Цели: учить культуре поведения, употреблять вежливые слова; воспитывать любовь и уважение к родителям, доброе и вежливое отношение к сверстникам, приобщить к правилам хорошего тона.
Оборудование: слова русской пословицы на доске «В добре жить хорошо», выставка детских книг по теме классного часа, сюжетные картинки (разрезанные в конвертах на каждой парте), рисунок солнца (на обратной стороне надпись «доброта») на доске, к нему будут добавляться по ходу классного часа лучи- карточки со словами (отзывчивость, полезные дела, хорошие поступки, любить и охранять природу, любовь к родным, здравствуйте, извините, пожалуйста, добрый день, до свидания, спасибо, простите), солнышки каждому ученику, цветные карандаши на парте.
Ход классного часа:
Учитель:
- Ребята, посмотрите, друг на друга и улыбнитесь.
- Прочитайте тему нашего классного часа.
- О чем наш сегодняшний разговор?
- Хотелось бы, чтобы после нашего занятия вы стали добрее, терпимее и вежливее друг к другу.
1. Начнем наш классный час со стихотворения Н. Тулуповой «Разговор о доброте»
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
- Ребята, вам понравилось стихотворение?
- Как вы думаете, что же такое доброта?
Учитель обобщает ответы детей и прикрепляет на доску луч солнца «Отзывчивость»
2. Инсценировка рассказа В. Осеевой «Синие листья»
- Ребята, почему у Лены листья на деревьях были синими?
- Какое доброе дело могла бы совершить Катя?
- Катя предложила Лене карандаш, почему она отказалась?
- «Надо так давать, чтобы можно было взять» - как вы понимаете эти слова?
Учитель прикрепляет луч «Хорошие поступки»
3. Задание:
На партах разрезанные картинки (мальчик стреляет из рогатки в птиц, дети делают скворечники, ребята помогают взрослым на огороде, девочка бежит за мальчиком по коридору в школе, мальчик ломает саженец , дерутся два ученика на улице, девочка убирается в квартире и т.д.), их надо собрать и склеить.
-Объясните, какой поступок вы увидели на листке?
- Почему «хороший» или «плохой»?
- Хорошие и плохие поступки живут рядом с нами. Нужно не ошибиться, выбирая их. За них не должны краснеть ни вы, ни ваши родители, ни ваши друзья.
Надо стараться быть полезными людям (прикрепляется луч «Полезные дела») и окружающей нас природе (прикрепляется луч «Люби и охраняй природу»)
4. Каждый день после уроков дома вас встречают родные.
- Что вы говорите им? Какие слова?
-Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Я маму мою обидел» и подумайте, чем мог герой обидеть свою маму?
Я маму мою обидел, теперь никогда – никогда
Из дома вместе не выйдем, не сходим с ней ни куда.
Она в окно не помашет, и я ей не помашу.
Она ничего не расскажет, и я ей не расскажу.
Возьму я мешок за плечи, я хлеба кусок найду
Найду я палку покрепче, уйду я, уйду в тайгу.
Я буду ходить по следу, я буду искать руду.
И через бурную реку строить мосты пойду!
И буду я главный начальник, и буду я с бородой,
И буду всегда печальный и молчаливый такой.
И вот будет вечер зимний, и вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный мама возьмет билет.
И в день моего рождения тот самолет прилетит,
И выйдет оттуда мама! И мама меня простит!
- Чем же он её обидел? Он мог ей нагрубить?
- Почему мама простила своего сына? (она его любит)
- Никогда не огорчайте своих родных, никогда не стесняйтесь проявить любовь и ласку к ним.
Прикрепляется луч – «Любовь к родным»
5. Чем можно подбодрить, утешить родных в трудную минуту? (словами)
- Словами не простыми, а «волшебными».
-Какие «волшебные» слова вы знаете?
«Растает даже ледяная глыба от слова теплого - спасибо.
Зазеленеет старый пень, когда услышит - добрый день.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы - спасибо.
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь - здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости, говорим – простите, пожалуйста.
И во Франции, и в Дании на прощание говорят – до свидания.»
Дети называют «волшебные» слова, учитель прикрепляет лучи на доску
- Ребята, не забывайте употреблять «волшебные» слова с особой интонацией.
6. Учитель.
- А теперь послушайте стихотворение о том, что получилось, когда стали учить вежливости
медведя.
«Урок вежливости» С.Я. Маршак
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям -
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
Учитель:
- Научили его кланяться соседям, уступать знакомым место?
- Почему воспитатели напрасно время тратили?
- Люди способны мыслить и решать, как правильно поступать. И в этом помогают книги.
(можно пригласить библиотекаря с рассказом о книгах, приготовленных для классного часа)
7. Итог
- В каждом из нас есть солнце (учитель переворачивает солнце, где написано слово «доброта»). Это солнце – доброта.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им, любит и охраняет природу. А любовь и помощь согревают, как солнце.
- У вас на столах солнышки, дорисуйте и подарите их своим родным сегодня, объясняя, что вы их любите и дарите им свою доброту. И никогда не забывайте слова русской пословицы:
«В добре жить хорошо всегда»