Цели:
- Углубить знания учащихся о животных леса
- Развитие творческих способностей учащихся
- Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.
Оборудование: рисунки диких животных, учебник, загадки, кроссворд, пособие "И учеба, и игра: природоведение", стр. 23
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация
а) Проверка домашнего задания в форме индивидуального спроса:
-Как ты понимаешь, что такое лес?
-Какие растения встречаются в лесу?
-Какие леса вы знаете?
-Какой лес называют лиственным?
-Какой лес называется хвойным?
-Какой лес называют смешанным?
б) Игра "Кто где живет?"
3. Сообщение темы урока.
- Ребята перед вами кроссворд. Если мы правильно угадаем загадки, то узнаем тему нашего урока.
1. Ползун ползет,
Иголки везет (ёж)2. Я хитрая плутовка,
Хитрая да ловкая.
В сарайчик попаду
Кур украду (лиса)3. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодной (волк)4. Не зверь, не птица
А нос как спица.5. Весь день ползу я по дорожке
То выпущу, то спрячу рожки.
Спешить домой я не спешу
Зачем спешить мне по-пустому
Свой дом я при себе ношу
А потому всегда я дома. (улитка)6. У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост.
Спереди у зверя хвост большой
Кто же это? Кто же это?
Кто такой? (слон)7. Под полом таится,
Кошки боится (мышь)8. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)9. И в лесу мы и в болоте
Нас всегда везде найдете
На полянке, на опушке,
Мы зеленые (лягушки)10. Летом по лесу гуляет
Зимой в берлоге отдыхает (медведь)11. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню- земляникой,
Таню- костяникой,
Машеньку- орешком,
Петю- сыроежкой (лес)12. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода кора (заяц)
-Прочитайте тему урока. (Животные леса)
4. Работа над новым материалом.
а) беседа
- Какие животные обитают в наших лесах?
- Что вы можете сказать о них?
б) Защита своих творческих работ. Выступление детей.
Первый ученик
Тема: Волк
- Есть ли в наших лесах волки? Видел ли ты живого волка? (учащиеся задают вопросы выступающему)
Второй ученик
Тема: Белка
- Встречали ли вы живую белку. Где? (учащиеся задают вопросы)
Третий ученик
Тема: Лиса
(учащиеся задают вопросы)
Четвёртый ученик
Тема: Медведь
(учащиеся задают вопросы)
Пятый ученик
Тема: Заяц
(учащиеся задают вопросы)
Показ слайдов.
5. Физминутка. "У оленя дом большой"
6. Работа по учебнику. Закрепление пройденного.
1) А теперь ребята дополним наши знания по учебнику. Чтение текста (с.97-98) по цепочке. Ответы на вопросы; работа по рисункам.
- Почему в лесах много животных?
- Какие птицы обитают в лесу?
- Кого называют лесным доктором?
2) Охрана леса.
Ребята, а какую роль играет лес в жизни человека?
Лес-это хорошее место для отдыха. Это кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу почувствуешь, как здесь легко дышится. Тебя окутает приятная прохлада, а шелест листьев и щебетанье птиц успокоят, поднимут настроение. Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, радует целым хороводом грибов. Немало здесь полезных растений, излечивающих человека от разных болезней. Одним словом сказать, лес-это большое богатство.
Ребята, от кого нужно охранять лес? Почему?
3) Чтение стихотворения Г. Ладонникова "Дикарь в лесу"
(читает учитель)
Ребята, внимательно слушайте и найдите ответ на вопрос: "Какие правила нарушил человек?
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу там
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину, сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех :сорвал,
Сорвал второй и третий.
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
- А вы умеете вести себя в лесу?
- Как нужно себя вести?
4) Правила вежливости. (плакаты)
Ребята, давайте проверим, знаете ли вы правила вежливости. Выберите правило вежливости.
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями пробросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени-ещё вырастет!
- Наконец-то можно пошуметь, покричать и, главное, ни кому не мешаешь!
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Звери всякие важны-звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
7. Итог.
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Какой вывод мы можем сделать. Давайте, подведем итог.
- Кто живет в лесу?
- Для чего нужно охранять лес?
Выставление оценок.
8. Домашнее задание: рассказать о животных леса и охране лесов.