Проект урока окружающего мира в 4-м классе "Сокровища Земли под охраной человечества. 7 чудес России"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с сокровищами Земли, охраняемыми человечеством, и 7 чудесами России.

Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о многообразии чудес природных и культурных;
  • развивать умение работать с физической картой России, атласом;
  • способствовать формированию познавательного интереса к изучению природы своей Родины;
  • способствовать привитию чувства гордости за свою родину и родной край (на материале урока).

Методы:

  • наглядно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • эвристическая беседа.

Ход урока

Этап

Содержание

Примечание

Орг. момент Сегодня мне хочется начать урок со слов знаменитых людей:

Грандиозные вещи даются грандиозными средствами. Одна природа даёт великое даром.

А.И.Герцен

Природу побеждают, только повинуясь её законам. Фрэнсис Бэкон

Слова на доске
Сообщение темы и целей урока На протяжении нескольких уроков мы рассматривали окружающий мир с точки зрения астрономии, географии, истории, экологии.

На смену идеи завоевания, покорения природы к человечеству, частью которого мы являемся, все чаще приходит более гуманная идея: изучение, сохранение и бережное использование окружающей нас среды.

Сегодня на уроке мы вспомним все известные нам средства для реализации этой идеи, расширим представление о природном многообразии и вкладе человека в его сохранение.

 
Тема урока

Физминутка

А сейчас хотелось бы узнать,

У скольки экологов класса знания на "пять".

У вас на партах карточки с утверждениями, ниже таблица: если вы согласны, то ставите под номером утверждения +, если нет "-"(см. Приложение №1)

Карточки, проверка работы в паре.
В мире созданы различные экологические организации и фонды. Вспомните по эмблеме организации (см. Приложение 2) её название и направление деятельности.

а) Всемирный фонд дикой природы - штаб в Швейцарии. Фонд собирает и распределяет денежные средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов и мест их обитания. На средства проводятся научные исследования, издаются книги, организуются международные конференции.

б) Гринпис - международная экологическая организация, "Зелёный дом". Штаб в Амстердаме. Организация борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных.

в) Фонд "Всемирное наследие"- объекты природы и творения человека, подлежащие обязательной охране от непродуманной хозяйственной деятельности людей.

Если вы согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны - посидите в тишине.

Кижи - культурное наследие (+)

Большой каньон - культурное наследие(-)

Большой Барьерный риф - природное наследие(+)

Менфис - культурное наследие(+)

Озеро Байкал - культурное наследие (-)

Великая Китайская стена - культурное наследие (+)

Водопад Виктория - культурное наследие (-)

Московский кремль - культурное наследие (+)

Организации не только собирают и распределяют денежные средства, но и ведут большую просветительскую работу. Наши группы экологов работали над разными экологическими проблемами. Расшифруйте их послания.

4 Экологами был составлен специальный календарь. Ответьте по нему на несколько моих вопросов.

- Международный день в октябре. (4 - день защиты животных).

- Назовите несколько животных, занесенных в Международную Красную книгу. (Гребнистый крокодил, зеленая морская черепаха, жук-геркулес, большая панда)

- Какой день заявлен календарем на 29 декабря? (день биологического разнообразия)

- Как вы это понимаете?

5 В 2007-2008 годах по инициативе телеканалов Россия и Культура, при поддержке правительства России был проведен всероссийский конкурс "7 чудес России". Цель конкурса было не только изучение природных и культурных богатств страны, но и привлечение внимания для сохранения их будущим поколениям. Итоги были подведены 12 июня 2008 года.

а) Узнайте 7 чудес по их изображению:

Листы с эмблемами

Экологические проблемы - работа с информационными плакатами.

Работа с экологическим календарем.

Презентация 1

б) На какие группы их можно расклассифицировать? Презентация 2
в) Дайте характеристику российским чудесам по плану (см. Приложение 3)

- Собор Василия Блаженного (Покрова Богородицы, что на Рву), город Москва - центр. Собор был возведен по приказу Ивана Грозного в память покорения Казанского ханства. Строили в 1555-1561г.г, без чертежей

- Петергоф - загородная царская резиденция. Дворцово-парковый ансамбль был возведен на южном берегу Финского залива, в 30км от города в XVIII-XIX веках. Большое количество родников, позволило создать самостоятельный водопровод и систему фонтанов, количество которых растет из года в год. Поверхность неровная - в связи с этим созданы Верхний парк и Нижний.

- Мамаев курган - мемориальный комплекс защитникам города Сталинграда (с лета 1942 по 2 февраля 1943 года ожесточенный бои)

- Эльбрус - западная вершина 5642м над уровнем моря, восточная - 5621м. Вершины в форме вулканического конуса. Многие реки берут свое начало, из-за вечных снегов и ледников.

- Озеро Байкал - восточнее Иркутска. В озеро впадает 330 реки, а вытекает одна - Ангара. Длина озера 636км, средняя ширина 48км. По своему размеру занимает 2 место в мире. Самое глубокое место у западного берега, около 1637м.

- Долина Гейзеров - полуостров Камчатка, в 160км севернее Петропавловска-Камчатского. 2км - 20 крупных гейзеров.

- Плато Мань-Пупы-Нер - возвышенность с 7 величественными столбами выветривания. Открытая местность. Высота 30-42м.

Работа в группах по 2-3 человека, показ на Физической карте России

 

г) Во Всероссийском конкурсе "7 чудес России" участвовали и южноуральские представители: заповедник Аркаим, национальные парки Таганай и Зюраткуль.

Национальный парк Зюраткуль расположен в 200км к западу от Челябинска и в 30км на юго-востоке от Сатки. На территории уникальные объекты: хребет Нургуш - 1406м, самая высокая точка Челябинской области, хребет Лукаш (1013м)и хребет Зюраткуль (1175м). Зюраткуль - самое пресное озеро области. По берегам встречаются ельники, разнообразны хвойные и лиственные породы. В реках встречается хариус, налим, красноперка.

Стихотворение Н.Кондратковской (см. Приложение 4)

В нашей области еще много интересных мест, где можно побывать и стать ближе к природе.

Карта для туризма и отдыха.

Презентация 3

д) Мы с вами изучали тепловые пояса.

Назовите основные тепловые пояса.

Тропический пояс, умеренный пояс, полярный пояс.

В каком тепловом поясе находится большая часть России?

В умеренном поясе

А что, по вашему мнению, влияет на такие разнообразные условия, разнообразные растительный и животный мир?

Природная зона - это большой раздел, к изучению которого мы с вами переходим, чтобы ответить на поставленный вопрос.

 
Итог Вернемся к утверждениям урока. С каким согласны вы и почему?

Как иначе можно сказать фразу: "Природу побеждают, только повинуясь её законам"

Что нужно для этого делать?

Проверим, как вы запомнили названия и местоположение 7 чудес России. На с.2-3 контурной карты надпишите названия чудес, о которых мы сегодня говорили.

Оценки.

Работа с контурной картой. Слова-помощники.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.