ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель данного пособия – помочь учителю организовать контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся по общей химии.
Пособие включает кратковременные упражнения, которые предназначаются для проверки трёх видов знаний и умений по теме урока: теоретических, экспериментальных и расчётных.
Упражнения включают задания трёх уровней (обозначенные соответственно уровень А, В и С) и состоят из заданий в традиционной форме и заданий в тестовой форме.
Таким образом, осуществляется естественная дифференциация, позволяющая установить уровень усвоения знаний учащихся в данных период процесса обучения и объективно оценивать их. (Примечание: задания собраны из учебных пособий и учебников по химии см. список литературы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ
ДЛЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ
1 час в неделю (общее число часов по курсу – 34)
Составлено на основании государственной программы О.С.Габриеляна. 11 класс
№ п/п |
Тема урока (уроков) | № упр. |
19 |
Общая химия |
|
1 | Строение атома. Электронная оболочка. | № 1 |
2 | Особенности строения электронных оболочек переходных элементов. | № 2 |
3 | Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева | № 3 |
4 | Ионная и ковалентная химическая связь | № 4 |
5 | Металлическая и водородная связь | № 5 |
6 | Единая природа химических связей | |
7 | Вещества молекулярного и немолекулярного состава. Кристаллические решетки | |
8 | Состав веществ, причина и многообразие | |
9 | Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей | № 6 |
10 | Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов | № 7 |
11 | Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели) | |
12 | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Тепловой эффект химических реакций | № 8 |
13 | Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена | № 9 |
14 | Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов. Водородный показатель | № 10 |
15 | Окислительно-восстановительные реакции | № 11 |
16 | Скорость химических реакций | № 12 |
17 | Обратимые реакции. Химическое равновесие | № 13 |
18 | Обобщение и систематизация материала по общей химии | |
19 | Контрольная работа №1 | |
15 |
Неорганическая и общая химия |
|
20 | Классификация и номенклатура неорганических соединений | № 14 |
21 | Оксиды | |
22 | Кислоты | |
23 | Основания | |
24 | Соли | |
25 | Генетическая связь между классами соединений | № 15 |
26 | Металлы и их свойства | № 16 |
27 | Общие способы получения металлов. Электролиз Ра створов и расплавов | |
28 | Неметаллы и их свойства. Благородные газы | |
29 | Общая характеристика галогенов | № 17 |
30 | Обобщение и систематизация знаний по неорганической химии | |
31 | Контрольная работа №2 | |
32 | Пр.р. “Получение газов и применение их свойств” | |
33 | Пр.р. “Идентификация неорганических веществ” | |
34 |
Резервное время |
|
34 |
Общее число часов по курсу |
УПРАЖНЕНИЕ № 1
ТЕМА: “СТРОЕНИЕ АТОМА. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБОЛОЧКИ”
УРОВЕНЬ А
Задание № 1
Дополните схему строения атома.
Атом |
||
Ядро |
Электронная оболочка |
|
1) |
|
|
2) |
Задание № 2
Вспомните понятие “изотопы” и заполните таблицу.
Элементарные частицы |
Изотопы |
|
35 |
37 |
|
p+ |
||
n0 |
||
ē |
Задание № 3
Какому химическому элементу соответствует распределение элементов по энергетическим уровням 2ē, 2ē.
Напишите электронно-графическую и электронную формулы.
Тестовые задания с выбором ответа
Задание № 4
Пара элементов, имеющих сходное строение внешнего энергетического уровня.
1) H и He 2 ) H и Na |
3)
Na и Mg 4) Li и Ne |
Задание № 5
S-элементом является:
1) бериллий 2) бор |
3) углерод 4) неон |
Задание № 6
Атому элемента, образующего простое вещество – неметалл, соответствует электронная схема:
1) 2ē,
8ē, 1ē 2) 2ē, 6ē |
3) 2ē,
8ē, 2ē 4) 2ē, 1ē |
УРОВЕНЬ В
Задание № 1
Расставьте понятия “электроны”, “атом”, “нейтроны”, “ядро”, “электронная оболочка”, “протоны” на соответствующие места.
