Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности.
- Создать условия для формирования у школьников образного представления об изучаемой теме и для самостоятельного применения комплекса знаний.
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость обучения грамоте, чтению и счёту.
Оборудование: эмблемы с буквами «аз», «буки», «веди»; учебник «Азбука» Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусец; книги сказок; литературные герои.
Ход урока
1. Организационный этап:
(СЛАЙД 1)
Как хорош сегодня зал,
Весь горит огнем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем.
Очень просим, заходите
В наш просторный дом.
Очень просим, поглядите,
Как мы весело живем.
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Знают взрослые и дети,
И шахтер и водолаз,
Что труднее всего на свете
Самый первый школьный класс! (СЛАЙД 2)
Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберем,
Непременно приходите
Попрощаться с букварем.
(Исп. песня «Первоклашка» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского, во время пения демонстрируются СЛАЙДЫ 3-6.)
2. Этап обобщения полученных знаний:
Учитель: Незаметно пролетают несколько месяцев, за которые дети 1 класса учатся писать, считать и читать. Подходит тот момент, когда ребята должны попрощаться со своей первой учебной книгой. Раньше дети всегда учились в школе только по «Букварю» (СЛАЙД 7). А теперь существуют разные программы. Вы, например, учитесь по системе Л.В. Занкова. И для вас первым школьным учебником стала «Азбука» (СЛАЙД 8).
«Азбука» и «Букварь» помогают научить детей читать, запомнить в какой последовательности буквы стоят в алфавите (СЛАЙД 9). Слово «Алфавит» происходит от названия первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета» («вита»). Слово «Азбука» - это древнерусское слово, составленное из первых букв русского алфавита (СЛАЙД 10). Таким образом, слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение. Все буквы в славянском алфавите имели не только своё название, но и своё значение, своё смысл. Три первые буквы «аз», «буки», «веди», которые написаны на ваших эмблемах, можно прочитать так: «Я ведаю (знаю) буквы» (СЛАЙД 11).Посмотрите на этот рукописный текст. Почему в нём первая буква выделена красным цветом? (Ответы детей о красной строке)
Мы в школе полгода уже отучились.
Мы много успели, мы много узнали.
Писать и считать мы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала –
Первая главная книжка – АЗБУКА.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова.
Слова – в предложения и фразы.
Огромный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней.
Нам Азбука хорошим другом стала.
Мы этот праздник посвящаем ей.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас большой праздник. Вы закончили свою первую книгу – Азбуку. Совсем недавно, 1 сентября, вы переступили порог школы и стали учениками. За это время вы научились читать, писать и считать. А научила вас этому умная, интересная, занимательная Азбука. Сегодня мы должны с ней попрощаться, но знания, которые она нам дала, мы возьмем в страну Литературу. В этой стране мы познакомимся с новыми интересными произведениями.
(Входит почтальон и вручает большой конверт)
Ой, а это что? (письмо) От кого оно, как вы думаете? Давайте, откроем. Открываем письмо (написано на плакате, прикрепляю на доску).
Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник. Вы познакомились со всеми буквами, живущими в моем городе букв. Это большое событие в вашей жизни, потому что теперь вы сами можете прочесть любую книжку. А книг на Земле великое множество. Вы будете читать книгу за книгой. Но помните свою первую книжку, которая научила вас читать. Встречайте мою младшую сестру – волшебницу Азбука.
ЛИТЕРАТУРА
Но Азбука познакомила вас не только с буквами, её страницы учили вас быть дружными, воспитанными, умеющими выполнять школьные правила.
(Исп. песня «Чему учат в школе», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского)
3. Актуализация субъективного опыта учащихся.
СЛАЙД 12. Читают мальчики.
Учитель: Сегодня на наш весёлый урок пришли все 33 жителя этого городка. Встречайте! (Дети выходят с карточками букв и читают о них стихи).
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко
Это Ж, а это Ка,
Целый жук и полжука.
Т – в антенну превратилась,
И на крыше очутилась.
Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву эФ.
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
– Ой, смотри-ка, что случилось,
Получилась буква Ю.
Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, ну-ка, не ленись –
Подойди и подтянись!
