Дидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блок новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- Образовательные: Создать условия для расширения знаний по изучению
явления, сцепленного с полом наследования.
Углубить знания учащихся о хромосомном определении пола, о наследственных заболеваниях, гены которых находятся в половых хромосомах, причинах их возникновения и способах передачи.- Развивающие:
Продолжить развитие навыков работы с дополнительной литературой, подготовки сообщений на заданную тему.
Способствовать развитию умений обобщать, систематизировать, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи через решение проблемных задач.- Воспитательная:
Способствовать формированию духовной культуры. Создать условия для формирования чувства сопричастности учителя и учащегося на уроке.
Тип урока: Изучения нового материала.
Методы обучения: Проблемного изложения, частично- поисковый, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный.
ФОПД: Индивидуальная, фронтальная, парная.
Учебно-методическое обеспечение:
- Сборник нормативных документов. Биология./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6–11-й класс. / – М.: Дрофа, 2006. Базовый уровень.
- Учебник “ Общая биология Базовый уровень. 10–11-е классы”. Авторы учебника: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова. М.: “Дрофа”, 2005 г.
- Журнал биология в школе № 4–5, 2005 г.
MULTIMEDIA – поддержка.
- Компакт-диск "Уроки биологии КиМ (Общая биология), 10-й класс.
- Интернет ресурсы
- http:// biodan.narod.ru
- http:// festival.1 september.ru
Технологическая карта урока | ||
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Актуализация
Стадия вызова.
1 блок. Первичное усвоение материала |
1. Проверка готовности класса к уроку. 2. Создание комфортного микроклимата на уроке. Опрос у доски. Напишите возможные генотипы человека, если по фенотипу у него: а) большие карие глаза, На доске записаны слова: Секс, половые хромосомы, мужчина, женщина, гемофилия, дальтонизм, сцепленное наследование. (Слайд 1) Приложение Учащимся предложено записать тему урока в тетрадь, используя
приведенные слова.
Вопросы происхождения половых различий, поддержания соотношения полов в популяции представляют собой уникальную главу современной биологии. Почему соотношение полов в живом мире примерно 1:1. Обратите внимание на 2 на первый взгляд одинаковых кариотипа. Выявите сходство и различие в кариотипах? Какой из них относится к женскому полу, а какой к мужскому? |
АВВ, АаВВ, ААВв,
Учащиеся анализируют и записывают тему урока. Учащиеся по теме урока ставят для себя цель урока, которую они должны достичь в ходе урока.
Работа с кариотипами. Сходства: Отличие: |
Мотивация.
2 блок |
Сделайте, вывод от чего зависит развитие пола? Женский пол: 44 + хх. Мужской пол: 44 + ху. (Слайд 4). Скажите, пожалуйста, в какой момент цикла размножения происходит определение пола? Но не у всех животных пол будущей особи определяется в момент оплодотворения. Определение пола может происходить на разных фазах цикла размножения: 1. До слияния гамет – прогамное Сегодня на уроке мы уделим особое внимание половым хромосомам.
Почему из 46 хромосом 2 половые хромосомы мы выделяем особо?
Скажите, пожалуйста, при каком скрещивание наблюдается расщепление 1:1? С какой целью проводят анализирующее скрещивание?
Применительно к полу правильно говорить гомогаметный и гетерогаметный пол Сформулируйте определения этих двух понятий самостоятельно.
Обратите, свое внимание на таблицу и постарайтесь ее заполнить (Слайд
5). |
О: От наличия половых хромосом. О: В момент оплодотворения.
О: 1.Они ответственны за развитие пола. О: При анализирующем. О: Чтобы узнать гомозиготна или гетерозиготна особь. Если получилось расщепление 1:1 значит, одна из особей была гетерозиготна. О: Женский пол гомозиготный.
Гомогаметный называется пол, который образует гаметы одинаковые по половым хромосомам.
|
3 блок Систематизация и обобщение.
