Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, поисковых практических и умственных действий, самостоятельности;
закрепление названий геометрических фигур и знания некоторых свойств.
Оборудование: у детей: треугольник или линейка, простой карандаш, резинка, белая и цветная бумага, ножницы, ванночки;
у учителя: чертеж игры-головоломки, образцы сконструированных игр, медальки.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. Но мы постараемся работать, как всегда.
- На предыдущих уроках мы конструировали несколько геометрических игр-головоломок.
- Поднимите руки, кому эта работа нравится.
- Ну, если вам эта работа нравится, то, я думаю, мы с удовольствием изготовим еще одну игру-головоломку, а называется она «Монгольская игра». А лучшие конструкторы в конце урока получат медальки.
III. Изготовление игры-головоломки.
1. Повторение правил рабочего человека
- А сейчас прочитаем, под каким девизом сегодня будем работать. (На доске, на плакате, напечатаны слова: «Точность и аккуратность – залог успеха в работе!»).
Затем повторяем правила рабочего человека.
2. Анализ образца
- Итак, юные конструкторы, в путь!
- Что это? (Показываю на чертеж, помещенный на доске.)
- Это чертеж.
- Кто думает иначе?
- Да, верно, это чертеж. Внимательно рассмотрите его, просчитайте, из скольких деталей состоит игра-головоломка. Ответ покажите с помощью вееров (11 деталей).
- Назовите, какие геометрические фигуры надо начертить. (Квадраты, прямоугольники, треугольники.)
- А кто думает по-другому?
- Кто желает показать квадраты?
(Выходит к доске ученик и показывает квадрат.)
- Какую фигуру называют квадратом? (Определение)
- Кто с ним согласен, поднимите руку.
- Кто желает показать прямоугольник?
- Какую фигуру называют прямоугольником?
(Определение)
- Кто не согласен?
- Кто желает показать треугольник?
- Сколько у треугольника сторон, углов и вершин?
- Что можно сказать об этих треугольниках? Какие они? (Они равны между собой)
3. Выполнение детьми чертежа под руководством учителя.
1) Начертите квадрат со стороной 10 см, обозначьте вершины. | |
2) Разделите квадрат вертикальной прямой на два равных прямоугольника. Для этого стороны О1О2 и О4О3 разделите пополам. Если сторона квадрата равна 10 см, то скольким см равна половина длины стороны? (5 см) | |
3) Теперь следующую пару противоположных сторон, то есть О1О4 и О2О3, разделим пополам горизонтальной прямой. Какие получились фигуры? Сколько их? | |
4) Найдите верхний левый квадрат, разделите его горизонтальной прямой на два равных прямоугольника. Если стороны этого квадрата равны 5 см, то скольким см равна половина длины квадрата? (2 см 5 мм). Теперь нижний прямоугольник вертикальными прямыми разделите на 4 равных прямоугольника. |
|
5) Найдите нижний правый квадрат, проведите в нем две диагонали так, как показано на чертеже. Сколько получилось фигур и какие они? |
- Итак, мы выполнили чертеж. Самая трудоемкая работа позади. Вы немного устали. Давайте снимем напряжение с наших мышц.
Физкультминутка (психологический тренинг)
- Потирание ладоней.
- «Решетка».
- «Моем руки»
- Потирание запястий.
- Встряхивание кистей рук.
- Потереть лоб указательным пальцем правой руки по часовой стрелке.
- «Пятачок» (кончик носа).
- «Бугорок жизни».
- Потягивание.
4. Вырезание деталей игры и конструирования различных фигур.
Перед вырезанием вспомним технику безопасности работы с ножницами.
После того, как ребята вырежут детали игры, предложить им рассмотреть образцы уже сконструированных фигур.
- ребята, я буду очень рада, если вы сконструируете свои фигуры, совершенно непохожие на мои.
Включаю спокойную красивую музыку, и дети начинают творить, создавать свои фигуры. Слежу за работой, поощряю детей, подбадриваю их.
Затем считаю, сколько фигур каждый ученик смог составить, раздаю медальки.
IV. Занимательная задача.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (квадрат)
Каждую фигуру
Буквой замени,
Полученное слово
Правильно прочти.
V. Итог.
- Что в уроке вам понравилось больше всего?