Урок математики в 1-м классе по теме "Классификация линий по самостоятельно выделенным признакам"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • создать условия для формирования первичного представления о луче, научить различать прямую линию, отрезок, луч, проверить степень усвоения детьми ранее данной информации;
  • развивать память, внимание, мышление, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать, развивать интеллектуальные и практические умения детей;
  • воспитывать активную личность.

Оборудование: Интерактивная доска, раздаточный геометрический материал у детей, словарь русского языка.

Ход урока

1. Организационный момент.

СЛАЙД № 1.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Всем известно, что у нас самый лучший в мире класс! Мальчики здесь? Девочки здесь? Готовы к уроку математики?

2. Актуализация базовых знаний.

СЛАЙД №2.

Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. И сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие по Великой стране Математики и побываем в уже известном нам городе Геометрии. Нашим экскурсоводом будет Карандаш. Со многими жителями города вы уже знакомы и сможете без труда их узнать.

СЛАЙД №3.

Игра: "Узнай меня".

Учитель: Поиграем в игру: "Узнай меня". У вас у каждого на столе конверт, возьмите из него геометрические фигуры. Я загадываю загадку, а вам нужно показать нам фигуру-отгадку. (На партах у каждого ребенка набор геометрических фигур.)

- Я - многоугольник, имею 3 стороны. Как меня зовут?

(Учащиеся выбирают из раздаточного материала треугольник и показывают его учителю. Учитель открывает на интерактивной доске по очереди все названные фигуры)

- Я - многоугольник, у меня 4 равные стороны. (квадрат)

- А вот я - вообще не многоугольник. Зато у меня можно найти в часах, в машине, в чашке, на меня даже солнышко издали похоже. Кто же я? (круг)

- А вот я ни многоугольник и ни круг. Я линия ровная, у которой нет начала и нет конца. Кто я? (прямая)

- Я самая маленькая геометрическая фигура Кто я? (точка)

-А вот я часть прямой, у меня есть начало и есть конец. Кто же я? (Отрезок) Назовём хором все фигуры. Будьте внимательны (Показываю не по порядку)

Вывод: Мы сделали разминку. Для чего? (Дети: Чтобы знать и различать геометрические фигуры, настроиться на работу, сосредоточиться:)

Учитель: Чем похожи все фигуры?

Дети: Они все одного цвета.

Учитель: Чем отличаются?

Дети: Они имеют разную форму.

Дети: Они разного размера.

Вывод: Все предметы можно сравнивать по цвету, размеру, форме.

Учитель: Какая фигура лишняя? Почему?

Дети: Лишняя фигура - линия, т.к. её можно продолжить, а остальные фигуры замкнутые.

ФИЗМИНУТКА.

(Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.)

Учитель: Продолжаем работу. Сколько фигур слева? (2) Сколько справа? (4) А где фигур меньше? (Слева). Значит справа фигур больше. Какое задание можно выполнить с этими числами?

Дети: Сложить, вычесть, поставить знак.

Учитель: Какой знак? Дорожный, восклицательный?

Дети: Нет. Математический. Когда сравнивают числа на письме, то ставят математический знак сравнения.

СЛАЙД № 4.

Учитель: Работа с интерактивной доской. Какой знак поставим между числами? Если так, то хлопните, а если не так, то молчите. (Исчезающий карандаш)

2 > 4         2 = 4          2 < 4

Волшебный карандаш с вами согласен. Как называется эта запись? (Неравенство) А что такое неравенство? А где мы можем узнать?

Дети: Спросить у взрослых, у учителя, посмотреть в толковом словаре русского языка. Неравенство - в математике это соотношение между величинами, показывающее, что одна величина больше или меньше другой.

Учитель: А для чего мы вспомнили о неравенствах?

Дети: Нам пригодится.

Учитель: Молодцы. Все с заданием справились. А еще, ребята, у данных фигур был разный характер. Круг был веселее, чем треугольник, а треугольник веселее, чем квадрат. Кто был самый веселый?

Дети: Круг.

Учитель: А кто самый грустный?

Дети: Квадрат.

Учитель: Хочу пожелать, чтобы и у вас и у наших гостей было хорошее настроение. А мы сделаем весёлую физминутку.(Если я показываю весёлое лицо, то вам надо хлопнуть 3 раза, а если грустное - 3 раза присесть.

СЛАЙД № 5.

Учитель: А теперь продолжим наше путешествие. Вместе с нашим экскурсоводом Карандашом отправимся на проспект Линейный. Здесь живут веселые и добрые наши друзья.

Как вы думаете, кто живёт в этих домиках?

Дети: В этих домах живут прямые линии.

Дети: Там еще живет отрезок.

Дети: Там живут прямые и кривые линии.

Учитель: Молодцы! А кто живёт здесь?

Дети: Не знаем.

Учитель: Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

Дети: Познакомиться с новой геометрической фигурой.

Учитель: Какие цели поставим перед собой?

СЛАЙД № 6.

Дети:

1). Познакомиться с новой геометрической фигурой.

2). Быть внимательными, умными, сосредоточенными.

3). Хорошо работать, слушать и слышать учителя.

