Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. В ряде несчастных случаев, насилие над детьми относится к наиболее ужасным. Поэтому сегодня актуальными становятся вопросы воспитания у детей навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.
Ребенок может попасть в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Для этого надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения:
- научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
- помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
- развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
При этом важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо или плохо, почему это с ним случилось, что он делает не так.
С целью обобщения педагогического опыта по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста накопленный материал был систематизирован в виде плана работы с детьми и родителями, подобран дидактический и практический материал для работы с детьми дошкольного возраста в возрасте от 4 до 7 лет.
Данная работа направлена на приобретение детьми опыта самостоятельного безопасного поведения на улице, дома, в общении с чужим взрослым, а также помочь им адаптироваться в новой социальной среде "переход в школу". Знания детей формируются как на занятиях, в самостоятельной деятельности в развивающей среде, так и в повседневной жизни: бытовых ситуациях через интегрированный подход взаимодействия детей и взрослых (игры, занятия, беседы, экскурсии, конкурсы, моделирующие ситуации и т.д.).
План работы состоит из 3 разделов: безопасность на дороге, безопасность в быту, безопасность в общении с людьми, в которых используются игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такие как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование. Материал распределен поквартально, через все виды деятельности и режимные моменты.
Планирование в средней группе Раздел 1 "Безопасность на дороге"
Сентябрь | 1-я неделя | Занятия | Утро | Прогулка | Вторая половина дня |
Рассматривание картины "Улиц". | "Слушаем звуки улицы" - уметь вслушиваться в те или иные уличные звуки. | Чтение Г. Георигиева "Что я вижу в городе". | |||
2-я неделя | Познавательно дидактическая
игра "Наш город". Цель: формировать знания о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт есть в городе и как он работает |
Д/игра "Наш город" - желание знать о своем городе, о транспорте, об улицах. | Экскурсия "Наша улица" - продолжить знакомство с улицей, ее особенностями. | Беседа "Для чего нужны правила дорожного движения". | |
3-я неделя | Д/игра "Пройди не ошибись" - назначение дорожных знаков. | П./игра "Воробышки и автомобиль". | Чтение А. Дорохова "Светофор" | ||
4-я неделя | Что мы видели на улице Цель: закреплять понятие улица, дорога, познакомить с понятием "переход", "перекресток". |
Д/игра "Дорожные знаки для пешеходов" - знание и назначение дорожных знаков. | Наблюдение за работой светофоров | Конструирование из строителя "В два ряда дома стоят - наша улица" |
Январь | 1-я неделя | Занятия | Утро | Прогулка | Вторая половина дня |
"Быть примерным пешеходом разрешается" - беседа с решением проблемных ситуаций | Наблюдение за пешеходами | Чтение Н. Носова "Автомобиль" - оценивать поступки героев рассказа | |||
2-я неделя | "Зеленый огонек" Цель: закреплять понятия о светофоре, о правилах поведения на улице |
Беседа "Опасности зимней дороги" - дать представление о способах передвижения человека и автотранспорта в зимнее время. | Упражнение "Катание на скользкой дорожке" - о невозможности быстро затормозить | Лото "Учись быть пешеходом". | |
3-я неделя | Опыт: "Катание ластика на мокрой и сухой дорожке" дать представление о свойствах резины на мокрой дороге | Целевая прогулка "Перекресток" - место, где пересекаются улицы | Д/игра "Светофор" - назначение его работы, значение его световых сигналов. | ||
4- я неделя | П/игра "Уличное движение". Цель: упражнять в знаниях поведения на улице, учить применять личный опыт в соответствии с игровыми действиями |
Чтение стихотворения О. Бедарева "Если бы:" | П/игра "Красный, зеленый" - действовать по сигналу, устанавливать связи между предметами | Развлечение "Красный, желтый, зеленый" - закрепление понятий о правилах дорожного движения" |
Май | 1-я неделя | Занятия | Утро | Прогулка | Вторая половина дня |
Рассмотрение иллюстраций о работе регулировщика. | Целевая прогулка "Пешеходный переход" | Чтение С.Михалкова "Моя улица" | |||
