Урок ознакосления с окружающим миром во 2-м классе по теме "Комнатные растения"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи: дать представление разнообразии видов комнатных растений, познакомить учащихся с названиями различных комнатных растений, познакомить с отличительными признаками комнатных растений между собой и другими видами растений, научить правильно ухаживать за комнатными растениями, развивать речь учащихся, воспитывать бережное отношение, развивать мыслительные процессы.

Оборудование:

  • комнатные растения,
  • иллюстрации различных видов бегоний,
  • плакат «Как ухаживать за комнатными растениями»
  • лейка
  • тряпочка
  • миска с водой
  • грабельки для комнатных растений

Ход урока.

1. Организационный момент. Зарядка для дыхания и глаз.

2. Постановка целей и задач урока.

3. Проверка домашнего задания.
- О какой необычной книге мы говорили на прошлом уроке? (Красной книге)
-Чем необычна эта книга? О чем в ней можно узнать?
-Почему ее так назвали? Что обозначает красный цвет?
- О каком растении или животном из Красной книги вы могли бы рассказать?
(учащиеся выступают с сообщениями, заранее приготовленными дома).

4. Повторение ранее изученного.
-Мы с вами услышали о растениях из Красной книги. Давайте вспомним, а что мы вообще помним и знаем о растениях?
На какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)
На какие 2 группы можно разделить все растения по-другому? (дикорастущие и культурные)
А на какие группы можно разделить все растения по месту их прорастания? ( садовые, полевые, лесные)

5. Работа по теме урока.
-Но есть, ребята, особая группа растений, о которых мы с вами и будем сегодня говорить.
(на доске учитель открывает тему урока)

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

-Как вы понимаете, что такое комнатные растения? Почему их так назвали?
-Для чего они нужны людям?
-Любое ли растение можно выращивать в комнатных условиях?
Вывод: Комнатные растения – особая группа растений.
-А какие комнатные растения вы знаете?
(группа учащихся - 3-4 человека - выступают с сообщениями, заранее приготовленными дома)
-Некоторые комнатные растения люди привыкли называть так как им удобнее, но так как эти растения родились в чужеземных странах, то и названия этих растений не совсем обычные.
Например: Березка – Циссус. (учитель демонстрирует растение) Родина этого растения – Америка. Лиана с листьями похожими на листья нашей родной березки. Лист состоит как бы из трех листочков. В длину его стебли достигают 2,5 м и способны полностью покрыть своими листочками большие плоскости.
Декабрист – Зигокактус. (учитель демонстрирует растение) Родина этого растения – Южная Америка. В природе эти растения растут на деревьях или среди деревьев, поэтому их называют еще Лесные кактусы. Но от своих родственников они отличаются и по условиям ухода за ними и даже по облику – нет иголок. Хотя добиться цветения лесного кактуса непросто, растение прихотливо. Но если и зацветет, то чаще всего в декабре, за что и получила свое название – декабрист. Это растение еще необычно тем, что не имеет листьев, а стебель состоит из нескольких плоских пластинок.
-Какие еще комнатные растения вы можете увидеть в нашем классе?
(заранее приготовленный ученик рассказывает о фиалке)
Бегония – насчитывают около 2 тысяч видов бегоний. (вывешиваю картинки с изображением различные видов бегоний). Среди них есть и маленькие, которые могут поместиться в подставку для яиц, а есть и великаны, которые занимают целую стену в оранжерее. Но все бегонии имеют свои отличительные признаки. Их листья как будто кособокие, но разной окраски. Есть яркие, пестрые. Родина этого цветка – тропические леса.
Аспарагус - растение с длинными свисающими веточками, похожими на перья. Родина – Африка. Насчитывают более 200 видов. Существует даже лекарственный аспарагус. Плоды в виде коричневых ягодок, как горошины. Не прихотлив. У нашего аспарагуса листья могут достигать 3 м.
Работа в рабочих тетрадях. Стр. 28

Физ.минутка.

- Почему круглый год комнатные растения выглядят одинаково? От чего это зависит?
Сегодня мы выведем правила ухода за комнатными растениями.
Вспомните, что необходимо всем растениям для жизни?

(на доске учитель вывешивает карточки)

СВЕТ ВОДА ВОЗДУХ

Для того чтобы вывести правила ухода за комнатными растениями, нам помогут вопросы. ( вопросы у каждого ребенка на парте и на доске)

  1. Где лучше ставить комнатные растения?
  2. Какой должна быть почва у комнатных растений
  3. Как часто следует поливать комнатные растения?
  4. Какой должна быть вода для полива?
  5. Какие еще процедуры необходимо проводить с комнатными растениями по их уходу?

-Прочитайте вопросы, обсудите друг с другом как бы вы ответили на них?
(Дети работают в парах).
Далее дети задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Кто сможет назвать все правила ухода за комнатными растениями?
Проверим по учебнику, все ли правила мы с вами вывели?
(чтение правил ухода за комнатными растениями по учебнику А.А.Плешакова с.75)
-Что нового вы узнали об уходе за комнатными растениями из учебника?

6. Работа с плакатом.
-Что вы можете узнать из плаката об уходе за комнатными растениями?

7. Практическая работа.(учитель дает задание, ребенок его выполняет, остальные дети следят, исправляют ошибки)
1. Полей цветок.
2. Обогати землю воздухом
3. Помой листья

8. Домашнее задание: - повтори правила ухода за комнатными растениями по «Коваленко Л.И. Рабочая тетрадь. Часть 1. Издательство «Лицей» с.50,
Научись ухаживать за комнатными растениями.

Приложение 1.