Цели:
- образовательные: закрепить знания учащихся о плотности вещества; формировать умения учащихся вычислять плотности различных веществ; повторить ключевые понятия: масса, плотность, объем, единицы измерения физических величин; продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объем тел правильной и произвольной формы; учить логически рассуждать при решении качественных задач; учить практически и теоретически вычислять плотность твердых тел, жидкостей и газов; закрепить умения пользоваться справочным материалом; повторить алгоритм решения расчетных задач;
- развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся;
- воспитательные: продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; учить работать коллективно, прислушиваться к мнению товарищей.
Тип урока: урок применения знаний.
Оборудование: измерительный цилиндр, весы, набор гирь, клубень картофеля, мультимедийная установка.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы с вами побываем в сказке и поможем маленькой девочке. Но это особая сказка – физическая. Нам придется вспоминать величины, их обозначение, формулы для вычисления, будем решать задачи вместе с героями этой сказки.
2. Повторение ранее изученного материала
Жила-была маленькая девочка. Подарила ей бабушка подарок. А чтобы узнать какой подарок ей подарила бабушка, нужно ответить на вопросы.
- Что называется массой тела?
- Какой буквой она обозначается?
- Какова единица измерения массы в системе СИ?
- Что называется плотностью?
- Какой буквой она обозначается?
- Какова единица измерения плотности в системе СИ?
- Какую еще единицу измерения плотности вы знаете?
Ответы:
- Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность.
- m – масса.
- кг.
- Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.
- – плотность.
- кг/м3.
- г/см3.
На вопросы ответили и узнали, что подарила бабушка внучке красную шапочку. С тех пор девочку так и называли – Красная Шапочка.
Испекла мама пирожки с картошкой и отправила дочку к бабушке.
Ребята, давайте Красной Шапочке поможем правильно уложить пирожки в корзинку.
Ученик выходит к доске и прикрепляет листок с надписью магнитом в нужном месте. На доске только верхняя строка.
Величина | Обозначение | Единицы измерения | Формулы для вычисления |
Плотность | кг/м3 | = m / V | |
Масса | m | кг | m = · V |
Объем | V | м3 | V = m / |
– Молодцы! Помогли Красной Шапочке.
3. Решение расчетных задач
Учитель: Пошла Красная Шапочка к бабушке, а навстречу ей – серый Волк.
Чтобы задержать Красную Шапочку, Волк предложил ей решить задачу. А задача была такая.
Задача 1. Определить плотность твердого тела.
– Что нам необходимо знать для того, чтобы определить плотность твердого тела?
Массу и объем тела.
– С помощью какого прибора мы можем определить массу тела?
С помощью весов.
– С помощью какого прибора мы можем определить объем тела?
Если тело имеет форму прямоугольного параллелепипеда, то по формуле V = а·b·c, а если тело имеет неправильную форму, то с помощью измерительного цилиндра.
– Вспомним правила пользования весами.
У вас на партах лежит листочек, на котором написаны правила взвешивания.
Весы предназначены для определения массы тела.
- Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
- Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
- Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
- Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
- На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.
- Мелкие гири нужно брать только пинцетом.
- Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой). При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и приходится взвешивание начинать сначала. Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если же не перетянет – оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т. д., пока не будет достигнуто равновесие.
- Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов.
- Затем переносят гири с чашки весов в футляр.
- Проверяют, все ли гири положены в футляр, находится ли каждая из них на предназначенном для неё месте.
– Вспомним правила пользования измерительным цилиндром. И способ определения объема тела с помощью измерительного цилиндра.
- Измерительный цилиндр изготовлен из стекла. Он предназначен для определения объема жидкости.
- Необходимо определить цену деления измерительного цилиндра.
- Для этого находим два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины. Вычитаем из большего значения меньшее и полученное число делим на число делений, находящихся между ними.
- Определяем начальный объем жидкости.
- Опускаем тело, удерживая его за нитку, в измерительный цилиндр.
- Определяем объем жидкости.
- Вычитаем из большего значения объема меньший. Полученное значение – это объем тела.
Записываем в тетрадях тему урока.
Определим плотность клубня картофеля.
Выполняем измерения и записываем решение задачи
в тетради.
Один учащийся взвешивает, другой определяет
объем, третий записывает решение на доске.
Дано: m = 7г |
Решение: = m / V |
Ответ: 1,17 г/ см3
Пока Красная Шапочка решала задачу, Волк прибежал к бабушкиному дому, а на двери – замок. Бабушка в лес ушла за ягодами. Чтобы открыть замок нужно ответить на вопрос:
В словаре В. Даля записано: “Свойство вещества, общее свойство тела, густота вещества в данном объеме, выражается числом”. О чем идет речь?
Волк был умным и знал ответ на вопрос. А вы, ребята, знаете ответ?
О плотности.
Вошел Волк, переоделся и стал ждать Красную Шапочку. Тут и она подошла. А чтобы Красная Шапочка не узнала Волка, он стал ей вопросы задавать.
4. Решение качественных задач
Задача 2
Массы железного и свинцового брусков одинаковы. Объем какого бруска больше?
Железного, так как плотность железа меньше, чем у свинца.
Задача 3
Объемы керосина и воды одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему?
Воды, потому что ее плотность больше, чем керосина.
Задача 4
Металлическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяются масса, плотность, объем детали?
Объем детали увеличивается, плотность уменьшается, а масса остается прежней.
Расстроился Волк оттого, что Красная Шапочка справилась с заданием, и убежал в лес. И больше никогда не появлялся. Радовались этому все – не только Красная Шапочка, но и все звери, которые жили в округе.
А вы, ребята, умеете так же хорошо решать задачи как Красная Шапочка?
5. Решение расчетных задач
Один ученик решает за доской. Затем проверяем решение.
Задача 5
Крот – это маленький слепой зверек с широкими ладошками, вывернутыми наружу, настоящий трудяга. Длиной всего 10 – 15 см и весом 100 г, он выносит на поверхность за год до 10 т земли с площади 1 га березового леса. Настоящая миниатюрная землеройная машина!
Какой объем земли плотностью 2000 кг/м3 перерабатывает крот за год?
Дано: m = 10 т = 10000 кг |
Решение: V = m / |
Ответ: 5м3
Задача 6
Обычная корова дает в год 3–5 тыс. л молока, но существуют и коровы-рекордсменки, от которых надаивают до 20 тыс. л. Мировой рекорд поставила в 1941 г. корова ярославской породы из Вологодской области. За сутки от нее получили 82,15 л молока.
Определите массу молока, надоенную у рекордсменки из Вологодской области за сутки. Плотность молока 1 028 кг/м3.
Дано: V = 82,15 л = 0,08215 м3 |
Решение: m = · V |
Ответ: 84,45 кг
6. Итоги урока
– Что понравилось на уроке?
– Какую тему мы повторили?
– С какими приборами работали?
– Сможете ли вы теперь с помощью весов
определить массу помидора, огурца?
– Сможете ли вы с помощью мензурки определить
объем?
– Что понравилось на уроке?
– Какие есть вопросы?
Спасибо за работу на уроке!
Кроссворд на дом
Вопросы:
- Мельчайшая частица вещества
- Величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.
- Единица длины.
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
- Величина, которую можно измерить с помощью мензурки.
- Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах.
- Прибор для измерения температуры.
Ответы: 1 – молекула, 2 – скорость, 3 – метр, 4 – инерция, 5 – объем, 6 – масса, 7 – термометр.
Ключевое слово: плотность.