I. Пояснительная записка
Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 34 часа и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко.
Программа элективного курса способствует формированию профессионального интереса к лингвистике, научному анализу слова, знакомит с методами его исследования, отражает интегрирование учебных дисциплин.
Содержание элективного курса «Русская словесность» построено с учетом принципов научности, системности, последовательности и направлено на формирование коммуникативных и лингвистических компетенций, развитие умений и способов деятельности, необходимых в реальной жизни для решения практических задач.
Система творческих практических заданий даёт возможность научить школьников свободно владеть русским литературным языком в разных ситуациях общения, излагать свои мысли в связной форме, что, в конечном итоге, позволит быть в будущем конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда.
В связи с этим большая часть занятий носит практический характер. Они вырабатывают умение правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной речи, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами, делать самостоятельные наблюдения над словом и текстом, составлять тезисы сообщения, в том числе по материалам книги, выступать с ними перед другими учащимися, развивать потребности в речевом самосовершенствовании и способности критически относиться к услышанному.
В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке.
Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.
Программа электива составлена с учётом национально-регионального компонента и содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам.
Многообразие используемых методов способствует развитию стремления к свободному владению языком и его ресурсами.
Электив «Русская словесность» содержит богатый материал для воспитания любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, к труду ученых – языковедов, овладения культурой межнационального общения, воспитания толерантности.
Программа курса имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, совершенствуются умения по стилистике, обогащается словарный запас учащихся. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к лингвистике.
Цель элективного курса:
- подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения и приобретения навыков для будущей профессии;
- углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
- формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
- совершенствование работы над книгой и другими источниками знаний;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок;
- овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие способности критически относиться к услышанному.
Воспитательные:
- формирование профессионального интереса к лингвистике;
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- формирование социально активной личности;
Методы:
- словесный;
- наглядно-демонстрационный;
- поисковый;
- исследовательский;
- проблемный.
Межпредметные связи:
- русский язык;
- литература;
- история;
- татарский язык.
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология, стилистика;
- словообразование, орфография, морфология;
- морфология, стилистика;
- синтаксис, стилистика.
Формы занятий:
- групповые;
- индивидуальные.
II. Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов | |||
теория | практика | всего | |||
1 | О русском языке | 1 | 6 | 7 | |
2 | История языка | 1 | 4 | 5 | |
3 | Фонетика и орфоэпия | 1 | 3 | 4 | |
4 | Лексика | 1 | 4 | 5 | |
5 | Словообразование | 1 | 1 | 2 | |
6 | Морфология | 1 | 2 | 3 | |
7 | Синтаксис | 1 | 7 | 8 | |
Итого |
7 | 27 | 34 |
III. Содержание.
Тема 1. О русском языке.
Практическая работа.
- Составление таблицы «Языковая система».
- Подбор тезисов по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира».
- Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
- Рассуждение по темам «Для чего нужен язык?», «Русский язык – один из развитых языков мира», «Почему русский язык стал национальным языком великого народа?»
- Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и татарском языках). Объяснение смысла понравившейся пословицы.
- Практикум. Виды речевых и грамматических ошибок. Редактирование текста.
- Структура рецензии. Составление рецензии на понравившуюся научно-популярную книгу о русском языке.
- Жанры публицистического стиля. Написание заметки в газету.
- Выпуск газеты о русском языке.
Тема 2. История языка.
Практическая работа.
- Составление таблиц «Индоевропейская семья языков», «Славянские языки», «Тюркская группа языков».
- Сообщение на тему «Происхождение старославянского языка».
- Размышление над вопросом «Чем объясняется родство славянских языков?»
- Работа с этимологическим словарём. Этимология выражений «филькина грамота», «китайская грамота». В каком значении употребляется слово «грамота» в наше время?
- Подбор материала по теме «Реформы в области языка».
- Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите. Судьба букв ять, ижица, ферт, ё.
- Игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – 2009».
- Защита рефератов по темам « Выдающиеся учёные-языковеды А.А. Шахматов и С.И. Ожегов», «Роль А.С. Пушкина в становлении национального литературного языка».
- Анализ языка произведения «Слово о полку Игореве».
Тема 3. Фонетика и орфоэпия.
Практическая работа.
- Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения. Вариативность ударений.
- Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушений орфоэпических норм.
- Работа с текстом. Анализ стихов. Фонетические средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. Определение роли звукозаписи. Акростих.
Тема 4. Лексика.
Практическая работа.
- Составление словарной статьи к словам «грамота», «язык», «речь».
- Анализ стихотворения А.П. Сумарокова «Эпистола о русском языке» (1747г).
- Практикум по темам «Использование фразеологизмов в разных стилях русского языка», «Использование слов с переносным значением в разных стилях русского языка».
- Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов. Профилактика речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов.
- Анализ текста. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
- Защита реферата по теме «Старославянизмы в лексике современного литературного языка».
- Практикум. Лексические нормы. Нарушение лексической сочетаемости слов. Употребление слова в несвойственном ему значении. Употребление паронимов, синонимов. Употребление лишних слов. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. Неоправданное употребление слов иной стилистической окраски. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций.
Тема 5. Словообразование.
Практическая работа.
- Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке (сравнение с татарским языком).
- Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Переход одной части речи в другую как один из способов словообразования.
Тема 6. Морфология.
Практическая работа.
- Практикум. Морфологические нормы. Употребление в речи форм имен существительных, связанных с употреблением рода и образованием существительных в И.п., Р.п. множественного числа. Употребление в речи форм имен прилагательных (употребление полной и краткой формы, образование степеней сравнения). Употребление в речи имен числительных (сочетаемость собирательных и составных числительных с существительными). Употребление местоимений. Употребление форм глагола.
- Морфологические средства связи предложений в тексте.
Тема 7. Синтаксис.
- Синтаксические нормы. Построение словосочетаний. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений с определяемыми словами. Построение предложений с однородными членами, с причастным и деепричастным оборотами. Построение предложений с косвенной речью. Построение сложных предложений.
- Деловая игра «Редакция».
IV. Методическое обеспечение программы.
1. Опыт работы автора по теме «Гуманизация процесса обучения»
2. Научно-популярные книги о русском языке:
Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. / К.С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1994 . - 190с.
Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. / Л.Т. Григорян. - М.: Просвещение, 1996. - 205с.
Львова С.И. Язык в речевом общении./ С.И. Львов. - М.:Просвещение, 1998. - 189с.
3. Лингвистические словари.
4. Методическая литература.
5. Темы рефератов.
6. Руководство исследовательскими работами учащихся.