Цели урока:
- Обучающие:
ознакомить учащихся с историей Рима эпохи царей;
раскрыть содержание основных понятий. - Развивающие:
развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
формировать навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником;
вырабатывать умение сравнивать, делать выводы. - Воспитывающие:
формировать активную гражданскую позицию;
воспитывать нравственность, патриотизм.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы проведения урока: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический).
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные ( рассказ, беседа);
- наглядные (применение ИКТ);
- практические ( составление таблицы);
- контроль и самоконтроль
Основные понятия и термины:
- весталки; ликторы;
- гражданин; сословия;
- патриции; плебеи; сенат.
Оборудование:
- учебник “История Древнего мира” для 5-го класса (авторы В.И. Уколова, Л.П.Маринович);
- АРМ учителя;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал (текст с ошибками);
- атлас “История Древнего мира” для 5 класса;
- смайлики;
- доска;
- светофоры.
Структура урока:
- Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
- Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
- Усвоение новых знаний и способов действия.
- Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
- Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
Здравствуйте ребята!
Перед вами лежат смайлики (рожицы). Выберите ту, которая соответствует вашему настроению, и покажите мне.
Я хочу, чтобы ваше настроение улучшилось к концу урока.
Итак, приготовились работать. Поверьте, все ли необходимое у вас есть на партах: учебник, атлас, рабочая тетрадь, ручки, карандаши.
Мы сегодня будем выбирать сенаторов, а вот кто они такие и кто ими может стать, мы узнаем в течение урока. За ответы на уроке я буду давать жетончики и вам, конечно, нужно постараться получить их как можно больше.
2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
А сейчас давайте вспомним, какую страну вы начали изучать?
А вы можете показать на карте, где она расположена? (Слайд 2, Приложение)
Какие моря омывают?
Какие горы тянутся вдоль всего полуострова, а какие прикрывают Италию с севера?
Вам дано было задание прочитать легенду об основании Рима.
Как вы, справились с этим заданием, мы проверим.
Перед вами “Легенда об основании Рима”, но она с ошибками, ее составлял пятиклассник, и он перепутал факты.
Нам с вами нужно исправить ошибки, а исправлять мы их будем с помощью “игры Светофор”. Все вы знаете правила дорожного движения, На какой цвет светофора можно переходить улицу. А на какой нельзя? Вот и в игре, если услышите ошибку, поднимите красный сигнал светофора, а если ошибки нет - зеленый, значит можно двигаться дальше.
Легенда об основании Рима.
Древняя легенда связывает начало римской истории с потомками троянского героя Одиссея. Одним из латинских городов правил царь Навуходоносор. У него была дочь Клеопатра. Злой брат Сет сверг Навуходоносора, а его дочь заставил стать весталкой. Она в течение 30 лет не должна была вступать в брак и заводить детей. Но случилось так, что Клеопатра родила двух прекрасных близнецов, дочь и сына. Встревожено шумит Альба-Лонга весталка родила близнецов, она клянется, что их отец – бог Марс.
“Лжет и смерти не избежит! - вскричал Навуходоносор вне себя от гнева. – Эй, слуги! В волнах Нила утопите близнецов, а племянницу отправьте в путешествие”. Нил в это время разлился, чавкала вода под ногами, вязли сандалии в трясине. Нерадивые слуги бросили корзину на мелководье и возвратились домой. Корзина не утонула. На жалобный крик прибежала собака, она согрела близнецов своим телом и накормила их своим молоком. В тот же день близнецов нашел пастух, принес их домой. Пастух и его жена назвали детей Афина и Марс. Когда дети выросли, то, следуя божественному предопределению, решили основать новый город. Поссорившись с братом, убила его и назвала город своим именем. Так в 776 году был основан город Афины.
Слайд 3, 4. Приложение
Молодцы, с заданием справились.
3. Усвоение новых знаний и способов действия.
Мы выяснили, что Ромул основал город, он же и стал первым римским царем. И произошло это в 753 году до нашей эры. Слайд 5
Город был основан на холме Палантин, вскоре он раскинулся на семи холмах. Слайд 6
Главные из них: Палантин, Авентин, Капитолий. Слайд 7
Капитолий был хорошо укреплен, здесь строили крепости и храмы. Слайд 8
? Вспомните, в каком городе была такая же укрепленная возвышенность, как она называлась?
Главной площадью Рима был Форум, как называлась главная площадь в Афинах? Слайд 9
По преданию Римом правило семь царей, первым из них был Ромул. Царь являлся военноначальником, верховным судьей и высшим жрецом. Власть должна соответствовать законам римского народа. Знаками царской власти были: пурпурное одеяние, обувь на высокой платформе, царя сопровождали ликторы. Вспомните, кто такие ликторы? Слайд 10
Власть царя была не наследственной, его избирал римский народ. Последний римский царь Тарквиний Гордый был жестоким тираном, нарушал римские законы, народ восстал против него, изгнал его, и дали клятву не избирать царей. Это произошло в 510 году до н.э. Так в Риме была установлена республика, в переводе с латинского значит “общее дело”. Более подробно с устройством республики вы познакомитесь на следующем уроке. Слайд 11
Еще во время правления царей возникла римская община, которая называлась цивитас. А в Греции такая община называлась полис.
Давайте, сравним при помощи таблицы римскую общину и греческий полис.
Слайд 12–14
Вопросы для сравнения | Греция (полис) | Рим (община) |
Кто был членом? | ||
Как называли? | ||
Какие права? | ||
Какие обязанности? |
Страница 236 п. 3, вывод.
Собрать 3 таблицы на проверку, самоконтроль.
4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
– Наша страна тоже является республикой. А мы с вами гражданами.
– А как вы думаете, есть у нас права и обязанности? Какие?
Слайд 15
Итак, кто такой гражданин? – житель, какой – либо страны, который имеет права и обязанности.
Но в римском обществе были и отличия.
Римский народ делился на сословия – большие группы людей.
Работа по слайду 16–18
Патриции, плебеи.
5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
– Итак, ребята, давайте проверим, как вы усвоили тему урока.
4 человека работают над индивидуальным заданием № 1 стр. 83 в рабочей тетради.
Проверим, какие понятия вы записали в тетради. Доска.
Фронтальная проверка
- Кто такой Ромул?
- Кто из героев сказал:
- Когда был основан Рим?
- На каких холмах расположен Рим?
- Когда была установлена республика?
- Понятия
6. Подведение итогов урока.
Мы сегодня должны выбирать сенаторов, теперь вы можете сказать кто они такие.
За ответы на уроке вы получали жетончики это, и есть ваши личные достижения.
Значит у кого больше жетончиков, тот и станет сенатором.
Вызвать к доске.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Параграф 47, вопросы.
- Кроссворд по желанию.
- Смайлики: выберите смайлик соответствующий вашему настроению.
Я рада, что настроение от урока у вас улучшилось.