2-я неделя | "Транспорт и пассажиры" Цель: закреплять знания о видах транспорта, знакомить с правилами поведения пассажиров |
Беседа "Для чего нужен светофор" | Наблюдение за движением транспорта | Поделки оригами "Машины" | |
3-я неделя | Д/игра "Можно - нельзя" Цель: формировать ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, на дороге, в транспорте. |
П/игра "Мы водители" Цель: умение двигаться навстречу, не задевая друг друга |
Творческая игра "Автобус" Цель: развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте. |
||
4- я неделя | Познавательная игра
"Путешествие в деревню" Цель: закреплять знания правил дорожного движения и поведения на улице |
Рассказ воспитателя "Улица, на которой расположен детский сад" с использованием моделирования ситуации | "Где можно и где нельзя играть" опасности нашего двора | Сюжетно-ролевая игра "Улица нашего города" |
Раздел 2 "Безопасность в быту"
Октябрь | 1-я неделя | Занятия | Утро | Прогулка | Вторая половина дня |
Индивидуальные разговоры о доме, рассматривание иллюстраций о различных приборах. | Наблюдение за работой на огороде "Опасные предметы" | Экскурсия на кухню - обратить внимание детей на опасные предметы, как повар пользуется ими в своей работе | |||
2-я неделя | Экскурсия на кухню Цель: обратить внимание на опасные предметы, как повар пользуется этими предметами |
Д/игра "Раз, два, три, что может быть опасно - найти" | Экскурсия по нашему двору "Хорошо у нас в детском саду" | Д/игра "Так и не так" | |
3-я неделя | Загадки об опасных предметах (нож, терка, чайник, кастрюля, стеклянная посуда) | Труд в природе "Соберем ненужные предметы, опасные для игры" | Чтение Е. Казакова "Чик-чик ножницами" | ||
4- я неделя | "Предметы бывают разные, острые и
опасные" Цель: уточнять представления об острых, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев |
Д/игра "Подбери игрушку Танюшке" | Наблюдение за животными "Могут ли собаки быть опасными?" | Загадки "Опасные электроприборы - почему?" (телевизор, пылесос, электроплита, самовар и т.д.) |
Декабрь | 1-я неделя | Занятия | Утро | Прогулка | Вторая половина дня |
Чтение стихотворения с обсуждением "Не мешайте мне трудиться" (рассмотрение иллюстраций). | Конкурс кондитеров Д/игра "Будь острожен" Цель: выявление умения осторожно обращаться с пожарными предметами. |
Беседа "Кухня не место для
игр" Цель: закреплять правила обращения с опасными предметами. |
|||
2-я неделя | Познавательная игра
"Электроприборы в нашем доме" Цель: знакомить с электроприборами, их назначением, правилами обращения. |
Моделирование ситуации "Без
хлеба не обойтись" Цель: умение пользоваться ножом. |
Подвижная игра "Высоко
-низко" Цель: профилактика падений и ушибов, формирование безопасного поведения. |
Чтение "Бумажный самолетик" Цель: формирование понятия, что с огнем играть опасно. |
|
3-я неделя | Лото "Что знаем о вещах" Цель: расширять представление о правилах безопасного поведения. |
Экскурсия "Опасности нашего
двора" Цель: определение опасных и безопасных мест для игр во дворе. |
Просмотр мультфильма "Кошкин дом". | ||
4- я неделя | "Детские шалости с огнем" Цель: формировать осторожное обращение с огнеопасными предметами, знакомить с правилами пожарной безопасности. |
"Я иголки не боюсь" (собираем
бусы). Цель: умение безопасного обращения с иголкой, развитие мелкой моторики. |
Лазание на лесенке "Высоко - низко". Цель: формировать умение правильно и безопасно подниматься и спускаться с лестницы. |
"В гостях у Айболита"
(участие медицинского работника). Цель: умение оказывать себе и товарищу помощь при порезах, ушибах. |
Март | 1-я неделя | Занятия | Утро | Прогулка | Вторая половина дня |
Рассматривание альбома по безопасности "Где можно играть" | Экскурсия к строительной площадке "Почему нельзя играть на стройке" | Приготовление салата из
моркови. Цель: выработка практических умений |
|||
2-я неделя | Беседа "Какие бывают
привычки, чем они могут быть опасны". Цель: воспитывать желание быть опрятными, формировать понятие хорошие и плохие привычки, как можно справиться с плохими привычками |
Дидактическая игра "Убери на
место" Цель: формировать представления о правилах безопасного поведения, желание соблюдать порядок в доме. |
Наблюдение за работающим краном. | С/ролевая игра "Семья" Цель: формирование бережного отношения друг к другу. |
|