Буква У – два длинных ушка.
З – простая завитушка.
Вот какая Ща и Це
С коготочком на конце,
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Н – надела поясок.
И – надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.
Ты ей шапку подари,
Станет краткой буква И.
Ха все ходит, ходит, ходит,
Места что ли не находит.
И подобно кочерге
Спину горбит буква Г.
Буква Э на эС дивится,
Словно в зеркальце глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
Взялись за руки друзья
И сказали ты да я –
Это – мы, а между тем
Получилась буква эМ.
Я – ногою мяч поддела.
Ч – поймать его хотела.
Ждет и ждет, устала ждать,
А мяча все не видать.
Посмотри на букву Ша.
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Буква Я шагает гордо!
Д стоит и очень твердо!
А бедняжка буква Ы
ходит с палочкой, увы!
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Мягкий знак живет беспечно.
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твердый знак
Носит кепку только так.
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки.
Р – одну,
А буква В – две.
Все вместе:
Нас тридцать три,
Нас тридцать три.
Нас целая семья
Веселых, дружных, озорных
От А, до Я.
(Буквы дети прикрепляют к доске. Учитель – слово «АЗБУКА»)
СЛАЙД 13. Читают девочки.
СЛАЙД 14. Чтение алфавита детьми с хлопками.
4. Этап применения изученного.
Учитель: Но что-то волшебница Азбука не идет к нам в гости. Давайте все вместе позовем ее. (Дети зовут) Появляется буква А, плачет.
Учитель: Что случилось?
Буква А: Это все клякса! Отвратительная Клякса пробралась в азбуку! Она ссорит буквы друг с другом, она их ненавидит, она хочет, чтобы в азбуке были только одни кляксы. Меня она уже выгнала. А как же Азбука придет без букв?
Учитель: Что же делать? Но ты успокойся, мы с ребятами что-нибудь придумаем. Нельзя же ей уступать. Надо бороться!
Буква А Что уж тут придумать? Клякса расхвасталась: «Гласные буквы я запрячу под замок, звонкие согласные закрою глубоко, а глухие спрячу поблизости, их все равно не слышно. Я – хозяйка азбуки!»
Учитель: Да, ребята, в сложную ситуацию мы попали. Вы согласны отправиться на поиски злодейки Кляксы. Нам нужно попасть на страницы азбуки, для этого надо стать маленькими. (Звучит музыка, буква А читает заклинание).
Буква А: Все закрыли глаза и повторяем за мной:
Ширли-мырли-капитуджа!
Повторяйте за мной дружно!
Нужно маленькими стать,
Чтобы буквы нам спасать.
Мы сидим все тише, тише
И становимся все ниже.
Ручки маленькими стали,
До пяти мы посчитали…
Ножки маленькими стали,
До десятка посчитали…
Глазки открываются,
Сказка начинается. (СЛАЙД 15)
Учитель: А теперь в путь! Итак, первый этап – «Звуки-помощники». Вы читаете слова, выделяете шепотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам составить слово. (Урок)
Буквы зашифровали цифрами. Угадайте спрятанное слово. (Мир)
(Слова выкладываются на магнитной доске).
Учитель: С первым заданием справились. Начинаем второй этап – «Выучи буквы». Жук – буквоедик постарался на славу! Допишите элементы букв.
(На доске написано слово из элементов букв. Элементы дописать до целых букв и получится слово – МОЛОДЕЦ).
Появляется буква Б (связка баранок на шее).
Буква Б: Купите бублики, баранки купите!
Буква А: Какие бублики? У нас очень важное дело. Пропустите нас, пожалуйста.
Буква Б: Бросьте, берите лучше бублики. Пока не выполните мои задания, не пропущу вас. Вспомните скороговорку, где встречаюсь я в каждом слове. (СЛАЙД 16)
Учитель: Кто же это к нам идет?
Буква А: Я знаю, это буква Д. Ее зовут Добрая Дуня.
Буква Д: Здравствуй А, душечка! Кого это ты привела ко мне?
Буква А: Это ребята 1 класса, они хотят пригласить на праздник Азбуку, а злая Клякса спрятала все буквы. Не видела ли ты ее?
