Развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


Цели:

Закрепить и обобщить знания учащихся по трём блокам:

  • основы лингвистических знаний ("Как устроен наш язык")
  • формирование навыков грамотного, безошибочного письма ("Правописание")
  • развивать речь учащихся ("Развитие речи")
  • Развивать воображение, умение логически мыслить,
  • Сообразительность, внимание, память.
  • Воспитывать любовь к родному языку, показывать красоту, богатство и величие родного языка.

Оборудование: электронные таблицы, карта, сочинения, рисунки, словари, книги по этике и культуре речи.

Дети путешествуют от станции "Московская" до станции "Ямальская". На их пути встречаются 3 острова:

  1. Блок "Как устроен наш язык"
  2. Блок "Правописание"
  3. Блок "Развитие речи".

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

-звучит песня М. Пляцковского и В. Шаинского "Чему учат в школе".

(Дети входят в класс и около доски поют первый куплет, затем садятся)

Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы отправляемся в путешествие. Как называется наш отряд?

-Турист (на головах у ребят пилотки, на груди - эмблема туриста).

Учитель: А чтобы путешествие наше было удачным мы должны вспомнить наш девиз.

Турист всегда, турист везде,
Турист на суше и в воде.

Учитель. Первая наша станция, откуда мы отправляемся, называется "Московская" (на карте находим Москву).

-Как называется наша Родина?

-Ещё раз называют столицу нашей Родины.

-А кто мы с вами?

-На каком языке мы говорим?

-Назовите нашего президента.

Учитель.- Дорогие друзья!

-2007 год президентом России Владимиром Путиным был объявлен Годом русского языка. На предложение В.В. Путина всем странам, где любят и знают русский язык и русскую культуру, откликнулось 76 держав мира.

-Дети по одному выступают у доски.

-Русский язык - это государственный язык для 145 миллионов россиян.

-Это один из шести рабочих языков Организации Объединённых наций.

-Это язык жизни для 15 миллионов приехавших в Россию гастарбайтеров.

-Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

-На русском языке написаны величайшие произведения мировой литературы.

-Основной девиз: "Русский язык - первый язык общения в космосе".

Учитель. - Сейчас красивый и правильный русский язык стал большой редкостью.

-Постараемся же восстановить, поддержать нашу культуру, наш язык.

Учитель. - Следующая наша станция называется "Домашняя".

-Дети рассказывают стихи на правила в занимательной форме.

I. Блок: "Как устроен наш язык".

Отгадывают кроссворд: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

-Учитель.

Следующая станция: "Загадочка".

Дети отгадывают загадки.

-Чёрные птички -Что у Адама впереди, а у Евы сзади /А/.
На каждой страничке -На край Пскова пойдёшь,
Молчат, ожидают, Что найдёшь? /А/.
Кто их отгадает. /Буквы/. -Что у Бога есть, а у царя нет? /Б/.
-Тридцать три сестрички -Что в бабе две, а в девке ни одной? /Б/.
Ростом невелички. -В каком слове сорок гласных? /Сорок-а/
Если знаешь их секрет, -В каких словах по сто согласных?
То на всё найдёшь ответ. /Буквы/. / Сто-н, сто-л, сто-г, сто-п/.

II. Блок "Правописание".

Учитель.- Следующая станция "Безошибочная".

-На доске написаны два столбика слов.

Дети из двух команд вставляют пропущенные буквы.

дж_нсы

ш_рина

кош_к

полож_

туш_ть

калош_

ж_тели

тиш_на

ош_бка

дюж_на

-Найдите слово в слове.

I команда   Аэропланчик

II команда  Электровозик

-Учитель.- О языке много пословиц сложено. Сейчас каждая команда поработает над своей пословицей. Дети складывают пословицы из слогов и поясняют значение пословиц.

-I команда - Язык до Киева доведёт.

-II команда - Не спеши языком - торопись делом.

Учитель - дорогие ребята, сейчас мы приближаемся к остановке "Спортивная". (Под музыку песни "Вместе весело шагать, дети делают зарядку).

После станции "Спортивная" - "Бедная".

-А вот что бывает, когда мысли и речь бедны.

-Сценка. Один ученик читает, а другой показывает

-На собрании Но решил промолчать.
Председатель Вова И не сказал ни слова.
Хотел взять слово. Потом встал,
Пока вставал, Потом сел.
Потерял слово. Сел - встал
Встал со стула Сел - встал.
И сел снова. И сел снова.
Потом встал опять, Устал и упал,
Что-то хотел сказать. Так и не взяв слова.

-Учитель - Мы знаем, что нашу речь засоряют иностранные слова. Попросим наших гостей тоже поучаствовать в наших ответах. Подберите наши слова - синонимы к иностранным словам:

- Валюта - деньги.

- Наркоз - обезболивание.

- Шоу - зрелище, представление.

- Коммерция - торговля.

-Триумф - успех, победа.

-Учитель - Замените высказывание - фразеологизмом.

Ещё молод и неопытен - молоко на губах не обсохло.

Ничем не проймёшь- как с гуся вода.

Всё нипочём, ничто не страшно - море по колено.

Очень мало - как кот наплакал.

-Учитель - Вот станция "Поэтическая". Дорогие ребята! Мы должны с уважением относиться к русскому языку, русской речи, русской литературе. Чтение хорошей литературы - один из путей достижения этой благородной цели.

-Учащиеся от каждой команды читают стихи.

-Александр Яшин.

"Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём.
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой".

-А.С.Пушкин.

Я помню чудное мгновенье
Предо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

-Все хором:

"Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

/Валерий Брюсов/

III. Блок. "Развитие речи".

-Станция "Ямальская".

-Учитель. - Что вы можете сказать о Ямале?

-Дети рассказывают, зачитываются отрывки из сочинений, показываются рисунки, читают стихи о северном крае, о Ямале.

Я свой родной Ямал
Люблю в любое время года.
Он осенью пурпурно-золотой
И снежно голубой пушистою зимой. (Сабирова Алина).

Там под северным сияньем
Там, где вечная зима.
Там под снежным одеялом
Есть далёкая земля под названием Ямал. (Слободян Ирина).

-Станция "Совет".

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало и пусть оно не будет грязным. В завершение нашего мероприятия позвольте дать вам несколько советов.

Совет №1.

-Для повышения речевой грамотности больше читайте лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: "Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал".

Совет "2.

-Привыкайте пользоваться словарями! Их много, и задачи у них разные:

О значении и употреблении слов вы узнаёте из толкового словаря русского языка;

О грамматике написания вы узнаёте из орфографического словаря;

Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов;

А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь;

Книги по этике и культуре речи.

Совет №3.

-Не давайте слову опережать мысли. В наших словах и интонациях выражено отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться. Позвольте закончить словами Булата Окуджавы:

-"Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты - Ведь это всё любви счастливые моменты".

III. Итог занятия.

Приложение