3-я неделя | Чтение стихотворения "Дворняжка" Т. Новицкой | Наблюдение за собаками. Моделирование ситуации "Если на тебя бежит незнакомая собака" | С/ролевая игра "Мы спасатели". | ||
4- я неделя | "Кошка, собака - наши
соседи" Цель: учить понимать состояние и поведение животных, знать, как обращаться с ними. |
Д/игра "Электроприборы -
наши помощники" Цель: закрепление представлений об электроприборах, правил пользования ими. |
Экскурсия на речку. | Труд хозяйственно-бытовой "Постираем платочки и проутюжим" (моделирование ситуации). |
Раздел 3 "Этот странный взрослый мир" (безопасность в общении с людьми)
Ноябрь | 1-я неделя | Занятия | Утро | Прогулка | Вторая половина дня |
Рассмотрение иллюстраций о семье. | Экскурсия "Путешествие по
городу" Цель: восприятие реального мира, города, улицы. |
Беседа "Как быть послушным" Цель: воспитывать умение общаться с незнакомыми людьми. |
|||
2-я неделя | Беседа "На меня в обиде мама" Цель: учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций. |
Ситуация: "Знаешь ли ты себя" Цель: обучать умению описывать свой внешний вид. |
Экскурсия на почту Цель: наблюдение за работой и общением между людьми. |
Чтение рассказа "Маленький
помощник" Цель формировать нравственное поведение в общении с незнакомыми людьми. |
|
3-я неделя | Общение "Как можно
поздороваться" Цель: формирование доброжелательного отношения к другим людям. |
Подвижная игра "Курица и
цыплята" Цель: формирование заботливого отношения к окружающим. |
Чтение сказки "Кот, петух и
лиса" Цель: формирование безопасного отношения через создание сказочной ситуации. |
||
4- я неделя | "Волк и семеро козлят" Цель: упражнять в умении переживать эмоции страха и испуга в сказочной ситуации. |
Рассматривание и обсуждение иллюстраций на тему: "Если ты один дома". | Подвижная игра "Гуси-гуси" Цель: воспитание смелого поведения в опасных ситуациях. |
Чтение сказки "Три
поросенка" Цель: воспитание внимания к близким людям, бережного отношения друг к другу. |
Февраль | 1-я неделя | Занятия | Утро | Прогулка | Вторая половина дня |
Беседа "Семейная
фотография". Цель: формирование позитивного восприятия окружающих. |
Подвижная игра "Карусели" Цель: развитие согласованности действий с движениями других детей. |
Рассказывание сказки "Жихарка" с использованием кукольных персонажей. | |||
2-я неделя | "Что такое хорошо и что такое
плохо". Цель: формировать представления о хороших и плохих поступках, поведении. Уметь правильно оценивать себя и ситуацию, в которой оказался. |
Рассмотрение иллюстраций "Наша безопасность" | Подвижная игра "Мы медведя
испугались" Цель: осознание собственных, мышечных и эмоциональных ощущений, снятие напряжения, страха. |
Беседа "Что делать, если ты
потерялся?" Цель: учить умению ориентироваться на местности (знание домашнего адреса). |
|
3-я неделя | Общение - размышление "Можно
ли гулять по городу одному"
|
Подвижная игра "Волк во рву" | |||
4- я неделя | Обсуждение рассказа Б. Рисина
"Иностранец" Цель: учить общаться со взрослыми в духе добра и взаимопонимания. |
Д/игра "Опиши свою (своего) маму (папу)". | Подвижная игра "Охотники и зайцы. | Этюд-психогимнастика
"Потерялся" Цель: упражнять умение выразить свой страх и снять напряжение |
Апрель | 1-я неделя | Занятия | Утро | Прогулка | Вторая половина дня |
Беседа "На меня в обиде мама" Цель: находить правильный выход из конфликтной ситуации. |
Подвижная игра "Похитители и находчивые ребята". | Рассмотрение альбома по безопасности "Незнакомые люди". | |||
2-я неделя | Чтение С. Михалкова "Дядя
Степа милиционер" Беседа "Как вызвать милицию? Что такое служба "02"?". |
Д/игра "Узнай по описанию" Цель: упражнять в составлении внешнего портрета своих друзей. |
Подвижная игра "Лиса в курятнике". | Беседа и моделирование ситуации "Если ты потерялся на рынке?". | |
3-я неделя | Этическая беседа "Как можно
узнать настроение человека" Цель: развитие внимательного и бережного отношения к близким. |
Подвижная игра "Смелые
мышки" Цель: учить умению управлять своим поведением. |
Общение "Что ты знаешь о
своем друге" Цель: развитие внимательного и чуткого отношения к сверстникам. |
||
4- я неделя | Беседа "Как вести себя на
улице, если ты потерялся" Цель: упражнять в правильном поведении, с кем общаться, к кому обращаться в сложной ситуации |
Рассмотрение иллюстраций в альбоме "Опасные ситуации в общении с людьми на улице" | Подвижная игра "Кот и лиса" | Беседа - общение: "Ты остался дома один, а в дверь постучали" |