Цель урока.
Обобщить и систематизировать знания о правописании личных безударных окончаний глаголов, отработать навык правильного написания безударных личных окончаний глаголов.
Задачи.
1. Обучающая: научиться правильно определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; освоить алгоритм применения правила правописания гласной в личных окончаниях глаголов.
2. Развивающая: развивать память, логическое мышление, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
3. Воспитывающая: воспитывать любовь к учению, к языку, воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, опросные листы.
Нестандартный урок (сказка) с использованием элементов уровневой дифференциации.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: сообщение темы и цели урока. Оформление тетради для работы в классе.
Учитель: Давным-давно, а может быть, совсем недавно, может быть, этим летом даже в одной деревне жила девочка Машенька. Как-то пошла она с подружками в лес грибы-ягоды собирать. Несравненная красота встретила Машеньку в лесу. Очень захотелось девочке побыстрее набрать целый туесок ягод и полное лукошко грибов, чтобы порадовать родителей. Давайте поможем ей сделать это.
2. Повторение ранее изученного (задания дифференцированы).
А) 1 группа - диктант с продолжением:
щётка - ...
бескозырка- …
изложение - …
(К каждому слову записать по 2-3 слова с той же орфограммой.)
2 группа - распределить слова по орфограммам:
Водяной, гигантский, циркуль, сосна, солнце, цыган, удивительный, местность, циновка.
3 группа - записать по памяти 6 словарных слов.
- Проверка выполнения задания.
- Продолжение работы.
Набрала Машенька много грибов и ягод, но решила ещё порадовать бабушку красивым букетом цветов, который мы соберём вместе с ней.
Б) Индивидуальная работа у доски. Класс работает с сигнальными карточками.
Один ученик “собирает ромашку” (теоретический материал о глаголе), класс работает с сигнальными карточками (Е-И в корнях с чередованием): Вытереть, запереть, неразбериха, зажигалка, блестит, расстилать и т. д. (объясняем условия выбора орфограммы).
- Повторяем теорию (проверим работу у доски).
Хотела Машенька пойти на соседнюю полянку, да нечаянно запнулась за слово РАССТИЛАЕТСЯ и просыпала ягоды. Поможем девочке их собрать, для этого разберём слово по составу.
3. Задания по синтаксису.
А) Разбираем слово по составу.
Кажется, всё в порядке: грибов и ягод много, букет цветов красивый. Только не видно подружек, и не слышны их голоса. Заблудилась Машенька! Надо помочь девочке выйти из лесу, а то темно становится.
Б) Синтаксический разбор предложения.
Синий лес во мраке тонет, засыпает до утра.
- Продолжение сказки.
Вышла Машенька на полянку, видит: стоит избушка, Вошла в неё девочка. Внутри избушки – большой дубовый стол и три стула: один большой, второй поменьше, а третий- совсем маленький. Села Машенька на большой стул, а перед ней лежит какой – то листок, красиво исписанный. Видно, хозяин, Михайло Иванович, читал его на досуге.
4. Отработка умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.
А) Чтение алгоритма “ Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием”.
Прочитала и Машенька и решила пересесть на стул поменьше. А там ждёт её новое задание:
Б) Объяснить, правильно ли написаны окончания глаголов в разобранном ранее предложении.
Справилась девочка с заданием и перебралась на маленький стульчик. А на столе перед ней Мишуткина тетрадка, и задание в ней не выполнено. Решила Машенька помочь малышу.
В) Задание: пользуясь алгоритмом, определи спряжение глагола и в соответствии с этим допиши гласную в окончание.
Ты дремл-шь, ты обид-шься, ты увид-шь, они услыш-т.
Работала Машенька усердно да и в лесу намаялась. Захотелось ей покушать. Увидела она в столовой 3 чашки: большую, поменьше и маленькую, Мишуткину. Захотела она попробовать из каждой. Но чашки и ложки оказались волщебными. Ложки в руки не даются, еда из чашки пропадает. Вновь нужно выполнить задания.
Г) Выполнение заданий:
1) выборочный диктант (на усмотрение учителя).
2) творческий диктант – молчанка (показываю картинки, ученики записывают нераспространенные предложения, где сказуемое – глагол с безударным личным окончанием). Слова для справок: выбь-т, выгон-т, выжж-т, выдер-шь, паш-шь, лов-т.
3) работа с опросным листом (учитель диктует глаголы, ученики записывают только гласную, которую будут писать в окончании).
Выполнила девочка все задания, наелась и довольная вошла в другую комнату, а там стоят три кровати, разные по размеру. Пока Машенька выбирает кровать, мы выполним следующие задания
Д) Выполнение заданий.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Продолжить текст. Света-т. Скоро проснутся и радостно запоют птицы… употребить глаголы с безударными окончаниями.) |
Упр. № 672 ( 2). | Работает с “деловой” игрой. |
Ребята, Машенька-то спит. Давайте споём ей колыбельную, вспомнив, как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
Но что это заm шум!? Медведи домой возвращаются! Подведём итоги и убежим вместе с Машенькой.
5. Итоги урока.
Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать!
Оцените свою удовлетворённость уроком (приём “Мордашки – солнышки”).
Оцените свою работу на уроке.
Спасибо, вы хорошо потрудились!
6. Домашнее задание.
Я уверена, что, повторив изученное, вы успешно справитесь дома с творческой работой. Напишите сочинение-миниатюру "Как я помогал Машеньке", используя любые глаголы с безударными личными окончаниями.