1-й ведущий. Добрый день, друзья!
2-й ведущий. Мы рады новой встрече с вами в этом учебном году.
1-й ведущий. Каждый год, когда наступает осень, мы в раздумье: что бы такое новенькое провести.
2-й ведущий. И придумали...
1-й ведущий. Сегодня у нас самый необычный день в нашей самой обычной жизни.
2-й ведущий. А почему "необычный"?
1-й ведущий. Так ведь у нас сегодня банкет.
2-й ведущий. Банкет... Что это? (Шутя.) И с чем его едят?
1-й ведущий. Банкет - это пир, стол, столованье, званый обед, ужин, то есть застолье, во время которого отмечают какой-то праздник или чей-то юбилей.
2-й ведущий. Так, понятно. Значит, банкет...
1-й ведущий. Да, банкет.
2-й ведущий. И кого мы здесь будем чествовать?
1-й ведущий. А чествовать будем... Сейчас узнаете.
Чтец читает стихотворение О. Фокиной "Про картошку".
Когда из подвальной сырости
Ее посадили в грядку,
Она торопилась вырасти,
Чтоб видеть солнце и радугу.
Крепкий росток, как бивень,
Пласт земли пробуравил,
И первый июньский ливень
Ей первый листочек расправил.
Куры, сплетницы огорода,
Кричали:
- Ни в мать взошла, ни в отца!
Но уже через три восхода
С ней начал лопух раскланиваться.
И вдруг - хозяйка с засекой:
- Окрепла, моя голубушка?
Лопух увидала:
- Экой! -
И вырвала с корешком лопушка.
И через два мгновенья
На месте зеленых листочков
Встала с собственной тенью
Серая рыхлая кочка.
Зашипела злорадно крапива,
Сжатая, брошенная на меже:
- Погибнешь, барыня прихотливая,
Раньше нас или с нами же!
Но картошка помнила солнце!
Сквозь землю чувствовала луч его!
Наутро проткнула листком оконце
И подумала: "Ничего!"
...Когда мне трудно немножко,
И кажется жизнь дремучею,
Я не плачу, а ем картошку -
Ее ведь тоже окучивали.
2-й ведущий. Значит, только сегодня и только у нас состоится необычный банкет, на котором мы будем говорить о самом замечательном, о самом простом заморском овоще - о картошке, картофеле.
1-й ведущий. Только у нас вы можете почувствовать себя как дома, и только с нами будете и гостями, и участниками одновременно.
2-й ведущий. Итак, мы приглашаем во главу нашего стола ее Несравненное величество мисс Картофелину со свитой.
Выходит мисс Картофелина (взрослая) и свита - несколько фрейлин (дети), садятся.
1-й ведущий. Приветствуем юбиляра аплодисментами.
2-й ведущий. Уважаемая мисс Картофелина, в вашу честь этот праздник. (Обращаясь в зал.) Как вы думаете, ребята, почему мы решили чествовать именно этот овощ? (Ответы ребят.) У нас в народе говорят: "Картошка - хлебу присошка", "Картошка - хлебу подспорье", "Картошка - кормилица". Это правда? (Обращается к Картофелине.)
Картофелина. Конечно. В одной литовской сказке сказывается...
Раз батрак опоздал на работу и в ответ на последовавшую брань помещика объяснил: "Пан, извините, пожалуйста. Я опоздал, потому что ел 20 блюд". "Какие 20 блюд?" - заинтересовался пан. Батрак стал перечислять: "Картошку вареную, картошку печеную, картошку жареную, картошку моченую, картошку толченую..."
В этой сказке, пусть и шуткой, выражено значение картофеля в питании: картошка-кормилица, подчас она одна-единственная могла насытить крестьянина-бедняка.
1 -и ведущий. Мисс Картофелина, а откуда вы родом?
Картофелина. Родина - Чили, где впервые меня обнаружили еще до нашей эры. Но около 400 лет назад моих предков нашли и в индейском селении Сорокота (сейчас это Перу). Найденные клубни назвали трюфелями за их сходство с грибами. Местные жители называли их "папа", эти клубни служили индейцам главным средством пропитания. Картофель рос повсюду: в лесах, саваннах, на горных лугах, в степях и на высоких плоскогорьях. Индейцы выкапывали клубни и раскладывали их на открытом месте. Ночью клубни промерзали из-за ночных заморозков, а на следующий день оттаивали на солнце. Ночами отжимали из них влагу, а затем давали высохнуть под жаркими лучами солнца. Так получалось чуньо - высохшие клубни, которые могли храниться долгое время. Не все годы были урожайными, и поэтому индейцы начали разводить клубненосные растения. Так картофель стал домашним.
2-й ведущий. Каким же образом картофель стал и у нас вторым хлебом?
Картофелина. О, это не так скоро. Много времени прошло с тех пор. Сначала меня завезли в Европу, прежде всего в Испанию, в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались, есть меня сырой.
