Воспитание человечности, отзывчивости, чуткости к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста, так является основой нравственного развития личности.
Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? Как сделать этот стихийный процесс целенаправленным?
Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку.
Нередко чтением сказки педагоги решают только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для активного воспитания у детей добрых чувств. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину, мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.
Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она даёт великолепный общий язык взрослому, она более информативна, чем обычная стиснутая речь и способствует пробуждению творческих сил ребёнка.
На примере героев сказок у ребенка происходит осмысление собственной жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, учатся рассуждать, анализировать, не привычно по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, рисовать сказки, лепить. У детей развивается творческое мышление, воображение, внимание, дети учатся логически мыслить и творчески работать. В процессе работы дети учатся управлять своими чувствами, справедливо оценивают свои поступки и поступки других.
Для занятий по нравственному воспитанию дошкольников с использованием сказки был разработан календарно-тематический план работы с детьми разных возрастных групп. Ниже приведен план занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Календарно - тематический план занятий по нравственному воспитанию через сказку
Младший возраст.
Дата | Тема | Содержание обучения | Деятельность ребенка и педагога | Ответственные | |||
№ 1 январь |
Знакомство. | Познакомить детей со сказочными героями, которые будут с ними до подготовительной группы. Дать понятия "добрый", "злой". | П. /игра "Солнышко и дождик". | Воспитатель | |||
№ 2 февраль |
Печальная история о том, как оторвали мишке лапу. | Учить распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль. | Д/игра, "Какая девочка" Чтение рассказа В.Драгунского "Друг детства". |
Воспитатель педагог-психолог | |||
№ 3 февраль |
Еще одна печальная история о том, как пропала собака. | Формировать у детей гуманное отношении, любовь, привязанность к животным. | Чтение рассказа К.Сергиенко "До
свидания, овраг" Творческая игра "Я волшебник". |
Воспитатель | |||
№ 4 март |
История о том, что такое хорошо и что такое плохо. | Познакомить детей с хорошими и
плохими поступками людей. Учить, правильно определять, что такое хорошо. |
Игра - драматизация "Что такое хорошо и что такое плохо". | Воспитатель Музыкальный руководитель | |||
№ 5 март |
История про волшебников. | Учить по выражению лица определять настроение человека. | Чтение сказки В.Катаева "Цветик - семицветик" | Воспитатель | |||
№ 6 апрель |
Тридесятое царство. | Учить детей правильно оценивать хорошие и плохие поступки детей. | Чтение рассказа В.Осеевой "Сыновья". Д/игра "Плохо или хорошо". |
Воспитатель | |||
№ 7 апрель |
О том, когда поют песню " Там, вдали за рекой:" | Учить детей приходить на помощь слабым и беззащитным. | Рисование эмоций. П./игра "Надень и попляши" |
Воспитатель воспитатель ИЗО. |
|||
№ 8 май |
История о том, как мечта начинает сбываться. | Учить оценивать поступки людей и анализировать свои поступки. | Беседа по рассказу А.Н.Толстого "Топор" |
Воспитатель | |||
№ 12 май |
История о мальчике-звезде. | Показать детям, что людей, особенно мать, нужно любить, ничего не требуя взамен. | Д/игра "Что можно сделать за
пять минут". Чтение сказки О.Уайльда "Мальчик-звезда". Работа по сказке. |
Воспитатель | |||
№ 13 май |
История о маленьком принце. | Воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям. | Рисование по сказке А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц" | Воспитатель, воспитатель ИЗО |
Литература.
- Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева "Путь к волшебству".
- И.В.Стишенок "Сказка в тренинге: коррекция, развитие. личностный рост"
- Л.П.Стрелкова "Уроки сказки"
- Е.А.Алябьева "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками"
- З.А.Гриценко "Ты детям сказку расскажи:"
- Т.М.Титаренко "Нравственное воспитание дошкольников в семье"
- Л.Б.Фесюкова "Воспитание сказкой"
- О.С.Жукова "Игры со сказками"
- Р.Р.Калинина. "В гостях у Золушки"
- Т.М.Грабенко "Зачем читать детям сказки? "
- Т.А.Шорыгина "Общительные сказки"
- Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева "Тренинг по сказкотерапии"
- Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева "Развивающая сказкотерапия".