Современному учителю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует от учителя специальной подготовки не только в техническом, но и в методическом плане. Сейчас многие преподаватели предпочитают создавать собственные электронные пособия к уроку в виде презентаций “Роwег Роint”. Может быть, в техническом плане такие материалы и проигрывают профессиональным разработкам, зато более соответствуют целям и задачам конкретного урока, логике работы с данными конкретными учащимися. Чаще всего мультимедийные презентации являются иллюстрацией к учебному материалу, который объясняет учитель. Это позволяет интенсифицировать процесс обучения, т. е. проводить его с более высокой скоростью и с более высокими результатами обучения. Но на современном этапе этого недостаточно. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение акцентов с усвоения знаний на формирование компетентностей. Одной из важнейших задач школы становится вооружение учащихся способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, т.е. формирование у учащихся информационной компетентности. Поэтому меняются методические подходы к электронным учебным материалам, содержанию самостоятельной работы учащихся. Чтобы мультимедийные презентации отвечали современным требованиям, они должны помогать учителю формировать умения, связанные с обработкой информации – умения анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, структурировать учебный материал. Я решаю эту задачу следующим образом. Приложение 1
Например, при изучении темы “Общее строение атома, состав ядра” используется презентация, содержащая несколько слайдов. Конечный вид первого слайда:
Элементы слайда постепенно появляются на экране в логической последовательности. Работа со слайдом состоит в следующем:
- анимированное содержание слайда просматривается без комментария учителя;
- учитель организует беседу с учащимися, которая помогает им сформулировать то, что они поняли, просматривая слайд;
- один из учащихся обобщает материал, т.е. составляет рассказ, соответствующий содержанию слайда:
Объект | Анимация и способ ее управления | Предложения, соответствующие объекту |
Объект “Ядро” | Вход “Возникновение” - управление щелчком | В центре атома находится ядро |
1. Объект “Синий овал 1” 2. Объект “Стрелка” 3. Надпись “Электрон” |
1. Вход “Возникновение” -
управление щелчком 2. Вход “Уголки” - управление после предыдущего 3. Вход “Цветная пишущая машинка” - управление после предыдущего |
Вокруг ядра располагаются электроны |
Объект “Синий овал 1” | Перемещение по кругу - управление щелчком | Электроны быстро двигаются вокруг ядра |
Объект “+” | Вход “Возникновение” - управление щелчком | Ядро заряжено положительно |
Объект “- “ | Вход “Возникновение” - управление щелчком | У электрона отрицательный заряд |
1.Объект “Фигурная скобка” 2. Надпись “Общий заряд атома равен 0” |
1. Вход “Вылет справа” -
управление щелчком 2. Вход “Вылет справа” - управление после предыдущего |
В целом заряд атома равен 0, т.е. атом электронейтральный |
Объект “3” | Вход “Возникновение” - управление щелчком | Например, если заряд ядра равен + 3 |
Объекты “Синий овал 2” и “Синий овал 3” | Вход “Возникновение” - управление щелчком | То вокруг ядра будет двигаться три электрона |
Г) Чтобы выявить закономерности строения атома, учитель задает вопросы:
- каков конкретный заряд каждого электрона?
- как связаны между собой заряд ядра и количество электронов?
Вид второго слайда:
Продолжая беседу, учитель задает вопрос: “Какую дополнительную информацию о строении атома дает это изображение?” Учащиеся должны отметить, что:
- атом не плоский, а объемный;
- имеет слоистую структуру.
Конечный вид третьего слайда:
Изображения для водорода и гелия оформлены также как и первый слайд, т.е. при их просмотре и последующей беседе учащиеся должны усвоить из каких частиц состоит ядро атома, как заряд ядра связан с количеством протонов, а относительная атомная масса с общим количеством частиц в ядре. Сформулированные в ходе урока закономерности строения атома самостоятельно записываются учащимися в тетрадь. Изображение для лития оформлено в обратном порядке. Это упражнение, при выполнении которого осуществляется предсказание заряда ядра и относительной атомной массы атома по количеству протонов и нейтронов в ядре.
Следующий этап урока – выполнение заданий, которое позволяет изучение части учебного материала провести в виде самостоятельной работы и способствует формированию информационной компетентности учащихся.
Задание 1.
Найдите в тексте § 6 объяснение, как подсчитать количество частиц в атоме. После прочтения сформулируйте последовательность действий по выполнению подсчета и запишите ее в виде правил. В качестве примера подсчитайте количество частиц для атома:
- вариант 1 – лития;
- вариант 2 – фосфора;
- вариант 3 – кальция.
Это упражнение связано с формированием умений находить необходимую информацию по тексту, анализировать отрывок текста, иллюстрировать информацию примерами.
Задание 2.
Найдите в тексте § 7 определение изотопов. По примерам, приведенным в тексте, определите, в чем состоит сходство и различие изотопов:
- вариант 1 – хлора;
- вариант 2 – калия;
- вариант 3 – углерода.
Это упражнение связано с формированием умений находить необходимую информацию по тексту, сравнивать объекты между собой.