1-я фрейлина. Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию и дальше в Австрию. Не остались в стороне и такие страны, как Франция, Германия, Англия.
2-я фрейлина. А в Англии с разведением картофеля получился курьез! Адмирал Релей приготовил из картофеля изысканное блюдо, приправил его маслом и пряностями и созвал друзей. Но угощенье им не понравилось, так как было приготовлено не из клубней, а из стеблей и листьев. Адмирал рассердился и уничтожил весь картофель на корню.
Картофелина. Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды - небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали "чертовым земляным яблоком".
3-я фрейлина. Повсюду это растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. Диковинные цветы выставлялись в Париже и Берлине в специальных оранжереях. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.
Картофелина. Да, надо сказать, что в ту пору
сорта картофеля были слишком горькими, и поэтому
далеко не всем он пришелся по вкусу. К тому же
вокруг картофеля ходило немало суеверий.
Поговаривали, что плоды этого растения родятся с
головой и с глазами, как у человека, поэтому есть
картофель - значит съедать души человеческие.
Говорили, что тот, кто будет, есть его, совершит
грех. И в народе крепко держалась
эта дурная слава, люди отказывались сажать
картофель наотрез.
4-я фрейлина. А вы знаете, правительства многих стран старались нежелание сажать картофель сломить силой. Некоторые хитрили, некоторые подкупали людей. Например, во Франции поступили таким образом. Высадили картофель, а когда он зацвел, к каждому кусту был выставлен вооруженный караул. Это вызвало интерес крестьян. Они думали, что если картофель так охраняют, значит это большая ценность. И тоже решили посадить картофель. На ночь караул обычно снимали, и то была прекрасная возможность тайком выкапывать клубни, чтобы посадить на своих полях. За это никого не преследовали. Так картофель "завоевал" Францию.
1-й ведущий. Я уверена, что и в России тоже не сразу картофель прижился.
Картофелина. Вот именно. Чиновники, вместо
того, чтобы разъяснять людям, как выращивать
новое растение, действовали приказом да угрозой:
"Сажать картофель! А не то всех выпорем!"
Крестьяне отказывались выполнять их
распоряжения. Начинались "картофельные
бунты", с людьми расправлялись войска,
случалось, даже из пушек палили картечью.
2-й ведущий. И когда же люди поняли, наконец, что это вкусный и сытный овощ?
Картофелина. В 60-х годах 18 века начался голод. И Медицинская коллегия, обратившись в Сенат, писала, что лучший способ борьбы с голодом "...состоит в земляных яблоках". И Сенат издал специальный указ: разводить картофель повсеместно. Тогда уже первый русский ученый Болотов писал о пользе "картофеля", так он его называл.
1-я фрейлина. Среди овощей' картофелю принадлежит одно из первых мест по содержанию витамина С. Помимо него, есть витамины группы В, клетчатка, пектиновые вещества, ферменты, органические кислоты.
2-я фрейлина. Поэтому используют картофель и в медицине. Его включают в диету больных, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы и почек, а сок сырых клубней излечивает желудок.
3-я фрейлина. А еще лечебное действие оказывает вдыхание пара горячего вареного картофеля при заболеваниях верхних дыхательных путей.
4-я фрейлина. Картофель во всех видах хорош! Только нельзя его переваривать, пережаривать, подогревать.
1-й ведущий. Спасибо вам всем за интересный рассказ.
2-й ведущий. Действительно, очень много нового мы сегодня услышали о простой, всем известной картошке.
1-й ведущий. А то, что она во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем.
"Любим мы картошку".
1-й чтец.
На плечи лопаты - и в поле, ребята!
Работе мы рады и отдыху рады!
Соберем мы всю картошку поскорей,
Позовем на угощенье всех друзей!
2-й чтец.
Мы напарим, мы наварим, напечем -
Ведь любая нам работа нипочем.
Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдешь ты тут.
3-й чтец.
Картошке нашей каждый рад,
Я положу ее в салат.
4-й чтец.
А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.
5-й чтец.
Нажарим для Танечки
Румяные дранички.
Готовы и для Женечки
С картошкой варенички.
1-й чтец. А ты, Андрюша, шанежку скушай.
2-й чтец. А тебе, дружок, с картошкой пирожок.
3-й чтец. А для нашей Аленки с молочком толчонки.
4-й чтец. А для Нади, смотри, - картофель "фри".
5-й чтец. А ты, Валюша, жареной покушай!
1-й чтец. Тебе, Алешка, с картошкой окрошка.
2-й чтец. А тебе, Артем, на костре испечем.
3-й чтец.
Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь, выбирай!
Хором.
Знают люди с детских лет,
Что вкусней картошки - нет!
Картофелина. Я так рада, что вы любите меня. Что же еще обо мне вы знаете?
2-й ведущий. И загадки знаем, и стихи, и частушки, и даже песню!
