Цели:
- Обучающая: учить детей осознанному чтению вслух и про себя художественного текста; формировать гибкость и скорость чтения; развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы; учить работать с текстом (находить в тексте слова, отвечающие на вопрос что?)
- Развивающая: развивать творческое воображение; выявлять нравственную позицию ученика в его отношении к товарищам, окружающим; формировать способность формулировать нравственные суждения;
- Воспитывающая: воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.
Оборудование: портрет Н.Носова; сюжетные картинки для составления картинного плана на каждого ученика; "Родная речь" для 2 класса начальной школы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. М., 2006 г.
Ход урока
1.
Психологический настрой.У. - Посмотрите внимательно на изображение солнышка:
- Какое солнце вам больше всего нравится? Почему?
Д. (ответы)
У. -Мне нравится ваш настрой на работу. Начинаем урок.
2.
РазминкаУпражнение для артикуляционного аппарата.
На доске таблица с буквами. Буквы открываются справа налево.
П | Р | А |
С | Н | И |
С | Т | О |
М | К | У |
Д | В | А |
Чтение гласных.
Чтение слогов: С+Г.
Чтение слогов: С+С+Г.
У.- Какие из этих слогов являются словом?
Д.- Сто, два.
3. Мобилизующий этап
У. - Сегодня мы познакомимся с новым произведением известного вам автора. Прочитайте фамилию автора, читая только русские буквы.
Н
GIИDКNVОZЛSLАFЙ GНLFОRСWQОSВД. - Николай Носов.
4.
Формулирование учащимися темы и цели урока.У. - Сейчас мы узнаем произведение, которое будем читать. Оно спрятано в словах. Номер буквы соответствует порядковому номеру слова.
1 .Нос. 2. Кататься. 3. Догнал. 4. Работать. 5. Взобрался. 6. Песочком. 7. Посыпает.
Д. - Произведение Н. Н. Носова называется "На горке"
У.- Назовите тему нашего урока.
Д.- Тема урока: Н. Н. Носов и его произведение "На горке"
У.- Цель нашего урока?
Д.- Познакомиться с новым произведением Н. Н. Носова " На горке". Учиться читать произведение выразительно, Отвечать на вопросы.
У. - А ещё мы с вами будем работать с картинным планом.
5. Подготовительная работа
У. - Какие произведения Н.Н.Носова вы уже знаете?
Д. (Называют.)
У.- Кто является главными героями этих произведений?
Д.- Дети.
У.- Какой характер имеют эти произведения?
Д.- Юмористический.
У.- А учат ли они нас чему-нибудь?
Д.- Учат как правильно себя вести с друзьями.
Надписи на доске: Приложение 2
У. - Прочитайте две пословицы, спрятанные в кружочках.
Д. - Был бы друг - будет и досуг. Маленькие детки - маленькие бедки.
У. - По прочтении текста выберете подходящую к нему пословицу.
6. Первичное восприятие текста
Чтение рассказа учителем.
У. - Сейчас вы внимательно прослушали текст. Какая же пословица подходить нам?
Д. - (Рассуждения детей). - Именно рядом с друзьями и работа спорится и играть веселей.
У. - Каким представляется нам Котька в конце рассказа?
Д. - Трудолюбивым, весёлым и радостным.
У. - А всегда ли он был таким? Д. - Был бы друг - будет и досуг.
У. - Почему вы выбрали эту пословицу? Объясните.
Д. - Нет. Сначала он не хотел помогать товарищам да ещё горку испортил.
У. - Какой это рассказ?
Д. - Юмористический и поучительный.
Физкультминутка
7. Словарная работа.
У.- Какое домашнее задание вы выполняли?
Д. - Мы должны были найти значение слова "дворницкая" и нарисовать иллюстрацию к этому слову.
Слово "дворницкая" - устаревшее, потому что сейчас оно встречается редко. Оно обозначает строение, в котором дворник хранит свои инструменты. Просматривается выставка рисунков.
8. Чтение текста "цепочкой".
Дополнительное задание: хлопаем при встрече со словами, которые отвечают на вопрос что?
9. Беседа над содержанием текста по вопросам.
У.- Кто является главным героем рассказа?
Д.- Котька и его друзья.
У.- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа?
Д.- Хитрый.
У.- Почему?
Д.- Он не хотел трудиться, но хотел кататься.
У.- Почему Котька посыпал горку песком?
Д.- Он не мог на неё взобраться
У. - Что было дальше?
Д. - Котька взобрался на горку, но не смог с неё скатиться.
У. - Обрадовались ли ребята, когда увидели свою горку?
Д. - Нет. Они поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом.
У. - Сразу согласился Котька?
Д.- Нет. Он предложил подождать, пока выпадет снег.
У.- Какое чувство охватило Котьку во время работы?
Д. - Его охватило чувство радости. Он даже приделал ступеньки, чтобы было лучше взбираться на горку.
У. - Изменился ли Котька?
Д. - Да. Котька изменился: он стал лучше, благодаря своим друзьям
У.- Закройте глаза и представьте, что прошёл год. Каким стал Котька?
Д. (Ответы)
У.- Что хотел показать автор этим произведением?
Д.- Нужно быть добрым, делать все дела сообща, не портить то, что сделали другие.
У. - Молодцы, ребята! Вы сделали правильные выводы. Думаю, что с вами такого не случится
10. Творческая работа учащихся(презентация)
У. - А сейчас мы посмотрим презентацию, подготовленную нашими ребятами. Они её назвали "Мы - настоящие друзья!"
11. Итог урока.
У.- С каким произведением, какого автора мы сегодня с вами познакомились?
Д.- Мы сегодня познакомились с рассказом Николая Николаевича Носова "На горке".
У.- Выберете слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу. (Слова записаны на доске: дружба, зло, трудолюбие, радость, лень, зависть).
12. Домашнее задание.
Составить картинный план к рассказу (возможна презентация), пересказать рассказ по этому плану.
Литература:
- Родная речь: Учеб. для 2 кл. нач. шк. /Сост. Л.Ф.Климанова и др.; Под ред. Л.Ф.Климановой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006