1) | ||
2) |
Задание № 2
Вспомните понятие “изотопы” и заполните таблицу.
Элементарные частицы |
Изотопы |
|
Задание № 3
Определите элемент, в атоме которого на S-орбиталях имеется всего 4 электрона. Напишите электронно-графическую и электронную формулы этого элемента.
Тестовые задания с выбором ответа
Задание № 4
Пара элементов, имеющих сходное строение внешнего и предвнешнего энергетического уровня.
1) S и Cl 2) Kr и Xe |
3) Be и B 4) Mo и Se |
Задание № 5
Электронная конфигурация …3s23p1 соответствует элементу:
1) алюминий 2) натрий |
3) бор 4) литий |
Задание № 6
Атому элемента, образующего простое вещество – неметалл, соответствует электронная схема:
1) 2ē,
1ē 2) 2ē, 7ē |
3) 2ē,
8ē,
3ē 4) 2ē, 8ē, 1ē |
УРОВЕНЬ С
Задание № 1
Расставьте понятия “электроны”, “атом”, “нейтроны”, “ядро”, “электронная оболочка”, “протоны” на соответствующие места.
Ядро |
||
Задание № 2
Даны три ряда условных обозначений атомов:
1-й ряд: 4020 Э, 3316 Э, 3 1 Э
2-й ряд: 11 Э, 4220 Э, 3416 Э
3-й ряд: 3216 Э, 20 Э, 21 Э
Перегруппируйте условные обозначения атомов так, чтобы эти ряды имели законченный смысл. Назовите химические элементы, которым соответствуют предложенные в задании условные обозначения.
1-й ряд:____________________________________
2-й ряд:____________________________________
3-й ряд:____________________________________
Задание № 3
Определите элемент, в атоме которого на S-орбиталях имеется всего 4 электрона. Напишите электронно-графическую и электронную формулы этого элемента.
Тестовые задания с выбором ответа
Задание № 4
Пара элементов, имеющих сходное строение внешнего и предвнешнего энергетического уровней.
1) Ba
и K 2) Sb и Bi |
3) Be
и B 4) Mo и Se |
Задание № 5.
Электронная конфигурация …4s24p2 соответствует элементу:
1) рубидий 2) германий |
3) стронций 4) цинк |
Задание № 6.
Атому элемента, образующего простое вещество – металл, соответствует электронная схема:
1) 2ē,
7ē
2) 2ē, 8ē, 6ē |
3) 2ē,
8ē,
2ē 4) 2ē, 8ē |
УПРАЖНЕНИЕ № 2
ТЕМА: “ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ОБОЛОЧЕК ПЕРЕХОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ”
УРОВЕНЬ А
Задание № 1
Какому химическому элементу соответствует распределение элементов по энергетическим уровням 2ē, 8ē, 10ē, 2ē
Напишите электронно-графическую и электронную формулы.
Задание № 2
В атомах какого из элементов: кислорода или серы есть незаполненные d-орбитали. Ответ подтвердите электронными конфигурациями атомов.
Задание № 3
Продолжите ряд, определив, по какому правилу он строится
а) F, Cl, Br, …, … ____________________________________
Тестовые задания с выбором ответа
Задание № 4
d-элементом является:
1) калий 2) натрий |
3) рубидий 4) медь |
Задание № 5
Электронная конфигурация …3d64S2 соответствует элементу:
1)
аргону 2) железу |
3)
криптону 4) рутению |
УРОВЕНЬ В
Задание № 1
Определите элемент, в атоме которого на d-орбиталях находятся 2 электрона. Напишите электронно-графическую и электронную формулы этого элемента.
Задание № 2
В атомах какого из элементов: кислорода или серы есть незаполненные d-орбитали. Ответ подтвердите электронными конфигурациями атомов.
Задание № 3
Продолжите ряд, определив, по какому правилу он строится
а) Li, Na, K, …, …, …. ___________________________________________________
Тестовые задания с выбором ответа
Задание № 4
d-элементом является:
1)
калий 2) скандий |
3)
галлий 4) кальций |
Задание № 5
Электронная конфигурация …3d104S1 соответствует элементу:
1) калий 2) кремний |
3) аргон 4) медь |
УРОВЕНЬ С
Задание № 1
Определите элемент в атоме которого всего 15 p-электронов. Напишите электронно-графическую и электронную формулы этого элемента.