Домашнее задание на выбор. Подведение итогов урока. |
В народе есть поверие, что родившийся мальчик будет
счастливый, если он похож на маму. Почему мальчики унаследуют от мамы большее количество признаков, чем от отца?
Наследование признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах, называется сцепленное с полом наследование. (Слайд 8) По данным ученых в негомологичном участке Х хромосомы человека, ген гемофилии располагается от гена цветовой слепоты на расстоянии 9,8 маргарид. Как это понимать? В медицине существует более 5 тысяч наследственных заболеваний. Одним
из распространенных является заболевание связанное с несвертываемостью
крови – гемофилия. На данном примере рассмотрим схему скрещивания при наследовании, сцепленном с полом. Учитель показывает и объясняет у доски способ решения и правило записи задач данного типа. Дано: Решение: Р: ХНХh х ХHУ Ответ: больных детей 25%. Выдвиньте гипотезы причин возникновения заболевания гемофилией? В 1875 году около маленького городка произошла трагедии, повлекшая за собой большие жертвы. Пассажирский поезд, который вез детей на летний отдых, на полном ходу лоб в лоб столкнулся со встречным товарным составом. Погибли и получили увечья люди, среди которых было много детей. Машинист остался жив, он успел в последний момент выпрыгнуть и сам явился в полиции, утверждая, что он ехал на правильный сигнал семафора. Репутация машиниста была безупречной: он не имел вредных привычек, был прекрасным семьянином, и не один год проработал на железнодорожном транспорте. Что лежит в основе этой трагедии? Почему одни люди видят все цвета, другие нет?
По ходу рассказа составьте схему нарушения цветочувствительности. Запишите схему скрещивания: девушка, носительница дальтонизма вышла замуж за юношу дальтоника. Выберите правильно записанный вариант схемы скрещивания Р: 1
ХdХ+
x Х+Уd Интересно вам, чем закончилась история с машинистом? Неизвестно чем бы закончилась эта история, если бы не смекалка адвоката. Он принес в камеру корзинку с цветными нитками для вышивания (мулине) и предложил подсудимому от нечего делать разложить их по цветам. Через пару часов адвокат вернулся, но не один. С собой он привел свидетелей. Они увидели, что машинист разложил нитки в соответствии с цветом, однако зеленые и красные он положил вместе. На вопрос, почему он не разложил, в разные кучи эти нитки он ответил: “ Да я вижу, что они разного серого цвета. Одни темно серые другие светло серые. Но поскольку они серые я их положил вместе”. Суд оправдал машиниста. Это несчастье послужило толчком к тому, что при приеме на транспортную службу стали в обязательном порядке оценивать цветоощущение. Примените полученные знания при решении задачи. В виде вопросов (слайд 16). Приложение 1. В книге Романовы “История династии” на странице 436 имеется
следующая запись: “ Цесаревич унаследовал гемофилию от матери – Анны
Федоровны. Эта болезнь передается только через женщин; которые сами не
болеют, но являются носителями вируса. Поражает гемофилия исключительно
мужчин”. 2. Приведите доводы “за” и “против” существования русалок. Параграф учебника Оценки за урок. |
Работа с учебником. О: Мальчики наследует больше признаков потому, что У хромосома практически пустая, в ней находятся гены ответственные только за развитие первичных и вторичных половых признаков и некоторых наследственных заболеваний. В Х хромосоме генов содержится больше. О: Согласно одному из положений теории Т.Моргана гены в хромосомах расположены линейно. Расстояние между генами измеряется в особых единицах маргаридах. Чем дальше находятся друг от друга гены % кроссинговера выше. Сообщение учащегося с демонстрацией родословной императорской семьи. Учащиеся записывают в тетрадь.
О: 1. Близкородственные браки.
Работа с учебником. Слушают сообщение и составляют схему. Учащиеся проверяют исправляют неточности.
О: Вариант № 4
О: Да.
Сильный ученик решает задачу у доски.
О: “За” у человека есть гены ответственные за развитие
рыбьей чешуи и перепонок на руках. |