Буква Д: Видела, она уехала на паровозике. (СЛАЙД 17)
Учитель: Уехала? Как же нам её догнать? Ребята быстро садимся в вагон, но подождите, номер его равен количеству слогов в слове АЗБУКА? (3)
Буква Д: Счастливого пути!
Физкультминутка: (Дети идут по классу вслед за «Буквами»)
Загудел паровоз и вагончики повёз:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.
Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут.
А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук!
Дальняя, дальняя, дальняя дорога
Вдоль нашей комнаты прямо до порога.
Учитель: Кто это? Кто-то там прячется? Это Клякса.
Клякса: Не отдам Азбуку, если не справитесь с моим заданием: «Из одного слова – несколько». На каждую букву слова «азбука» придумать по одному трехсложному слову (армия, защита и т. д.) СЛАЙД 18. Клякса убегает, появляется Азбука.
5. Этап контроля и самоконтроля.
Азбука: Дорогие ребята! Я очень рада, что мы снова встретились. Вас не остановили трудные задания Кляксы, вы смогли её победить своей ловкостью, смекалкой, умом, старанием. Я желаю вам удачи, успехов в стране Литературы. Вы научились читать, подружились с моими буквами, умеете составлять слова, рассказы. Умеете дружно работать с другими ребятами. Сегодня я прощаюсь с вами. Ребята, мои буквы останутся с вами в каждой книжке, на каждой страничке в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизоров.
Любите загадки?
Гадайте по порядку,
Вы друг другу помогайте,
Хором нам ответ давайте.
-
У сосны и елки –
листики-иголки.
А на каких листочках
Растут слова и строчки? -
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил -
Черный Ивашка –
деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там и след кладет. -
33 родных сестрицы,
Да таких красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
Учитель: Про твои буквы, Азбука, ребята споют частушки.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём,
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу».
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо поёте. Но чтобы успевать в школе, нужно быть очень внимательным на уроках. Сейчас я это проверю. Мы сыграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Ребята я буду задавать вам вопросы, а вы, хлопая в ладоши, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья». Итак, начинаем:
– Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
– Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
– Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?
– Кто из вас, из малышей ходит грязный до ушей?
– Кто из вас сюда принёс песни, шутки, смех до слёз?
Азбука: Дорогие мои «Буквы»! Объявляю вам благодарность за то, что вы научили ребят читать, помогли стать грамотными, учили быть настоящими друзьями.
6. Этап коррекции:
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Учитель: Составим с вами полку любимых сказок. Но их названия перепутались.
- Снежная принцесса.
- Жёлтая кепочка.
- Илья-царевич и Серый волк.
- Мальчик и Карлсон.
- Спящая бабушка.
- Гадкий цыплёнок.
- Луковый мальчик.
- Свеколка.
(Дети правильно называют сказки и выставляют книги на полку).
Входит КНИГА.
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой! Уронил меня ты на пол!
Ай! Супом ты меня залил!
Что здесь за звери?
Что за птицы?
Страницы пачкать, – не годиться.
Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук. (СЛАЙД 19)
7. Этап подведения итогов
Учитель: Покажем родителям и гостям, как мы умеем читать.
СЛАЙД 20. Читают по группам эмблем.
Азбука:
Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
и письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
а еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
"Рада я, друзья, за вас!"
Стали мы немного взрослей,
Стали мы мудрее чуть-чуть.
И читаем сами теперь,
С книгой отправляемся в путь.
Расставанья близится час,
И нельзя его избежать.
Азбуку, поверьте, не раз
Будем мы вспоминать! (СЛАЙД 21)
Учитель: 1 сентября вы переступили порог нашей школы и стали учениками. За это время вы научились читать, писать и считать. Этому вас научила умная и интересная Азбука. Я поздравляю вас с первой школьной победой! Эту радость мы разделим с родителями, которые помогали нам преодолевать все трудности.
8. Этап рефлексии.
Слово для поздравления предоставляется родительскому комитету.
Учащимся вручаются Дипломы об успешном овладении Азбукой и памятные книги.
(СЛАЙДЫ 22-25)