Задание № 2
Дан список электронных схем:
а) 2ē, 1ē б) 2ē, 8ē, 1ē в) 2ē, 8ē, 13ē, 1ē |
г) 2ē, 8ē, 18ē, 1ē д) 2ē, 6ē е) 2ē, 8ē, 18ē, 6ē |
Задание № 3
Продолжите ряд, определив, по какому правилу он строится
а) Pb, Sn, Ge, …, …._____________________________________________________
Задание № 4
d-элементом является:
1)
калий 2) цинк |
3)
галлий 4) кальций |
Задание № 5
Электронная конфигурация …3d104S2 соответствует элементу:
1)
калий 2) кремний |
3)
цинк 4) медь |
УПРАЖНЕНИЕ № 3
ТЕМА: “ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА”
УРОВЕНЬ А
Задание № 1
Дайте характеристику химического элемента с порядковым номером 9 по его положению в Периодической системе.
Задание № 2
По электронной формуле химического элемента 1S22S22p63S1 определите:
а) его порядковый номер в Периодической системе;
б) составьте формулу его высшего оксида;
в) составьте формулу водородного соединения;
г) определите электронное семейство, к которому относится этот элемент (S, p, d, f);
д) характер его оксид.
Задание № 3
Расположите химические элементы, символы которых даны, в порядке:
а) возрастания неметаллических свойств – P, S, Si
б) возрастания металлических свойств – Ga, Al, In
Задание № 4
Исходя из строения атомов, объясните изменение химической активности у элементов второго периода Периодической системы.
Тестовые задания с выбором ответа
Задание № 5
Элемент Э с электронной формулой 1S22S22p63S23p63d104S2 образует высший оксид:
1)
ЭО 2) Э2О3 |
3) Э2О5 4) ЭО3; |
УРОВЕНЬ Б
Задание № 1
Дайте характеристику химического элемента с порядковым номером 24 по его положению в Периодической системе.
Задание № 2
По электронной формуле химического элемента 1s22s22p63s23p63d104s24p4 определите:
а) его порядковый номер в Периодической системе;
б) составьте формулу его высшего оксида;
в) составьте формулу водородного соединения;
г) определите электронное семейство, к которому относится этот элемент (S, p, d, f);
д) характер его оксида.
Задание № 3
Расположите химические элементы, символы которых даны, в порядке:
а) возрастания неметаллических свойств – P, Cl, Mg
б) возрастания металлических свойств – Ga, B, Tl
Задание № 4
Исходя из строения атомов, объясните измените химической активности у элементов третьего периода Периодической системы.
Тестовые задания с выбором ответа
Задание № 5
Элемент Э с электронной формулой 1S22S22p63S23p63d104S24p3 образуют высший оксид:
1)
ЭО 2) Э2О3 |
3) Э2О5 4) ЭО3 |
УРОВЕНЬ С
Задание № 1
Дайте характеристику химического элемента с порядковым номером 28 по его положению в Периодической системе.
Задание № 2
По электронной формуле химического элемента 1S22S22p63S23p63d54s1 определите:
а) его порядковый номер в Периодической системе;
б) составьте формулу его высшего оксида;
в) определите электронное семейство, к которому относится этот элемент (S, p, d, f);
г) характер его оксида.
Задание № 3
Расположите химические элементы, символы которых даны, в порядке:
а) возрастания неметаллических свойств – Ga, B, Ln
б) возрастания металлических свойств – P, Na, Al
Задание № 4
Исходя из строения атомов, объясните изменение химической активности у элементов первой группы главной подгруппы Периодической системы.
Тестовые задания с выбором ответа
Задание № 5
Элемент Э с электронной формулой 1S22S22p63S23p63d104S24p6 образуют высший оксид:
1)
ЭО 2) Э2О3 |
3) Э2О5 4) ЭО3 |