Цель: познакомить с перелётными птицами.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями строения птиц и местами их обитания;
- дать представление о перелетных и зимующих птицах;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
- развивать кругозор и любознательность.
Оборудование:
интерактивная доска, слайдовая презентация, "Мир вокруг нас" А. А.Плешаков 1 класс, рабочая тетрадь.На доске:
карточки с птицами, плакат с ёлкой.Ход урока
1. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.
Тут зверюшки и пичужки.
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу! В добрый час!
- Ребята, сегодня к нам в гости на урок должна была прилететь сова, но, придя сюда, я обнаружила записку на доске. Давайте прочитаем ее: "Быть сегодня не могу, очень сожалею, но чтобы вы не потеряли время даром, включите радиостанцию" (в конверте кассета).
- Ну, что ребята, включим радиостанцию. (Слышится пение птиц).
Внимание! Внимание!
Сегодня в 9 часов
Работать будет станция
Для рощ и для лесов!
Сегодня в нашу студию:
Внимание! Внимание!
Слетятся птицы разные
На радиособрание
По первому вопросу
Докладывает Грач
Назначенный заведовать
Ремонтом птичьих дач.
Потом начнутся прения
И свист и скрип и пение,
Урчанье и пиликание
И щебет и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, кукушек, ласточек
И всех без исключения
Других известных птиц! -
Внимание! Внимание!
Сегодня в 9 часов
Работать будет станция
Для рощ и для лесов! (Пение птиц).
- Вот это да! Мы же с вами попали в эфир птичьего собрания, вот бы было интересно и нам попасть на этот съезд.
Давайте посмотрим на доску (ученики читают)
"Съезд перелетных птиц"
- Ребята, а почему никаких птиц не видно?
- Наверное, они еще не прилетели?
- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы потом весной вернутся в родные места?
- О том, какие птицы прилетают из теплых стран, и пойдет речь на нашем уроке.
- Как называют этих птиц? ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ (на доске).
- А птиц, которые остаются с нами зимовать, как называют? ЗИМУЮЩИЕ.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята давайте вспомним зимующих птиц.
Давайте устроим птичью елку, нанижем кусочки сала, в кормушку положим семечки
Задание: выбрать зимующих птиц и повесить на елку.
- Ребята, отгадайте загадку:
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел).
- Давайте посмотрим фильм о дятле.
- Да, красивы птицы! Но чтобы они не погибли от холода и голода, мы должны их подкармливать зимой, чтобы нам не пришлось встречать весну без песен.
- Что это за конверт возле елочки? ТЕЛЕГРАММА
- Это телеграмма от Лесника, давайте прочитаем ее (ученик читает).
"В месяц лютого холода, гибельных метелей и буранов помни о своих маленьких слабых друзьях - птицах. Каждый день поставляй продукты в птичьи столовые" Лесник.
- Кто такой лесник?
- Как вы помогаете птицам?
- Мы возвращаемся на нашу радиостанцию
- Отгадайте загадку:
Всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад - вперед по пашне вскачь
И зовется птица :(грач)
1 ученик:
- Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерна и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд.
Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займет другая пара птиц.
2 ученик:
Весною на деревьях построена деревня.
Как ветер начинается - деревья все качаются.
Качаются деревья - качается деревня.
И сотни голосов в тревоге за птенцов
Взмывают над деревней: "Качаются деревья!":
Не сдуло бы грачат: Кричат грачи, кричат:
Шумит роняя перья крикливая деревня.
- А теперь отгадайте еще одну загадку.
На шесте - дворец
Во дворце - певец
А зовут его:. скворец
- Посмотрите на его массивное тело и короткую шею, он нам покажется неуклюжим, тяжелым, хотя весит всего 75 грамм.
Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, постоянно шествует он за плугом. Выдергивает из отваленных пластов земли дождевых червей Ии жуков. Осенью , правда, стаи скворцов совершают налеты на сады. Но этот вред не сравним с той пользой, которую они приносят, выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожает одна пара птиц.
3 ученик:
- Скворец еще и пересмешник. С поразительной похожестью умеет он передавать все, что услышит в дальних своих странствиях. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса.(голос повтор.).
- Но вот взошло и заиграло над лесом весеннее солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли почки на деревьях. И послышался в лесу чей - то голосок.(звучит запись голоса кукушки).
- Чей это голос? Что вы знаете об этой птице?
4 ученик:
Солнцем залита опушка,
Загорелся только день,
И проказница кукушка
Куковать уселась в тень
Где она? Никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему :ку - ку.
Физ. минутка.
Летели кукушки через три избушки
Так суетились, так торопились.
Головками вертели, крыльями махали
А куда летели, так и не сказали!
5 ученик:
Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой - нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнездышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствии своих приемных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестренок, и тогда птицам ничего не остается делать, как выкармливать его одного.
(Просмотр фильма про кукушонка 3-4 мин).
- Посмотрите, сколько на нашей поляне собралось птиц.
- Кажется еще одна птица подлетает. Отгадайте, кто она?
Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
На груди белое полотенце
- Наша гостья ласточка (изображение ласточки, голос).
Ласточки прилетают в середине мая. Ее легко узнать по черному оперению и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывный полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров.
Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал - его много: грязь, глина, а склеивается все слюной самой птицы.
- Вот сколько птиц прилетели на съезд перелетных птиц.
3. Работа в учебнике с. 76.
- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали. Что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
- Как же это удалось сделать ученым?
Птицам надевали на лапки маленькие кольца. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто - то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
Игра "Прилетели птицы".
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что - то другое, то нужно хлопать. Начнем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи: Что неправильно? Мухи-насекомые.Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки:Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы:
Все вы молодцы!
4 Практическая работа:
(соединить птицу с ее названием). (делают под пение птиц).
5. Итог урока.
На свете очень много разнообразных птиц. (См. выставку с птицами) на фоне видео.
- Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины.
Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научится летать зародилось у людей при взгляде на птиц.
Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Ласочка день начинает весенний,
Летнюю ночь завершит соловей.
Пенься, мгновенье, будь многопенней,
Свежих мгновений нам, ветер, навей.
Ранняя ласточка - год нам счастливей,
Слезы зимы до последней доплачь.
Жаворонок зазвенит песни хрустально,
Скажет кукушка - жить много ль нам дней
Мы приобщаемся к земле изначально
В осень же спросим про все - журавлей.
Итог:
- Ребята о чем же мы говорили на уроке?
- Что было интересно?
- Каких вы теперь знаете птиц?
- Съезд завершил свою работу.
- Молодцы, хорошо работали!
- Спасибо за урок!