Фрейлины. Так хотелось бы услышать их!
...Весной маме помогали,
И картофель мы сажали.
Чтоб картошки было больше,
Мы добавили навоз.
В результате - урожая
Увезли мы целый воз.
Аккуратно перебрали,
А потом сушили
И в подполье по сортам
В ящики сложили.
С удовольствием картошку
Парим, варим, жарим,
А когда ее едим,
Хвалим, хвалим, хвалим.
С корочкой румяной
Она вкусна вдвойне,
Поэтому с ребятами
Частенько во дворе
Картофель ароматный
Печем мы на костре...
2-й ведущий.
И загадок множество знаем.
У лысой головки есть глазки и бровки.
Глаза чуть-чуть раскосы, а брови - безволосы.
Что копали из земли, жарили, варили,
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом... картошка.
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет -
Вот и завтрак, и обед.
Курочка - пустодом, свила гнездо за двором,
Яйцо несет, в землю кладет.
Белые кисти - напрасный наряд,
Зеленые кисти - опасный яд,
Но под ногой - клад дорогой.
Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
1-й ведущий. А еще мы знаем частушки про картофель.
Дети исполняют частушки.
Распроклятая картошка,
Что ж ты долго не кипишь?
Гости все исцеловались,
Ты холодная стоишь.На горе стоит козел,
Золотые рожки.
Мальчик девочку целует
Посреди картошки.
Картофелина. Индейцы называли меня "папа", ученый Болотов - "тартофелем", народ назвал картофелем. Но в разных местах могут называть меня по-разному. Придумайте, как бы вы меня назвали.
Ответы: Картофля, картохля, картосы, картыши, картовка, картоха, бараболя, барабошка, гулена, бульба и др.
2-й ведущий. А кто знает вредителя картошки - убийцу, который не знает меры в обжорстве? ("Колорадский жук"). Песня исполняется на мотив песни "Ой, цветёт калина""
Исполняется песня.
1. Зацвела картошка, зеленеет луг
По листочку лезет колорадский жук.
Он ползет, не знает ничего о том,
Что его поймает Васька агроном.2. Он его поймает, домой принесёт.
В баночку посадит, спиртиком зальёт.
Отцвела картошка, покосили луг
В баночке балдеет колорадский жук.
1-й ведущий. А сейчас я хочу проверить вашу внимательность, наблюдательность и быстроту реакции. Хотите поиграть? Это очень просто. На любой мой вопрос вы будете отвечать: "Картошка". Я могу задать вопрос всем, а иногда спросить кого-то одного. Например: "Что у тебя на этом месте?" (Показывает на нос.) Ответ:"Картошка". Кто ошибется, выходит из игры.
Примерные вопросы:
1. Что вы кушали на обед?
2. Что бы вы хотели съесть на ужин?
3. А кто это опаздывает и сейчас входит в зал?
4. Что привезла вам сегодня в подарок мама?
5. О чем вы мечтаете ночью?
6. Как зовут твою любимую собаку?
Самым внимательным - приз - печеная картошка.
Игра "Горячий картофель" .
Дети садятся в круг, водящий - в центре. Он бросает картофелину кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться. Вдруг ведущий командует: "Горячий картофель!" Тот, у кого в этот момент картофелина окажется в руках, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется один человек -победитель. Ему вручают приз.
Конкурс "Мисс Длинная Кожура" .
Участницы получают картофелину и ножик. Побеждает та, у кого в процессе чистки картофелины окажется самая длинная кожура.
Картофельные аттракционы и игры.
1. Кто быстрее очистит 5 картофелин.
2. Кто самый экономный. Участники получают равное по весу количество картофеля, чистят кожуру, потом кожуру взвешивают.
3. "Собери урожай". С закрытыми глазами собрать с пола картофель.
Выступление школьного кукольного театра "Посадил Дед Картошку". Руководитель кружка Сквознякова Н.И.
Сказка по мотивам русско-народной сказки "Репка". Всю сказку читает ведущий, а на реплики героев дед отвечает: "Ух-ты!", бабка: "Батюшки мои!", внучка: "Клева!", жучка: "Вау!", кошка: "Китикет.", мышка: "Чиз!".
Конкурс: Мисс "Огородное чучело".
Победителю вручается грамота и подарок.
Подведение итогов конкурса блюд из картофеля.
Ведущие усаживают всех за банкетный стол и угощают конкурсными блюдами из картофеля. Мисс Картофелина и ее свита участвуют вместе со всеми в банкете и затем прощаются.
Литература:
- Слепян Э. Жизнь подземного клубня.
- Журнал "Животновод", 1985.
- Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и гор- чицу.
- Мартынов С. Овощи+фрукты+ягоды=здоровье.
- Журнал "А, Б, В, Г, Д", № 9, 1997.
- Журнал "Начальная школа", 1996.
- Фокина О. Сборник стихов.
- Шмаков С. Каникулы: Советы.