Урок математики в 4-м классе по программе "Школа России", по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цель: 1. Развивать мышление, математические способности, внимание и интерес к предмету.
2. Ознакомить с письменным сложением и вычитанием многозначных чисел, повторить единицы измерения длины и времени.
3. Способствовать воспитанию чувства гордости за свой край, свой город.

Задачи: 1. Расширить представление учеников об истории города Кемерова.
2. Закрепить вычислительные навыки.
3. Формировать умение работать индивидуально, в парах, коллективно.

Оборудование: наглядные пособия для устного счёта, карточки для самостоятельной работы, счёты, памятка, набор открыток о городе Кемерово, плакат «С любовью к городу в 21 век!», иллюстрация города Кемерова.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Положительный настрой обучающихся на работу. Создание ситуаций успеха.

Учитель: Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь! Руки?

Дети: На месте!
Учитель: Ноги?
Дети: На месте!
Учитель: Локти?
Дети: У края!
Учитель: Спина?
Дети: Прямая!

2. Цель урока.

Сегодня урок необычный. Мы научимся складывать и вычитать многозначные числа, а также поговорим о родном городе Кемерово. И девиз нашего урока будет: «С любовью к городу в 21 век!» (на доске плакат «С любовью к городу в 21 век» и иллюстрация города Кемерова).

3. Изучение нового материала.

3.1.  Минутка чистописания.

У вас прописано число 827. И это не случайно. Давным-давно на берегу одной большой сибирской реки зародилась деревушка. Кто знает как она называлась? (ответы детей: Щегловка).
А река, на которой образовалась деревня Щегловка называлась Томь – тёмная вода. И длина реки была 827 км.
Что можно сказать о числе 827?
Сколько единиц, десятков, сотен?
Увеличьте в 10 раз, 100 раз.
Что надо сделать, чтобы увеличить в 10, в 100 раз?
Назовите предыдущее число и последующее. (запись чисел в тетрадь).

3.2.  Устный счёт.

Вспомните о том, как мы ездили в музей-заповедник «Красная горка».

А) работа со счётами (Работа выполнятся в парах. Памятка на столах).
Со временем деревушка росла, и переименовали её в город Щегловск. Городок был маленьким, дома все были деревянные, в городе была всего 1 больница, в которой работали 2 врача и 2 медсестры. И только в 1932 году город Щегловск переименовали в город Кемерово.
- отложить на счётах число 1932.
- назвать количество единиц, десятков, сотен, тысяч.
- разложить на разрядные слагаемые.
- назвать предыдущее число, последующее.
С того момента стал город наш расти, развиваться. Строились высотные дома, прокладывались железные дороги, автомагистрали, налаживались воздушные линии. И сейчас полёт из Кемерова до Москвы составляет всего 4 часа. Сколько это будет минут?

Б) А сейчас мы решим примеры и посмотрим как вырос наш город за это время.

На карточках с обратной стороны записаны исторические факты города Кемерово и вывешиваются открытки с видами города.

4 музея
4 театра
60 библиотек

 

95 школ
8 институтов

 

544 больниц и спортивных сооружений

  

3.3. Учёные подсчитали, что расстояние от нашего города до Северного Ледовитого океана 1550 км, а от города Кемерова до Северного полюса 3866 км. Куда ближе? Как узнать на сколько одно число больше другого?

Комментированное объяснение у доски.

_ 3866                 3866
1550                + 1550
2316                   5416

Вычитание и сложение многозначных чисел выполнятся также, как и трёхзначных. Запишем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами.

4. Физминутка.

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

5. Первичное закрепление.

5.1.  Решение задачи (текст задачи у каждого ребёнка на карточке на столе).

Анализ задачи:
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Составим краткую запись у доски.
- Решаем самостоятельно, один у доски.

5.2.  Проверка задачи (сопоставление с образцом).

6. Вторичное закрепление

6.1.  Самостоятельная работа.

Раздаются фигурки домиков, у которых на одной стороне записан пример, а на другой – улица города Кемерова (у всех разные примеры, разные улицы).

Сейчас вы решаете самостоятельно пример. Кто решит – поднимает руку и называет улицу города Кемерова.

7. Итог урока.

Подходит к концу наш урок. Понравился ли вам этот урок? Какое задание понравилось больше всего, а какое вызвало затруднения? Что нового вы узнали о городе Кемерово?
Ещё раз обратите внимание на доску, на открытки с видами города Кемерова. Какое место вам знакомо или вы посещали?
От того как мы будем жить в 21 веке, полностью зависит от вас, сегодняшнего поколения. Наш город в ваших руках. То, чему вы научитесь, будете реализовывать в нашем городе и для нашего города.

8. Выставление отметок.

9. Домашнее задание с инструктажем по вариантам.