Урок природоведения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Углубить знания учащихся о животных леса
  • Развитие творческих способностей учащихся
  • Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.

Оборудование: рисунки диких животных, учебник, загадки, кроссворд, пособие "И учеба, и игра: природоведение", стр. 23

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация

а) Проверка домашнего задания в форме индивидуального спроса:

-Как ты понимаешь, что такое лес?

-Какие растения встречаются в лесу?

-Какие леса вы знаете?

-Какой лес называют лиственным?

-Какой лес называется хвойным?

-Какой лес называют смешанным?

б) Игра "Кто где живет?"

3. Сообщение темы урока.

- Ребята перед вами кроссворд. Если мы правильно угадаем загадки, то узнаем тему нашего урока.

 

1. Ползун ползет,
Иголки везет (ёж)

2. Я хитрая плутовка,
Хитрая да ловкая.
В сарайчик попаду
Кур украду (лиса)

3. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодной (волк)

4. Не зверь, не птица
А нос как спица.

5. Весь день ползу я по дорожке
То выпущу, то спрячу рожки.
Спешить домой я не спешу
Зачем спешить мне по-пустому
Свой дом я при себе ношу
А потому всегда я дома. (улитка)

6. У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост.
Спереди у зверя хвост большой
Кто же это? Кто же это?
Кто такой? (слон)

7. Под полом таится,
Кошки боится (мышь)

8. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)

9. И в лесу мы и в болоте
Нас всегда везде найдете
На полянке, на опушке,
Мы зеленые (лягушки)

10. Летом по лесу гуляет
Зимой в берлоге отдыхает (медведь)

11. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню- земляникой,
Таню- костяникой,
Машеньку- орешком,
Петю- сыроежкой (лес)

12. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода кора (заяц)

-Прочитайте тему урока. (Животные леса)

4. Работа над новым материалом.

а) беседа

- Какие животные обитают в наших лесах?

- Что вы можете сказать о них?

б) Защита своих творческих работ. Выступление детей.

Первый ученик

Тема: Волк

- Есть ли в наших лесах волки? Видел ли ты живого волка? (учащиеся задают вопросы выступающему)

Второй ученик

Тема: Белка

- Встречали ли вы живую белку. Где? (учащиеся задают вопросы)

Третий ученик

Тема: Лиса

(учащиеся задают вопросы)

Четвёртый ученик

Тема: Медведь

(учащиеся задают вопросы)

Пятый ученик

Тема: Заяц

(учащиеся задают вопросы)

Показ слайдов.

5. Физминутка. "У оленя дом большой"

6. Работа по учебнику. Закрепление пройденного.

1) А теперь ребята дополним наши знания по учебнику. Чтение текста (с.97-98) по цепочке. Ответы на вопросы; работа по рисункам.

- Почему в лесах много животных?

- Какие птицы обитают в лесу?

- Кого называют лесным доктором?

2) Охрана леса.

Ребята, а какую роль играет лес в жизни человека?

Лес-это хорошее место для отдыха. Это кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу почувствуешь, как здесь легко дышится. Тебя окутает приятная прохлада, а шелест листьев и щебетанье птиц успокоят, поднимут настроение. Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, радует целым хороводом грибов. Немало здесь полезных растений, излечивающих человека от разных болезней. Одним словом сказать, лес-это большое богатство.

Ребята, от кого нужно охранять лес? Почему?

3) Чтение стихотворения Г. Ладонникова "Дикарь в лесу"

(читает учитель)

Ребята, внимательно слушайте и найдите ответ на вопрос: "Какие правила нарушил человек?

Дикарь в лесу
Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу там
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину, сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех :сорвал,
Сорвал второй и третий.
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.

- А вы умеете вести себя в лесу?

- Как нужно себя вести?

4) Правила вежливости. (плакаты)

Ребята, давайте проверим, знаете ли вы правила вежливости. Выберите правило вежливости.

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями пробросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени-ещё вырастет!
  3. Наконец-то можно пошуметь, покричать и, главное, ни кому не мешаешь!
  4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  6. Звери всякие важны-звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

7. Итог.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Какой вывод мы можем сделать. Давайте, подведем итог.

- Кто живет в лесу?

- Для чего нужно охранять лес?

Выставление оценок.

8. Домашнее задание: рассказать о животных леса и охране лесов.

Приложение.