С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. С дошкольного возраста нужно начинать формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество.
В детском саду для этого есть немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, педагоги уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.
В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т.д. во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, педагог использует и утренний приход в детский сад, и встречи в течение дня с сотрудниками детского сада. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «здравствуйте» или « доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, третьи – не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать, как факт проявления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться.
Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей - их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно - обратись за помощью»- вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Педагог на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Только осознав ценность этих правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для них нормой поведения в жизни.
Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.
Воспитание навыков культуры поведения продолжается также и на музыкальных занятиях. Заходя в музыкальный зал, дети приветствуют музыкального руководителя все вместе, не выкрикивая приветствие по одиночке. В своей работе я использую «пропевание приветствия и прощания » под аккомпанемент инструмента. В разных видах музыкальной деятельности я ставлю перед детьми разные задачи по воспитанию нравственного поведения: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места, дослушивать до конца предлагаемые произведения. Я учу детей вести себя с достоинством, а не с презрением. Во время разучивания музыкально - ритмических движений, в танцах мальчики учатся спокойно приглашать девочек на танец, провожать их после танца на стульчик, выполнять поклон. Наши мальчики становятся маленькими «джельтменами», и это придает им уверенность в повседневной жизни.
Большое внимание я уделяю внешнему виду детей. Ведь музыкальные занятия – это радость, это праздник – каждый день! Поэтому одежда детей не должна стеснять их в движениях, должна быть легкой, опрятной и яркой.
Во время своих занятий я учу детей бережному отношению к музыкальным инструментам, игрушкам и другим атрибутам, которые присутствуют в зале.
Я считаю, что музыкальное воспитание дошкольников является неотъемлемой частью, еще одной ступенькой в воспитании культуры поведения детей дошкольного возраста.
Нормы критерии нравственности детей изменились. Сегодня мы понимаем, что наличие только знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм. Воспитывая навыки культурного поведения, педагогам необходимо воздействовать и на сознание, и на чувства ребенка. И вместе с тем позаботится о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках. Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, толерантность, гуманизм. Следовательно, в работе с детьми требуются совсем другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностно, внутренне осознанно.
Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится перед обществом и родителями перед педагогами и психологами. В данной статье показана целесообразность воспитания у детей навыков культуры поведения в различных видах деятельности и режимных моментах, раскрыта тема воспитания нравственных качеств во время проведения музыкальных занятий и праздников.
К статье прилагается сценарий музыкально-театрализованного представления «Вовка в тридевятом царстве». Приложение №1
Необходимость воспитания культуры поведения через общение ребенка с музыкой
Разделы: Работа с дошкольниками