После выполнения заданий учитель предлагает просмотреть четвертый и пятый слайды презентации и задать вопросы, если что-то непонятно. Таким образом, усвоение учебного материала контролируется и корректируется.
Конечный вид четвертого слайда:
Конечный вид пятого слайда:
Такой подход к организации работы на уроке позволяет:
- использовать презентацию не только как источник информации, но и как “объект наблюдения”;
- реализовать деятельностный подход в обучении;
- способствовать формированию у учащихся умения вести диалог и полилог;
- способствовать формированию и развитию умений, являющихся основой информационной компетентности.
В течение года я провожу диагностику формирования умений, составляющими информационную компетентность учащегося. Она представляет собой несколько циклов, каждый из которых состоит из следующих этапов:
I. Первичная диагностика – проведение и обработка анкеты, цель которой выявить потребности учащихся в овладении умениями, составляющими информационную компетентность.
II. Мотивационный момент – проведение беседы, в ходе которой:
- сообщить результаты анкетирования;
- рассказать о значении умений, составляющих информационную компетентность, для процесса обучения;
- сообщить план работы.
III. Отработка умений, составляющих информационную компетентность, с помощью цикла упражнений, выполняемых на различных уроках при изучении темы, а также использование презентаций как объекта наблюдений и источника информации при изучении нового материала.
IV. Проведение контроля – на проверочной работе по теме дать ряд заданий, проверяющих усвоение некоторых умений, составляющих информационную компетентность.
V. Рефлексия:
- для учителя: провести анализ проверочной работы с точки зрения сформированности умений;
- для учащихся: продолжение работы с анкетой. Они еще раз отвечают на вопросы, но записи делают другим цветом. В конце работы делается вывод о произошедших изменениях.
VI. Коррекция:
- для учителя: изменить содержание упражнений, выполняемых на различных уроках при изучении следующей темы;
- для учащихся: обратить внимание на выполнение определенного вида упражнений.
После коррекции цикл повторяется с третьего этапа.
Итак, формирование информационной компетентности учащихся может проходить через:
- преподавание с использованием информационных технологий;
- самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий, подобранных с целью формирования умений, составляющих информационную компетентность;
- целенаправленную работу по диагностике и коррекции умений самими учащимися.
Инструкция:
Внимательно прочти вопросы и постарайся ответить на них искренно. При заполнении таблицы поставь знак “+” там, где ты считаешь нужным. Не бойся ошибиться, в этих вопросах нет правильных или неправильных ответов. Они выявляют, что ты уже умеешь делать, а чему тебе еще предстоит научиться. Не раздумывай долго над ответами, чаще всего первый пришедший на ум ответ, достоверно отражает степень твоих умений на данный момент.
Умеешь ли ты |
Да, умею | Частично умею | Нет, не умею | |
1 | Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями | |||
2 | Извлекать информацию из нескольких источников | |||
3 | Находить необходимый источник информации и определять его примерное содержание | |||
4 | Определять избыток и недостаток информации в тексте | |||
5 | Определять основную идею в текстах, из различного рода изображений | |||
6 | Критически относиться к полученной информации | |||
7 | Разделять текст на части, озаглавливать каждую часть | |||
8 | Понимать зависимости, выраженные в графической форме | |||
9 | Сравнивать информацию | |||
10 | Анализировать информацию | |||
11 | Синтезировать информацию | |||
12 | Обобщать информацию | |||
13 | Иллюстрировать информацию примерами | |||
14 | Давать собственное объяснение, доказывать его правильность | |||
15 | Делать выводы | |||
16 | Предлагать возможные варианты разрешения выявленных противоречий | |||
17 | Отображать текст в виде схем, таблиц | |||
18 | Понимать зависимости, выраженные в графической форме, составлять графики процессов | |||
19 | Составлять краткий конспект текста | |||
20 | Осуществлять группировку и перегруппировку содержания текста | |||
21 | При ответе соблюдать логичность и последовательность изложения | |||
22 | Различать мнения и факты в высказывании человека | |||
23 | Поддерживать дискуссию, обсуждение, выступать от имени группы по итогам обсуждения | |||
24 | Отстаивать свою точку зрения, доказывать ее правильность | |||
25 | Составлять план текста выступления | |||
26 | Высказывать свое мнение по вопросу | |||
27 | Объяснять учебный материал своему однокласснику | |||
28 | Формулировать вопросы и отвечать на вопросы, связанные с учебным материалом | |||
29 | Оформлять свою работу в виде доклада, реферата |
Обработка результатов:
- вопросы 1-6 отражают умения, связанные с поиском информации;
- 7-18 с обработкой информации;
- 19-26 с представлением информации;
- 27-29 с передачей информации.
Результаты обработки заносятся в таблицу по образцу:
Перечисленные в анкете умения | Частичная потребность | Отсутствие умения |
Например, умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями | 6 |
9 |
Результаты анкеты влияют на содержание цикла упражнений. Для общего выполнения следует подобрать упражнения, формирующие умения, необходимые для большинства учащихся. Если встречаются учащиеся, запрос которых резко выделяется на общем фоне, необходимо сформировать пакет индивидуальных упражнений.