Система подготовки к ЕГЭ по математике

Разделы: Математика


Успех сдачи ЕГЭ зависит в основном от ученика, его желания и его настроя, от мастерства и опыта учителя и, несомненно, от родителей, их позиции, их умения воспитывать в своих детях трудолюбие, упорство, усидчивость. Основная задача учителя математики психологически и методически подготовить школьников к ЕГЭ таким образом, чтобы он самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов.

Психологическая подготовка.

1. Учащиеся не должны бояться тестовых заданий. В связи с этим необходимо, начиная с 5-го класса, обучать школьника тестовой форме сдачи самостоятельной работы или другой письменной работы, а с 1-го класса вводить элементы тестового обучения.

2. Обучить школьника умению контролировать время на выполнение задания и рационально рассчитывать свои силы. Эффективно использовать время, отведенное на весь экзамен. Рекомендовать пропускать задание из КИМ, если не удается решить его сразу и переходить к следующему. Оставшееся время потратить на проверку или вернуться к пропущенным заданиям.

3. Выдержать экзамен в течение 4 часов без перерыва не может большинство участников ЕГЭ, поэтому учителю необходимо рекомендовать учащимся 9-х и 11-х классов один раз в неделю во внеурочное время решать КИМ ЕГЭ по математике. В данном случае, необходим контроль со стороны родителей. Такая подготовка позволит ученику четко рассчитывать время и силы, исключит панику и усталость во время ЕГЭ.

Методическая работа учителя.

1. Максимально практиковать в течение всего учебного процесса технику осмысленного чтения математического текста. Ведь, как известно: "хорошо понять вопрос - значит наполовину ответить на него".

Например, рассмотрим задачу. Первого октября цена на овощи выросла на 20%, первого ноября на 10%. На сколько процентов поднялась цена на овощи? Практически сразу дети дают ответ 30%. После акцентирования их внимания на осмысление текста задачи более половины детей понимают о своей ошибке.

2. Проводить самостоятельные работы или другие письменные работы в форме теста с жестким ограничением времени. Прежде всего, работы должны быть обучающего характера, то есть, дети должны провести самопроверку или взаимную проверку с образца с последующим анализом ошибок.

3. Если по тематическому плану содержание урока переплетается с заданиями КИМ ЕГЭ, то при закреплении и обобщении знаний по теме в урок включить реальный пример или задачу из тестов. Включать задачи из КИМ и в домашнее задание с обязательной проверкой на последующем уроке.

4. Обучить школьника умению оценивать задание по уровню сложности и разумного выбора этих заданий для решений, обучить умению выстраивать свою работу по принципу: от простого к сложному.

5. В методике своей работы использовать диктанты. Диктанты оказывают дисциплинирующее воздействие на ученика (осмысление задания за короткое время и быстрый ответ на него, оперативное устранение пробелов в знаниях перед изучением новой темы, развитие слуховой памяти).

6. Начиная с 5-го класса, a лучше с первого класса вести тетрадь-справочник, в котором фиксируется главное и существенное, на что опираются дети для выполнения заданий, образцы решений примеров и задач, в т.ч. по ЕГЭ.

7. Учить школьников приемам устного счета и "работы в уме", что позволит значительно сэкономить время при решении заданий КИМ, связанных с выбором ответа или кратким ответом.

8. Обучить школьника не только стандартным приемам решения задач, но и различным рациональным приемам и математическим хитростям и логичным рассуждениям для получения ответа более простым и быстрым способом.

Например, решение иррационального уравнения стандартным приемом "возведение в квадрат" обеих частей уравнения, приводит его к уравнению четвертой степени, решение которого является сложным и громоздким. Однако при анализе левой части исходного уравнения можно заметить (даже с помощью устных вычислений), что х=4 является корнем трехчлена 40-14х+х2. Значит, при его разложении на множители в левой части уравнения появится множитель х-4. Исходное уравнение сведется к простейшей совокупности уравнений

9. Общеизвестно, что интеллект, как и мышцы можно тренировать и наращивать, поэтому учителю необходимо нацеливать детей 9-х и 11-х классов к дополнительной работе по решению КИМ во внеурочное время. Хорошо обучающимся ученикам и учащимся, проявляющим интерес к предмету, давать индивидуальные задания, в т.ч. из ЕГЭ.

10. Оформить стенд или папку по ЕГЭ (перечни нормативных документов по ЕГЭ, реальные тесты ЕГЭ за прошлые года, ответы на самые распространенные вопросы учеников о ЕГЭ, электронные адреса Интернет-ресурсов, посвященных ЕГЭ).