Цели:
- образовательные:
ввести в мир лирики Н. Заболоцкого;
анализировать художественное произведение, делать выводы;
выражать собственное отношение к прочитанному; - развивающие:
развитие эмоции, чувства, умения наблюдать;
устную речь, творческое воображение;
работать над выразительностью и осознанностью чтения; - воспитательные:
воспитывать эстетическую культуру, любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
Ход урока
I. Организационный момент
(Звучит музыка Чайковский «Апрель», на экране фотография «Апрель», учитель читает стихотворение).(слайд 1)
Учитель:
Великолепен день весны,
Все половодье спало.
Леса лучом озарены,
Жизнь началась сначала.
Лазурью блещет небосвод,
Долины шумом полны,
И облаков всплыл хоровод,
Как в синем море челны.
Родимов
II. Актуализация знаний.
– Какое настроение выражают эти произведения искусства?
– Совпало оно с вашим настроением?
– У кого из вас совпало?
Поднимите карточки и покажите, какое настроение у вас?
Жёлтый цвет – цвет радости. У кого-то взволнованное настроение. Почему?
Что такое искусство? (слайд 2)
Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
– Какие виды искусства помогают нам увидеть красоту природы? (Поэзия, Живопись, Музыка)
– Кто творцы этого искусства? (Поэты, художники, композиторы)
– Многие композиторы посвятили свои произведения весне?
– Кого из них вы можете назвать? Чайковский, Вивальди.
– Как вы думаете, для кого из художников весна была любимым временем года? Докажите, назовите художников и их произведения? (Венецианов, Левитан, Саврасов.)
Давайте посмотрим, кто ещё из художников посвятил свои полотна весне? (слайды 3-9)
– Какая весна изображается в прослушанном музыкальном произведении и увиденных картинах?
Учитель: Картины и музыкальное произведение наполнены солнцем, светом, теплом и радостным весенним настроением.
– А для вас она какая?
– Кто желает прочитать своё стихотворение о весне?
(Дети читают стихотворения собственного сочинения). (Приложение)
Наши поэты представляют весну вот такой.
А какой увидели весну другие поэты, мы узнаем, поиграя в игру.
Игра «Вспомни и назови»
-
«Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной»
(С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом» -
«Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса…»
Н.А. Некрасов «Зелёный шум»
– А какие стихи о весне знаете вы?
Учитель: Весной природа бывает очень красивой. Для многих поэтов она стала любимым временем года. Мы живём с вами в таком природном крае, где можно наблюдать Пушкинскую осень, Тютчевскую весну, Есенинскую зиму, услышать звуки из музыки Чайковского, наблюдать картины Левитана. А это значит, каждый день мы прикасаемся к великому творению великих поэтов, писателей, художников и композиторов.
Мы сегодня пройдемся по весеннему лесу вместе с поэтом и автором произведения «Весна в лесу» и, может быть, откроем для себя что-то новое, увидим природу глазами поэта.
– Когда мы можем говорить о поэте? (знакомясь с лирикой, со стихами)
– Когда мы говорим с автором? (Изучая прозу, знакомясь с биографией и анализируя авторскую оценку)
III. Работа по теме урока.
Краткое знакомство с биографией Н.А. Заболоцкого, его портретом. (слайд 10)
– Что вы можете сказать о Заболоцком, глядя на портрет? (добрый)
– Что вы знаете о Заболоцком?
Учитель. Николай Алексеевич Заболоцким – певец прекрасного. Он старался увидеть красоту во всем, в самой обыкновенной жизни. Его поэзия распахивает перед нами тайны нашего родства с природой.
IV. Анализ произведения.
1. Чтение стихотворения учителем.
– Какие чувства возникли в вашем сердце, слушая стихотворение? (изумление, восторг, удивление, радость, грусть, восхищение, нежность)
2. Самостоятельное чтение стихотворения
(Учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение». 4 класс, с.94.)
3. Задание.
– Прочитайте стихотворение, постарайтесь представить те образы, о которых идет речь. Подчерните непонятные слова.
4. Словарная работа перед первичным чтением стихотворения.
Какие слова непонятны? (косогор, вешние, лаборатория, колбочки, химик, штудирует, причитания, дикарь). (слайд 11)
5. Работа над содержанием.
— Какие яркие образы (картины) создаёт поэт в этом стихотворении? (грач, глухарь, зайцы, солнечный луч) (слайды 12-15)
Прочитайте.
– Какие средства художественной изобразительности использует автор для создания этих образов?
