Природа наградила территорию Самарской области всем необходимым для восстановления физического, психологического и социального здоровья личности: различными минеральными водами, не имеющих себе равных в России по химическому составу и целебным свойствам; завораживающей красотой Жигулевских гор; уникальными памятниками природы в виде гротов, пещер; обилием лесов в северной и центральной части территории области; культурно – историческими достопримечательностями.
Рекреационные ресурсы Самарской области как основа отдыха и туризма делятся на два вида:
- Природно-рекреационные ресурсы: отдых, туризм, лечение на курортах области.
- Культурно-исторические достопримечательности: археология, архитектура, искусство1.
Природные факторы являются естественными природными раздражителями для организма человека. Только благодаря взаимодействию с внешней средой, приспосабливаясь к изменяющимся климатическим условиям, человек может существовать и развиваться. Люди начинают понимать, что в погоне за благами научно-технического прогресса они теряют что-то очень важное и ценное для жизни, для души и тела.
Туристический кластер Самарской области является новой современной формой территориальной организации экономики и начальным этапом реализации кластерной организации экономики. Кластер – это совокупность постоянно взаимодействующих между собой юридически независимых фирм, работающих в одной сфере или отрасли, и группа предприятий, которые оказывают основным фирмам разнообразные сервисные услуги2.
Туристический кластер:
- уникальный природный комплекс – Самарская Лука;
- месторождения лечебных столовых вод;
- богатое историческое, культурное, духовное наследие;
- неповторимая архитектура.
Представители власти
- Департамент туризма;
- Правительство Самарской области;
Основные туроператоры г.о. Самара
- “Самараинтур “;
- “Интурист – Самара”;
- “Гермес – Тур”;
- “Волга – Флот- Тур”;
- “Спутник – Гермес”;
Туроператоры и турагенства:
- “Олимп”;
- “Зодиак”;
- “Феникс”;
- “Лагунатревел”;
- и др.
Размещение туристов:
- гостиницы, отели, мотели, базы отдыха;
- Предприятия питания;
- Бытовое обслуживание;
- Учреждения культуры;
- Транспортный кластер;
- Развлекательные центры;
- Подготовка и переподготовка кадров
Традиционная работа специалистов образования по сбережению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни была в основном направлена на сохранение физического (соматического) и психологического (эмоционального) здоровья учащихся.
Физическое здоровье как ценность принимается личностью, когда речь идет о перспективах ее индивидуальных достижений. В этом случае здоровая личность интересна сама по себе и интересна для себя. Педагогические средства реализации такого подхода заключены не только в учениях о сохранении и улучшении здоровья или оздоровительных практиках. Отношение к физическому здоровью как ценности передается преимущественно через профессионально – личностную позицию педагога, личным примером утверждающего преимущества здорового образа жизни.
Психологическое здоровье выступает тем видом здоровья личности, которое обеспечивает благополучие связанных с нею других людей. Психологически здоровая личность рассматривается как условие эмоционального благополучия окружающих.
В современных условиях российского образования (вынужденная смена школ учащимися и учителями из-за миграции и безработицы населения, рост социального сиротства и т.п.) работа педагогов направлена на поддержку социального здоровья личности школьника.
Наряду с традиционной системой работы, направленной на профилактику антиобщественного поведения и вредных привычек, новый подход связан с поддержкой здорового образа жизни как личностной и социальной нормы, ценности и потребности.
Понятие здорового образа жизни включает в себя:
а) выбор и реализацию позитивно направленных на
смысл жизни ориентаций, ценностей и форм
общественного поведения;
б) раскрытие культурно – нравственных
потенциалов личности школьника;
в) становление и развитие межличностных
гуманистических отношений;
г) ответственность за свое физическое здоровье
как условие биологического, психологического и
социального благополучия другого человека и
общества в целом.
При этом актуально формирование отношения к учащимся со стороны педагогов как к активно – творческим субъектам саморазвития и социализации, а не как к объекту воспитания3.
В микрорайоне, где находится школа №32, нет учреждений молодежной культуры, поэтому чрезвычайно актуальна проблема организации пространства культурного взаимодействия учащихся. Педагоги школы решают эту проблему с помощью независимых друг от друга туристических фирм, турагентств и туроператоров: “Альянс-Тур”, “ Атлантида+”, “У-ра” и т.д.
Идея изучения родного края и использование краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не нова. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого русского ученого и просветителя М.В. Ломоносова, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж.Руссо и великого чешского педагога Я.А. Каменского. Большой интерес к изучению родного края проявлял основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский4.
Путешествие это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное “Я”. Оно позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает ученикам возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности учащегося, ее самоопределение в культурном пространстве, навык в выборе позитивно направленных на смысл жизни ориентаций, ценностей и форм общественного поведения, что входит в понятие здорового образа жизни. Путешествие предполагает тщательное и вдумчивое постижение пространства, в ходе которого устанавливается коммуникация человека с миром, открываются новые каналы получения информации5.
В школе №32 г.о. Самара туристического кластера Самарской области наиболее востребован экскурсионный туризм (Царев курган, Каменная чаша, Молодецкий курган, Ширяевские штольни, Самарская Лука), спортивно – оздоровительные лагеря, религиозный туризм (Ташла, соборы, храмы, мечеть, костел, кирха), экстремальный туризм (горы Жигули, пещера Братьев Греве, Верблюд – гора), культурно – исторические достопримечательности (музеи, театры).
Количество учащихся школы №32 г.о. Самары, посетивших экскурсии, культурно-исторические достопримечательности, спортивно – оздоровительные лагеря составило в 2006–2007 уч.году 1003 человека, в 2007–2008 уч. году 1120 человек, в 2008- 2009 уч. году 706 человек.
Спортивно-оздоровительные лагеря посетили в2006 -2007 уч.году 315 учащихся, в 2007–2008 уч. году – 338 учащихся, 2008–2009 уч. году -320 человек.
Обычно экскурсионную поездку многие педагоги школы трансформируют в образовательное путешествие, которое является альтернативой обычной экскурсионной поездке, которая основывается на активной самостоятельной деятельности участников путешествия, в ходе которого усваиваются навыки освоения мира, развитие межличностных отношений и их личностного переживания, что помогает раскрыть и расширить культурно- нравственный потенциал личности школьника и воспитывает ответственность за свое здоровье и здоровье другого человека.
Проектная деятельность среди учащихся школы, основанная на краеведческом материале, собранном во время образовательных путешествий, призвана воспитывать среди учащихся убеждение в высокой ценности здорового образа жизни.
Проблемы сбережения физического, психологического и социального здоровья учащихся при осуществлении образовательной работы в школе стали приоритетными для всего педагогического коллектива.
Здоровая личность с точки зрения ее социального развития активно действует по отношению к своему здоровью как средству жизнеобеспечения семьи, выбору стратегии самоопределения в социуме, реализации предназначения гражданина государства.
Сноски:
1
Воронин В.В. География Самарской области, 2003,с. 131 – 1342
Иваненко А.А. Современная Российская модель управления: эффективность, кризисы, риски: сборник статей Всероссийской научно- практической конференции.// Выявление существующих и потенциальных кластеров на территории региона. 2009, c. 74–753
Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности; Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В. Чкерниковой, 2006б с. 6-7, 254 - 257.4 Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе, 1979, c.3.
5
Алексеева Т. Город в подарок // Методическая газета “Классное руководство и воспитание школьников”, 2008, N20, c.8–12.