Учитель: А я вам в этом помогу. Сейчас мы с ребятами (инсценировка) расскажем историю, которая случилась с Карандашом. А вы нам будете помогать. Договорились?

СЛАЙД № 6.

3. Выход на тему урока.

Учитель: Вот какая история случилась с Карандашом.

Решил однажды Карандаш прогуляться по Прямой линии. Идет, идет, устал, а конца линии все не видно.

- Долго ли мне еще идти? Доберусь ли я до конца? - спрашивает он у Прямой.

Что ему ответит Прямая линия?

Дети: Карандаш, не дойдет до конца линии, потому что у прямой нет конца.

Учитель: Правильно.

- Эх ты, у меня же нет конца, - ответила Прямая.

- Тогда я пойду в другую сторону, - сказал Карандаш.

Дети: И в другую сторону, Карандаш, не дойдет до конца линии, потому что у прямой нет начала и конца.

Учитель: Верно. А Прямая, даже песенку ему спела.

- Без конца и края линия прямая,
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.

Расстроился Карандаш.

- Что же мне делать? Я не хочу ходить по линии. Я устал.

Что вы, ребята, посоветуете Карандашу?

(Дети дают различные советы.)

А вы, уважаемые взрослые, что посоветуете карандашу?

Учитель: Тогда отметь на мне 2 точки, - посоветовала ему Прямая. Так Карандаш и сделал.

Работа с интерактивной доской.

- Ура! - Закричал Карандаш. - Появились два конца. Теперь я могу гулять от одного конца до другого. Но тут же задумался.

- А что же это такое на Прямой получилось?

Ребята, помогите Карандашу.

Дети: Это отрезок.

Учитель: А что вы знаете об отрезке?

Дети: Отрезок - это часть прямой. У него есть начало и конец.

4. Изучение нового материала.

Учитель: А однажды Карандаш решил отнять у Прямой отрезок. Взял он с собой ножницы и потихоньку вырезал отрезок. Только не понятно ему, что же это такое получилось.

- А вы, ребята, знаете? Может это быть новым отрезком?

Дети: Нет, не может. У одной линии нет начала и есть конец, а у другой - есть начало, но нет конца.

Учитель: А получилось на прямой 2 луча. У луча есть начало, а вот конца нет.

Вывод: Как называется новая геометрическая фигура? Что такое ЛУЧ?

5. Практическая часть.

Работа по учебнику. (И. Аргинская, Математика, часть 1, стр. 42, №73)

Учитель: Сравни линии. Чем они похожи? Чем отличаются? С какими линиями ты уже был знаком?

Дети: Мы знали прямую линию, отрезок.

Учитель: Обведи прямую линию синим карандашом, отрезок - зеленым. Как называется линия, с которой вы познакомились сегодня?

Дети: Эта линия называется лучом.

Учитель: Найди луч и обведи его красным карандашом.

Подумай и объясни, чем отличается луч от прямой?. От отрезка?

Учитель: Сейчас будем работать в рабочей тетради с. 25 № 52. Здесь нам и пригодились знания о неравенстве.

Учитель: Выполним тест. Если согласны со мной, то хлопните, а если не согласны, то молчите. ЛУЧ - это прямая, у которой есть начало и конец.

ЛУЧ - это прямая, у которой нет начала и нет конца.

ЛУЧ - это прямая, у которой есть начало, но нет конца.

МОЛОДЦЫ! А если кто-то ошибся, ничего страшного, ведь мы в школе только учимся. В следующий раз обязательно получится. Вспомним, какие цели ставили в начале урока. Каждый молча вспоминает свои цели. Кто справился, поднимите руку. Луч приготовил для вас загадку.

Среди поля голубого -
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это ::.

Дети: Солнце.

Учитель: А почему Луч загадал вам загадку про солнышко?

Дети: Потому что у солнышка тоже есть лучи.

РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: Дети, у вас на партах тоже есть 2 солнечных луча. Если вам было интересно на уроке и всё получалось, то выберите жёлтый луч, а если было интересно, но вы в чём-то затруднялись - красный. Добавим лучи нашему весёлому кругу. И получим весёлое солнышко.

Вывод: Молодцы! У каждого лучика есть начало, но нет конца. Так и у вас 1 класс - это только начало и ещё очень много нового и интересного в своей жизни вы узнаете в школе. И на память о нашем сегодняшнем путешествии я хочу вам подарить солнышко, которое есть у вас в конверте, а второе солнышко подарите нашим гостям.

6. Итог урока.

Учитель: Вот и закончилось наше воображаемое путешествие. Мы прощаемся с городом Геометрией, его прекрасными жителями - геометрическими фигурами. Давайте еще раз вспомним, что же мы знает про прямую линию, отрезок и луч.

Дети: У прямой нет начала и нет конца.

Дети: У отрезка есть начало и есть конец.

Дети: А у луча есть начало и нет конца.

Учитель: Надеюсь, наше путешествие было увлекательным и интересным. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям волшебной страны Математики, друг другу и порадуемся нашим успехам. Но это лишь малая часть того, что можно узнать на уроках математики. Впереди вас ждет еще много путешествий по Великой стране, название которой: Математика.

Приложение.