Цели урока:
- Образовательные: научить дополнять числа до круглого числа, решать задачи на нахождение суммы, закреплять навыки счета в пределах ста без перехода через десяток.
- Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, способствовать развитию межпредметных связей.
- Воспитательные: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.
Оборудование: кинопроектор, экран, индивидуальные карточки, презентация.
Тип урока: комбинированный урок с мультимедиа-презентацией.
1. Введение в тему (слайд 1).
- Сегодня на уроке нашими гостями будут герои сказок - игрушки: Винни-Пух, оловянные солдатики, Буратино и Чебурашка.
Тема урока: "Дополняем до круглого числа". А какие числа называются круглыми?
(Уч.: Круглыми называются числа, которые оканчиваются 0, например 40, 50.)
-С. Маршак написал веселые стихи про ноль. Давайте их послушаем. (инсценировка, слайд 2)
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке - единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я буду справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!
2. Устный счет (слайд 3).
-Что мы можем сказать про число 10?
(Уч.: Оно круглое, самое маленькое двузначное число, следует за числом 9, предшествует числу 11, чётное.)
-У Чебурашки было 10 апельсинов и 2 коробки. Как он мог разложить их по коробкам.
(Уч.: 1 и 9. 2и8. 3 и 7. 4 и 6. 5 и5.)
-Потом Чебурашка составил выражения, но дождем некоторые слагаемые смыло. Восстановите суммы (слайд 4).
7+:=10 6+ :=10 :+8=10
-А теперь давайте вспомним правило перестановки слагаемых и выполним задание №1 с.30, в учебнике, (1-2 столбик, устно).
-Что мы сначала складывали? (единицы) Что мы складывали потом? (десятки).
-Крокодил Гена решил пронумеровать дома на улице Дружбы. Выпишите из данных чисел только круглые, в порядке возрастания (слайд 5).
18 2 10 45 90 60 5 80 1 40 39
(Уч.: 10 40 60 80 90)
-Сумма каких оставшихся чисел, составит круглое число? Запишите выражения.
(18+2=20 45+5=50 39+1=40) Проверяем, читаем по -разному.
Физминутка.
3.
Объяснение нового материала.-Пятачок помогал Винни -Пуху укладывать игрушки в коробки. В каждую коробку может войти 20 медвежат. Сколько медвежат надо добавить в каждую коробку? (присчитываем и записываем равенство, слайд 6). 17 + 3= 20 14+ 6=20
-Почему в сумме изменилось количество десятков?
(Уч.: Т.к. 7+3=10, а 10+10=20)
-Повторяем хором "единицы складываем с единицами, десятки с десятками".
Работа с учебником, с.30, №3, (1-2 столбик с комментированием, З столбик - 1 вар.., 4 столбик -2вар.). Изменялось ли число десятков в верхней строке? А в нижней?
Дополнительно (слайд 7) 54+ :=57 35+ :=40 Проверяем.
4. Закрепление (слайд 8).
- Задача №1. На полке стояло 12 солдатиков. Утром туда поставили ещё 5 солдатиков, а вечером - ещё 8. Это задача?
(Уч.: Нет, т. к. нет вопроса).
-Выберете вопрос к задаче:
- Сколько было синих солдатиков?
- Сколько солдатиков поставили на полку утром?
- На сколько солдатиков больше поставили вечером, чем утром?
- Сколько всего солдатиков стало на полке?
Ученики комментируют свой выбор.
-Прочитайте задачу. Начертите схему. Как запишем решение?
12+5+8 = Как удобнее посчитать? 12+8+5=25 Запишите ответ.
-Буратино попал в театр. Там всё было украшено шариками. Пройти мог только тот, кто найдет пару шариков которые в сумме дают круглое число, (1 группа). Как еще можно получить круглое число? (слайд 9)
(Уч.: Сложить два круглых числа).
-Найдите четыре шарика, которые дадут в сумме круглое число,(2 группа). Запишите выражения.
32
8 9 47 1 21 332+8+47+3=90
47+3+21+9=80 32+8+21+9=70Проверяем.
Физминутка.
-А теперь мы вернёмся в школу. Вспомним правило ученика: "Школьные принадлежности должны быть в порядке". Прочитайте задание в учебнике с. 31 № 7. Давайте наведём порядок (слайд 10).
29 +1 =30 - 3 коробки
11+9=20 - 2 коробки
38 +2=40 -4 коробки
42+8=50 -5 коробок
1+9+2+8=20 20<23 - Ответ: хватит карандашей.
-Буратино очень рад. Совершив, добрые дела он пошёл в школу, но помогите ему. В равенствах нет знаков + и - . Вставьте, чтобы выполнялось равенство (слайд 11, дети работают на карточках).
1 группа | 2 группа |
15:.5=20 | 15:.4:.1=20 |
19 :.9=10 | 27:.20:.3=10 |
5. Подведение итогов.
- Что мы сегодня научились делать?
(Уч.: Дополнять до круглого числа).
6. Рефлексия (слайд 12).
- Понравился урок и все получилось. Понравился, но ещё есть сложности. Пока ещё трудно справляться.