Что такое сравнение? олицетворение? (Грач – химик, врач; глухарь – дикарь; зайцы – маленькие ребята; лаборатория – природа; растеньице – колбочка живая; тетрадь – поле) (Солнце улыбается, грач штудирует)
– Как вы думаете, для чего автор их использует? (Чтобы лучше представить пробуждение природы)
V. Физминутка
Здравствуй, лес – необычный лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои. |
Широко разводим руки в стороны Повороты вправо-влево Руки подняты вверх, Покачивания влево-вправо Смотрим вдаль, повороты Широко разводим руки в стороны Прижимаем обе ладони к груди Широко разводим руки в стороны. |
VI. Работа в группе.
У вас на столах лежат карточки со словами из этого стихотворения, попробуйте объединить их в 2 группы. Текст произведения вам поможет.
Две группы слов:
- лаборатория, колбочки, химик, врач, тетрадка, урок, штудирует;
- таинственный, дикарь, причитания, старинные, хоровод, сказки, древние, чудеса.
— Прочитайте первую группу слов, вторую. (слайд 16)
– Какой образ природы изображен в начале стихотворения? (природа – лаборатория)
Докажите словами из текста.
Кто является лирическим героем? (Автор.)
– Что он делает в лесу? (Автор изучает природу, она для него научная лаборатория для исследования, он наблюдает за процессами, происходящими в природе.)
– Какой природа показана во второй части? (Автор пытается приоткрыть тайны жизни, олицетворяет героев, представляет в виде разумных живых существ.) (Природа сказка.)
Докажите словами из текста.
– Что вы узнали об авторе, как о литературном герое, прочитав это стихотворение?
Учитель: Николай Заболоцкий в стихотворении «Вечер на Оке» писал:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
– Как вы думаете, кому видна подлинная радость русского пейзажа, кому природа открывает свои тайны?
Вывод: природа открывает свои тайны лишь тому, кто умеет всматриваться, вслушиваться в окружающий мир, кто умеет любить и беречь её.
– Какова особенность стихотворения? (В нём есть некая загадка, в нём 2 образа природы)
Вывод.
Учитель: Н. Заболоцкий – поэт, который видит природу и как современную лабораторию, все процессы в которой совершаются прямо на наших глазах и как старинную сказку, персонажами в которой являются все её дети.
VII. Выразительное чтение стихотворения.
Работа в паре
Выберите понравившийся отрывок и научитесь его выразительно читать.
– Какие чувства поэта нужно передать? (Восхищение, удивление, нежность)
Поработайте над партитурой стихотворения.
Расставьте паузы, определите тон, темп чтения, поставьте логические ударения.
– Кто желает прочитать стихотворение или понравившийся отрывок?
1-2 человека
VIII. Итог урока.
Самооценка.
Оцените себя. (слайд 17)
- «5» – на вопросы отвечали, стихотворение прочитали выразительно;
- «4» – на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно;
- «(.)» – не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал не выразительно.
Встаньте те, кто поставил «4»и «5» Вы заслуживаете аплодисментов. Поаплодируйте друг другу.
IX. Домашнее задание.
(слайд 18) по выбору: можно подготовить выразительное чтение стихотворения, выучить наизусть понравившийся отрывок, один из образов или всё стихотворение, кому – то хочется изобразить какой – то момент в рисунке.
Учитель: Н. Заболоцкий - поэт, который написал не одно стихотворение, а много. Послушаем ребят, которые прочитают отрывки из стихов Н. Заболоцкого.
-
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появление
На рассвете весеннего дня. -
ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка –
Высокая лебедь плывет. -
ЗЕЛЕНЫЙ ЛУЧ
Золотой светясь оправой
С синим морем наравне,
Дремлет город белоглавый,
Отраженный в глубине.
Учитель. В одной из своих поэм Н.А. Заболоцкий написал такие строки:
...что есть красота
и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?..
Этот вопрос не давал ему покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно найти в его стихах. Все эти и другие произведения Заболоцкого вы можете прочитать в этих книгах, взяв их в библиотеке.
Х. Рефлексия.
– Изменилось ваше настроение? Возьмите карточки и покажите.
Итог урока: Продолжите фразу.
Сегодня я на уроке… (слайд 19)
– Чему учит стихотворение Заболоцкого? (Больше замечать прекрасного, уделять внимание природе, быть внимательным и наблюдательным. Смотреть на мир с открытыми глазами).
Спасибо за урок! (слайд 20)