Развитие речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.

Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

 

Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Поэтому, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Работа в данном направлении состоит из 3-х разделов:

Что такое театр.

Искусство выразительного чтения.

Мастерство актера сценическое действие.

Для разработки перспективного планирования была подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Подобран методический материал и консультации для родителей по ознакомлению их с театральным искусством.

Целью работы является: овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания.

Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

На первом этапе работы необходимо создать условия для театральной деятельности: изготовить ширму, приобрести набор кукол, это дает возможность, каждому ребенку принять участие в театральной деятельности.

С участием воспитанников подготовительной группы было поставлено несколько спектаклей для детей младших групп, такие как: "Теремок", "Колобок", "Репка", "Три медведя". После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчетливой, яркой, интонационно выразительной. К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Перспективное планирование подготовительной к школе группы

Тема Содержание Срок
Кукольный театр С.Образцова Куклы с "живой рукой", куклы перчатки;

Действия с ними.

Сентябрь
Знакомство с театральными профессиями Словарная работа.

Обыгрывание ролей.

Сентябрь
Скоморохи Словарная работа.

Стихотворение о Петрушке

Октябрь
Бутафория Петрушка из папье-маше;

Разучивание стихотворений о Петрушке

Октябрь
Сценарий, постановка, спектакль Веселая ярмарка;

Прослушивание музыки "Коробейники";

Распределение ролей.

Ноябрь
Театральный жанр Комедия, трагедия;

Этюды "Вредное колечко", "Смелый заяц", "Повар - лгун"

Январь
Образец речи, театральная профессия Сказка "Снегурочка";

Рисование одежды для снегурочки

Февраль
Теневой театр Сказка "Илья Муромец";

Обучение детей показу

Февраль
Народный фольклор в театре Этюд "Посиделки"

Декламирование стихов о маме и бабушке

Март
Театральная неделя Оформление группы ко дню театра;

Показ спектакля "Колобок" детям младших групп.

Март
Постановка спектакля Сценарий по сказке "Золотой ключик"

Распределение ролей

Апрель
Выразительность образцов Работа над ролями по этюдное изготовление костюмов Апрель
Работа над спектаклем Поделка декораций к спектаклю;

Изготовление пригласительных билетов.

Май
Спектакль Постановка спектакля "Золотой ключик" Май