Формирование оптимальной двигательной активности в старшем дошкольном возрасте. Ритмическая гимнастика (аэробика)

Разделы: Работа с дошкольниками


Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности (ДА). Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках. Метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

Отличительными способностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность.

Каждое занятие для ребенка – это познание окружающей действительности через движение, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности.

У старших дошкольников контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.

При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни, эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способности детей, о также формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность знаний по физической культуре в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

  1. удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
  2. обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для этого возраста двигательную активность и физические нагрузки;
  3. сформировать навыки в разных видах движений;
  4. способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
  5. стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
  6. создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Рекомендуется проводить три физкультурных занятия в неделю, в первой половине дня, длительностью 30-40 минут по подгруппам, сформированным с учетом состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности детей.

Большинство занятий в теплое время года желательно проводить на свежем воздухе, соблюдая санитарно-гигиенические требования, правила безопасности, форму одежды и обуви, температурный режим.

При планировании содержания особое внимание обращается на взаимосвязь программного материала всех занятий, проводимых в течение года; на их повторяемость и постепенность усложнения.

Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий:

  1. занятия традиционного типа;
  2. занятия тренировочного типа;
  3. игровое занятие;
  4. сюжетно-игровое занятие;
  5. занятия с использованием тренажеров и спортивных комплексов;
  6. занятия ритмической гимнастикой;
  7. занятия по интересам;
  8. тематические занятия;
  9. занятия комплексного характера;
  10. контрольно-проверочное занятие;
  11. занятия «Туризм».

Структура всех занятий заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. На протяжении занятия в организме и психике ребенка происходят значительные изменения (улучшается согласованность работающих органов и систем, появляется возможность нахождения определенного ритма работы и т.д). наиболее высокий уровень работоспособности организма зависит от характера деятельности (самостоятельное выполнение движений, наблюдение показа действий воспитателем, осмысливание заданий или указания воспитателя т.д.).

Для достижения оптимального ДА детей во время занятий по физической культуре необходимо:

  1. запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределить ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовки, индивидуальных возможностей;
  2. осуществлять планирование программного содержания в течение всего года с учетом уровня развития ДА детей;
  3. поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;
  4. при подготовке к занятию продумать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;
  5. предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение пособий, санитарно-гигиенические требования, одежду, обувь;
  6. в водной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, придумать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;
  7. во время выполнения комплекса упражнений особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание. Предусмотреть название упражнений, смену исходных упражнений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.

Одним из типов занятий является ритмическая гимнастика (аэробика).

Современная система гимнастики представляет собой совокупность различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики. Первое место среди них по праву принадлежит ритмической гимнастике.

Основу ритмической гимнастики составляют физические (обще развивающие, силовые, акробатические упражнения, бег, прыжки) и танцевальные упражнения различной направленности с элементами художественной гимнастики, выполняемые в согласованности и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений.

Ритмическая гимнастика для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлече6ние детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение данных задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а следовательно, на развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Занятия ритмической гимнастикой благоприятно воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную систему организма.

На занятиях ритмической гимнастикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его звеньев. На мой взгляд, эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно. Понятно, что важно научить ребенка бегать быстрее, прыгать и метать дальше и выше, перебрасывать мяч и т.д., но не менее важно сформировать двигательную культуру ребенка, а именно умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без лишнего напряжения. Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он – хозяин своего тела.

Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так и слуховой и зрительной памяти. Это происходит естественно в сочетании с другими задачами физического воспитания.

Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Основой двигательной культуры является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения.

Все упражнения на занятиях аэробики выполняются из различных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине. Боку, в различных упорах.

Все движения условно можно классифицировать таким образом: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц шеи, спины и живота, упражнения для мышц ног, дыхательные упражнения.

В детском саду, в котором я работаю, занятия ритмической гимнастики или аэробики мною преподаются на протяжении 10 лет. Сначала я занималась со старшими дошкольниками, сейчас мною разработан комплекс упражнений и для младшей группы. Аэробика создает у детей бодрое настроение, поднимает жизненный тонус, позволяет познать окружающую действительность через язык жестов и движений. Ребята с большим удовольствием повторяют в такт музыке все показанные мною упражнения. Очень важно подобрать правильно музыку, она создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер. Поэтому основные требования к подбору музыкального произведения следующие:

  1. музыка должна быть доступна восприятию ребенка (детские песни, эстрадные песни и т.д.);
  2. запись должна быть чистой;
  3. музыкальный темп на протяжении комплекса должен меняться (от медленного и умеренного до быстрого).

Немаловажную роль в занятиях аэробикой играет сочетание ритмической гимнастики с игрой. Известно, что игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий и позволяет более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи.

Несмотря на небольшую продолжительность 10-30 минут (в зависимости от возраста детей), занятия аэробикой благотворно влияют на развитие ребенка, являются хорошим оздоровительным и воспитательным средством.

Замечательно сказал основоположник ритмической гимнастики Ж. Далькорз по поводу проведения занятий с детьми: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость».