Окружающий мир в 1-м классе по теме "Перелетные птицы"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с перелётными птицами.

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями строения птиц и местами их обитания;
  • дать представление о перелетных и зимующих птицах;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
  • развивать кругозор и любознательность.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, "Мир вокруг нас" А. А.Плешаков 1 класс, рабочая тетрадь.

На доске: карточки с птицами, плакат с ёлкой.

Ход урока

1. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.

Тут зверюшки и пичужки.
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу! В добрый час!

- Ребята, сегодня к нам в гости на урок должна была прилететь сова, но, придя сюда, я обнаружила записку на доске. Давайте прочитаем ее: "Быть сегодня не могу, очень сожалею, но чтобы вы не потеряли время даром, включите радиостанцию" (в конверте кассета).

- Ну, что ребята, включим радиостанцию. (Слышится пение птиц).

Внимание! Внимание!
Сегодня в 9 часов
Работать будет станция
Для рощ и для лесов!
Сегодня в нашу студию:
Внимание! Внимание!
Слетятся птицы разные
На радиособрание
По первому вопросу
Докладывает Грач
Назначенный заведовать
Ремонтом птичьих дач.
Потом начнутся прения
И свист и скрип и пение,
Урчанье и пиликание
И щебет и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, кукушек, ласточек
И всех без исключения
Других известных птиц! -
Внимание! Внимание!
Сегодня в 9 часов
Работать будет станция
Для рощ и для лесов! (Пение птиц).

- Вот это да! Мы же с вами попали в эфир птичьего собрания, вот бы было интересно и нам попасть на этот съезд.

Давайте посмотрим на доску (ученики читают)

"Съезд перелетных птиц"

- Ребята, а почему никаких птиц не видно?

- Наверное, они еще не прилетели?

- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы потом весной вернутся в родные места?

- О том, какие птицы прилетают из теплых стран, и пойдет речь на нашем уроке.

- Как называют этих птиц? ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ (на доске).

- А птиц, которые остаются с нами зимовать, как называют? ЗИМУЮЩИЕ.

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята давайте вспомним зимующих птиц.

Давайте устроим птичью елку, нанижем кусочки сала, в кормушку положим семечки

Задание: выбрать зимующих птиц и повесить на елку.

- Ребята, отгадайте загадку:

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел).

- Давайте посмотрим фильм о дятле.

- Да, красивы птицы! Но чтобы они не погибли от холода и голода, мы должны их подкармливать зимой, чтобы нам не пришлось встречать весну без песен.

- Что это за конверт возле елочки? ТЕЛЕГРАММА

- Это телеграмма от Лесника, давайте прочитаем ее (ученик читает).

"В месяц лютого холода, гибельных метелей и буранов помни о своих маленьких слабых друзьях - птицах. Каждый день поставляй продукты в птичьи столовые" Лесник.

- Кто такой лесник?

- Как вы помогаете птицам?

- Мы возвращаемся на нашу радиостанцию

- Отгадайте загадку:

Всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад - вперед по пашне вскачь
И зовется птица :(грач)

1 ученик:

- Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерна и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд.

Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займет другая пара птиц.

2 ученик:

Весною на деревьях построена деревня.
Как ветер начинается - деревья все качаются.
Качаются деревья - качается деревня.
И сотни голосов в тревоге за птенцов
Взмывают над деревней: "Качаются деревья!":
Не сдуло бы грачат: Кричат грачи, кричат:
Шумит роняя перья крикливая деревня.

- А теперь отгадайте еще одну загадку.

На шесте - дворец
Во дворце - певец
А зовут его:. скворец

- Посмотрите на его массивное тело и короткую шею, он нам покажется неуклюжим, тяжелым, хотя весит всего 75 грамм.

Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, постоянно шествует он за плугом. Выдергивает из отваленных пластов земли дождевых червей Ии жуков. Осенью , правда, стаи скворцов совершают налеты на сады. Но этот вред не сравним с той пользой, которую они приносят, выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожает одна пара птиц.

3 ученик:

- Скворец еще и пересмешник. С поразительной похожестью умеет он передавать все, что услышит в дальних своих странствиях. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса.(голос повтор.).

- Но вот взошло и заиграло над лесом весеннее солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли почки на деревьях. И послышался в лесу чей - то голосок.(звучит запись голоса кукушки).

- Чей это голос? Что вы знаете об этой птице?

4 ученик:

Солнцем залита опушка,
Загорелся только день,
И проказница кукушка
Куковать уселась в тень
Где она? Никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему :ку - ку.

Физ. минутка.

Летели кукушки через три избушки
Так суетились, так торопились.
Головками вертели, крыльями махали
А куда летели, так и не сказали!

5 ученик:

Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой - нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнездышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствии своих приемных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестренок, и тогда птицам ничего не остается делать, как выкармливать его одного.

(Просмотр фильма про кукушонка 3-4 мин).

- Посмотрите, сколько на нашей поляне собралось птиц.

- Кажется еще одна птица подлетает. Отгадайте, кто она?

Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
На груди белое полотенце

- Наша гостья ласточка (изображение ласточки, голос).

Ласточки прилетают в середине мая. Ее легко узнать по черному оперению и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывный полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров.

Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал - его много: грязь, глина, а склеивается все слюной самой птицы.

- Вот сколько птиц прилетели на съезд перелетных птиц.

3. Работа в учебнике с. 76.

- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали. Что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

- Как же это удалось сделать ученым?

Птицам надевали на лапки маленькие кольца. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто - то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Игра "Прилетели птицы".

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что - то другое, то нужно хлопать. Начнем:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи: Что неправильно? Мухи-насекомые.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы:
Все вы молодцы!

4 Практическая работа:

(соединить птицу с ее названием). (делают под пение птиц).

5. Итог урока.

На свете очень много разнообразных птиц. (См. выставку с птицами) на фоне видео.

Приложение 1

- Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины.

Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научится летать зародилось у людей при взгляде на птиц.

Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Приложение 2

Ласочка день начинает весенний,
Летнюю ночь завершит соловей.
Пенься, мгновенье, будь многопенней,
Свежих мгновений нам, ветер, навей.
Ранняя ласточка - год нам счастливей,
Слезы зимы до последней доплачь.
Жаворонок зазвенит песни хрустально,
Скажет кукушка - жить много ль нам дней
Мы приобщаемся к земле изначально
В осень же спросим про все - журавлей.

Итог:

- Ребята о чем же мы говорили на уроке?

- Что было интересно?

- Каких вы теперь знаете птиц?

- Съезд завершил свою работу.

- Молодцы, хорошо работали!

- Спасибо за урок!