И.А. Крылов. "Кукушка и Петух"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее;
  • продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя;
  • обсудить статью О. В. Кубасовой "Иван Андреевич Крылов";
  • развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;
  • воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к басням, книжная выставка, магнитофон, запись басни Крылова "Кукушка и Петух" в исполнении В. Гафта, высказывание Н. В. Гоголя "Поэт и мудрец слились в нем воедино", карточки для рефлексии, словарь Ожегова.

Ход урока

I. Орг. Момент.

У.- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.

II. Психологический настрой учащихся на урок.

  1. Глаза смотрят и видят
  2. Уши слушают и слышат
  3. Сначала думаю, а потом говорю
  4. Помню, что в классе я не один
  5. Умею слушать мнения других.

Сообщение темы и целей урока

- О чём вам напоминают фамилии, записанные на доске? Что общего между ними?

(Эзоп, Л.Толстой, С.Михалков, И. Крылов. Все они писали басни . Со многими мы уже знакомы)

- Сегодняшний урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы познакомимся с басней "Кукушка и Петух", найдём в ней мораль и будем работать над выразительным её чтением.

III. Работа с биографией Крылова по статье О.В.Кубасовой уч. ч.4 "Для сердца и ума"

- Давайте вспомним биографию писателя. - Как называется статья, которую мы изучали? - Кто автор этой статьи?

- Откройте учебник статей №4 стр. 7. Какими словами начинается статья? /Дедушка Крылов:Кто не знает его басни?/

- С чего начал литературную деятельность этот писатель?

- Что узнали про его семью из статьи?

- Какое образование он получил?

- Как дальше сложилась его жизнь, после переезда в Петербург? Найдите и прочитайте об этом.

- Как правительство относилось к журналистской деятельности?

- Расскажите об успехах Крылова как писателя (ответы подтвердите словами из статьи).

- Каким вам представляется баснописец? Запишите на листочке 1-2 эпитета. (Собрать листочки и прочитать.)

- О Крылове знаменитый русский писатель Н. В. Гоголь писал: "Поэт и мудрец слились в нём воедино".

- Почему "поэт и мудрец"?

Дополнительное сообщение ученика из биографии писателя.

IV. Релаксация. Гимнастика для глаз.

- Прикройте глазки и вполголоса повторяйте слова за мной. "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе".

- Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.

- Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20-30 сек.)

- Закройте глаза: вдох - носом, выдох - шумный со звуком "ах", "ух".

Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.

V. Повторение изученных басен.

- Давайте вспомним, что такое басня?

- Кто действующие лица басни?

- Чем отличается басня от стихотворения?

- Что такое мораль?

- Как называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Иносказание.)

- Вспомним басни Крылова по иллюстрациям. (Работа по иллюстрациям.)

- Сегодня "крылатые слова" из басен оказались в моей волшебной шкатулке. Кто желает заглянуть? ( В "волшебной шкатулке" лежат карточки с "крылатыми словами" басен Крылова, ученики по очереди достают карточки, читают написанное, вспоминают название басни, действующих лиц, читают наизусть по ролям, инсценировка.)

Карточка №1 "Стрекоза и муравей"

"Ах ты пела, это дело:"

- Из какой басни сова?

- Назовите персонажей.

- Что осуждается в басне?

Задание - инсценировка.

Карточка №2 "Зеркало и обезьяна"

"Чем кумушек считать трудиться:"

- Из какой басни слова?

- Назовите персонажей.

- Что осуждается в басне?

Задание - инсценировка.

Карточка №3 "Мышь и крыса"

"Я сколько раз видал, приметьте это сами

Когда боится трус кого:"

- Из какой басни слова?

- Назовите персонажей.

- Что осуждается в басне?

Задание - чтение по ролям.

- Молодцы! Вы показали себя отличными артистами и хорошими знатоками басен.

VI. Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
(наклон вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо - влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.

VII. Анализ басни "Кукушка и Петух".

- Сегодня мы познакомимся с басней "Кукушка и Петух". Уч. №1 "Для сердца и ума" стр. 51.

- Послушайте басню в исполнении артиста Валентина Гафта.

- Прочитайте басню "жужжащим" чтением.

- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными.

Словарная работа:

Кум - крёстный отец

Отколь - откуда

Невелички - маленькие

Ссылаюсь - сослаться, указать на кого-либо

- Назовите всех персонажей басни. Главных:

- Рассмотрим иллюстрацию к этой басне. Что изобразил художник на ней?

- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

- А как Кукушка обращается к Петуху.

- Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга.

- Как поют они на самом деле?

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.

- Найдите и прочитайте мораль этой басни.

- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

- Есть ли в басне слова автора? Можно ли их пропустить при чтении? Почему?

Лесть - лицемерное, угодливое восхваление.

VIII. Дыхательная гимнастика.

Подготовимся к выразительному чтению басни.

-Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох - 3 раза

-Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

-Подуйте на свечку на маленькую

-Подуйте на свечку большую.

-Как жужжит пчела (ж-ж-ж)

IX. Выразительное чтение басни.

- Удалось ли передать характер Кукушки и Петуха?

- Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах).

X. Чтение по ролям.

XI. Рефлексия.

- Давайте подведём итог урока. Приготовьте карточки и выскажите мнение.

сегодня я узнал:

было интересно:

было трудно:

я выполнял задания:

я понял, что:

теперь я могу:

я почувствовал, что:

я приобрел:

я научился:

у меня получилось :

я смог:

я попробую:

меня удивило:

урок дал мне для жизни:

мне захотелось:

Слово учителя:

Я бы хотела закончить урок словами В. Г. Белинского "Кто может вполне изучить русский язык, тот должен познакомиться с баснями Крылова".

Домашнее задание: чтение басни наизусть.