Развитие нравственности у детей дошкольного возраста через сказку

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание человечности, отзывчивости, чуткости к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста, так является основой нравственного развития личности.

Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? Как сделать этот стихийный процесс целенаправленным?

Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку.

Нередко чтением сказки педагоги решают только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для активного воспитания у детей добрых чувств. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину, мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.

 

Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она даёт великолепный общий язык взрослому, она более информативна, чем обычная стиснутая речь и способствует пробуждению творческих сил ребёнка.

На примере героев сказок у ребенка происходит осмысление собственной жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, учатся рассуждать, анализировать, не привычно по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, рисовать сказки, лепить. У детей развивается творческое мышление, воображение, внимание, дети учатся логически мыслить и творчески работать. В процессе работы дети учатся управлять своими чувствами, справедливо оценивают свои поступки и поступки других.

Для занятий по нравственному воспитанию дошкольников с использованием сказки был разработан календарно-тематический план работы с детьми разных возрастных групп. Ниже приведен план занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

 

Календарно - тематический план занятий по нравственному воспитанию через сказку

Младший возраст.

Дата Тема Содержание обучения Деятельность ребенка и педагога Ответственные
№ 1

январь

Знакомство. Познакомить детей со сказочными героями, которые будут с ними до подготовительной группы. Дать понятия "добрый", "злой". П. /игра "Солнышко и дождик". Воспитатель
№ 2

февраль

Печальная история о том, как оторвали мишке лапу. Учить распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль. Д/игра, "Какая девочка"

Чтение рассказа

В.Драгунского "Друг детства".

Воспитатель педагог-психолог
№ 3

февраль

Еще одна печальная история о том, как пропала собака. Формировать у детей гуманное отношении, любовь, привязанность к животным. Чтение рассказа К.Сергиенко "До свидания, овраг"

Творческая игра "Я волшебник".

Воспитатель
№ 4

март

История о том, что такое хорошо и что такое плохо. Познакомить детей с хорошими и плохими поступками людей.

Учить, правильно определять, что такое хорошо.

Игра - драматизация "Что такое хорошо и что такое плохо". Воспитатель Музыкальный руководитель
№ 5

март

История про волшебников. Учить по выражению лица определять настроение человека. Чтение сказки В.Катаева "Цветик - семицветик" Воспитатель
№ 6

апрель

Тридесятое царство. Учить детей правильно оценивать хорошие и плохие поступки детей. Чтение рассказа В.Осеевой "Сыновья".

Д/игра "Плохо или хорошо".

Воспитатель
№ 7

апрель

О том, когда поют песню " Там, вдали за рекой:" Учить детей приходить на помощь слабым и беззащитным. Рисование эмоций.

П./игра "Надень и попляши"

Воспитатель

воспитатель ИЗО.

№ 8

май

История о том, как мечта начинает сбываться. Учить оценивать поступки людей и анализировать свои поступки. Беседа по рассказу

А.Н.Толстого "Топор"

Воспитатель
№ 12

май

История о мальчике-звезде. Показать детям, что людей, особенно мать, нужно любить, ничего не требуя взамен. Д/игра "Что можно сделать за пять минут".

Чтение сказки О.Уайльда "Мальчик-звезда".

Работа по сказке.

Воспитатель
№ 13

май

История о маленьком принце. Воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям. Рисование по сказке А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц" Воспитатель, воспитатель ИЗО

Литература.

  1. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева "Путь к волшебству".
  2. И.В.Стишенок "Сказка в тренинге: коррекция, развитие. личностный рост"
  3. Л.П.Стрелкова "Уроки сказки"
  4. Е.А.Алябьева "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками"
  5. З.А.Гриценко "Ты детям сказку расскажи:"
  6. Т.М.Титаренко "Нравственное воспитание дошкольников в семье"
  7. Л.Б.Фесюкова "Воспитание сказкой"
  8. О.С.Жукова "Игры со сказками"
  9. Р.Р.Калинина. "В гостях у Золушки"
  10. Т.М.Грабенко "Зачем читать детям сказки? "
  11. Т.А.Шорыгина "Общительные сказки"
  12. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева "Тренинг по сказкотерапии"
  13. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева "Развивающая сказкотерапия".