"Дополняем до круглого числа". Математика. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • Образовательные: научить дополнять числа до круглого числа, решать задачи на нахождение суммы, закреплять навыки счета в пределах ста без перехода через десяток.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, способствовать развитию межпредметных связей.
  • Воспитательные: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.

Оборудование: кинопроектор, экран, индивидуальные карточки, презентация.

Тип урока: комбинированный урок с мультимедиа-презентацией.

1. Введение в тему (слайд 1).

- Сегодня на уроке нашими гостями будут герои сказок - игрушки: Винни-Пух, оловянные солдатики, Буратино и Чебурашка.

Тема урока: "Дополняем до круглого числа". А какие числа называются круглыми?

(Уч.: Круглыми называются числа, которые оканчиваются 0, например 40, 50.)

-С. Маршак написал веселые стихи про ноль. Давайте их послушаем. (инсценировка, слайд 2)

Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке - единице:
- С тобою рядышком позволь 
Стоять мне на странице!
Она окинула его 
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я буду справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!

2. Устный счет (слайд 3).

-Что мы можем сказать про число 10?

(Уч.: Оно круглое, самое маленькое двузначное число, следует за числом 9, предшествует числу 11, чётное.)

-У Чебурашки было 10 апельсинов и 2 коробки. Как он мог разложить их по коробкам.

(Уч.: 1 и 9. 2и8. 3 и 7. 4 и 6. 5 и5.)

-Потом Чебурашка составил выражения, но дождем некоторые слагаемые смыло. Восстановите суммы (слайд 4).

7+:=10 6+ :=10 :+8=10

-А теперь давайте вспомним правило перестановки слагаемых и выполним задание №1 с.30, в учебнике, (1-2 столбик, устно).

-Что мы сначала складывали? (единицы) Что мы складывали потом? (десятки).

-Крокодил Гена решил пронумеровать дома на улице Дружбы. Выпишите из данных чисел только круглые, в порядке возрастания (слайд 5).

18 2 10 45 90 60 5 80 1 40 39

(Уч.: 10 40 60 80 90)

-Сумма каких оставшихся чисел, составит круглое число? Запишите выражения.

(18+2=20 45+5=50 39+1=40) Проверяем, читаем по -разному.

Физминутка.

3. Объяснение нового материала.

-Пятачок помогал Винни -Пуху укладывать игрушки в коробки. В каждую коробку может войти 20 медвежат. Сколько медвежат надо добавить в каждую коробку? (присчитываем и записываем равенство, слайд 6). 17 + 3= 20 14+ 6=20

-Почему в сумме изменилось количество десятков?

(Уч.: Т.к. 7+3=10, а 10+10=20)

-Повторяем хором "единицы складываем с единицами, десятки с десятками".

Работа с учебником, с.30, №3, (1-2 столбик с комментированием, З столбик - 1 вар.., 4 столбик -2вар.). Изменялось ли число десятков в верхней строке? А в нижней?

Дополнительно (слайд 7) 54+ :=57 35+ :=40 Проверяем.

4. Закрепление (слайд 8).

- Задача №1. На полке стояло 12 солдатиков. Утром туда поставили ещё 5 солдатиков, а вечером - ещё 8. Это задача?

(Уч.: Нет, т. к. нет вопроса).

-Выберете вопрос к задаче:

  1. Сколько было синих солдатиков?
  2. Сколько солдатиков поставили на полку утром?
  3. На сколько солдатиков больше поставили вечером, чем утром?
  4. Сколько всего солдатиков стало на полке?

Ученики комментируют свой выбор.

-Прочитайте задачу. Начертите схему. Как запишем решение?

12+5+8 = Как удобнее посчитать? 12+8+5=25 Запишите ответ.

-Буратино попал в театр. Там всё было украшено шариками. Пройти мог только тот, кто найдет пару шариков которые в сумме дают круглое число, (1 группа). Как еще можно получить круглое число? (слайд 9)

(Уч.: Сложить два круглых числа).

-Найдите четыре шарика, которые дадут в сумме круглое число,(2 группа). Запишите выражения.

32    8     9      47    1    21     3

32+8+47+3=90    47+3+21+9=80    32+8+21+9=70

Проверяем.

Физминутка.

-А теперь мы вернёмся в школу. Вспомним правило ученика: "Школьные принадлежности должны быть в порядке". Прочитайте задание в учебнике с. 31 № 7. Давайте наведём порядок (слайд 10).

29 +1 =30 - 3 коробки

11+9=20 - 2 коробки

38 +2=40 -4 коробки

42+8=50 -5 коробок

1+9+2+8=20 20<23 - Ответ: хватит карандашей.

-Буратино очень рад. Совершив, добрые дела он пошёл в школу, но помогите ему. В равенствах нет знаков + и - . Вставьте, чтобы выполнялось равенство (слайд 11, дети работают на карточках).

1 группа 2 группа
15:.5=20 15:.4:.1=20
19 :.9=10 27:.20:.3=10

5. Подведение итогов.

- Что мы сегодня научились делать?

(Уч.: Дополнять до круглого числа).

6. Рефлексия (слайд 12).

- Понравился урок и все получилось. Понравился, но ещё есть сложности. Пока ещё трудно справляться.