечник ждет их новый,
Что проснулись луг и сад…
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?
Ученик:
А сегодня поглядели-
На ольхе сидит скворец.
Прилетели…
Прилетели!
Прилетели, наконец!
Учитель: Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами, каждый отряд прилетает в свою очередь.
Викторина:
- Какие птицы прилетают с юга первыми?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какая птица любит воровать блестящие предметы?
- Какую птицу называют лесной кошкой?
- Какая птица самая болтливая?
Учитель: - Отгадайте загадку.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица…(грач)
Учитель:Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнездам. Гнезда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. Старых гнезд уцелело немного: еще с осени многие из них разметал ветер, но старые капитальные постройки не поддались ему. На одном дереве насчитывается иногда пятнадцать-двадцать гнезд.
Ученик:
А у нас в саду жилец-
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.
Ученик:
С солнцем скворушка встает,
Ест жучков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
Учитель: Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные, четырехпалые, с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев черная, блестящая. Первыми прилетают скворчихи, а за ними, через несколько дней, самки- скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета Чайковского «Лебединое озеро». Учащиеся выполняют физ. минутку
Учитель: - Отгадайте загадку.
Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы нам вещает.
Шумит листва.
Лучится свет.
Ку-ку! А сколько в веке лет,
А ну, кто первый даст ответ? (кукушка)
Учитель: Знают эту птицу по ее пению, но немногим приходилось ее видеть, так как селится она в чаще леса. Но сегодня к нам в гости прилетела кукушка. Вот она! Размером она меньше голубя. Голова, спина и верх зоба пепельно-серые. Хвост длинный (до 18 см ). Гнездо кукушка не вьет, а откладывает яйца в гнездах других птиц. Форма и окраска кукушечьих яиц разная, они похожи на яйца тех птиц, в чьи гнезда они будут отложены. Птицы, увидев кукушку у своего гнезда, начинают кричать. По-разному птицы реагируют на подложенное яйцо- одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца- одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца. Первым в гнезде выводится кукушонок. Он очень беспокойный первые три- четыре дня. Все, что касается его голой спины, он выталкивает из гнезда. А это другие птенцы, кукушки.
Учитель: - Отгадайте загадку.
Спереди - шильце,
Сзади - вильце.
Сверху черненько суконце,
Снизу белое полотенце. (ласточка)
Учитель: Ласточку легко узнать. Их три вида: деревенская, городская, береговушка. У нашей, городской ласточки верх тела сине- черный, вся нижняя сторона тела белая. Хвост с неглубокой вырезкой посередине. Городские ласточки в долинах горных рек, в каменистых пещерах и скалах. Но большая часть из них приспособилось к жизни в городе. Строят свои гнезда на стенах, карнизах, под балконами и крышами. Деревенская ласточка ничем не отличается от городской, но больше размером.
Викторина:
Вопросы
- Какие птицы образуют супружеские пары на всю жизнь? (лебеди, аисты журавли)
- Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)
- Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
- Кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г.-Х. Андерсен)
- На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят)
- Назовите птиц, зимующих в нашей местности (Сорока, воробей, галка, ворона, снегирь, утка, голубъ.)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла 15 см.)
- Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)
- Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и их личинок.)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Рябчики, тетерева.)
- Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)
- Где синицы вьют гнездо? (В дупле)
- Какие птицы не могут жить в клетке? (Ласточки, стрижи.)
- Что птицам страшнее: голод или холод? (Голод)
- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
Отгадайте загадки:
- Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
- Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)
- Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
Учитель: - Последнее задание. Игра «Разберите картинки». Птиц, которые улетают на юг, положите около солнышка, а птиц, которые остаются зимовать, положите около снежинки.
стриж | снегирь |
соловей | синица |
трясогузка | сорока |
ласточка | ворона |
скворец | воробей |
грач | голубь |
Итог урока.
Один учащийся читает стихотворение наизусть.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Береги свою планету-
Ведь другой такой на свете нету!