Цель урока: познакомить с сокровищами Земли, охраняемыми человечеством, и 7 чудесами России.
Задачи урока:
- расширить представление учащихся о многообразии чудес природных и культурных;
- развивать умение работать с физической картой России, атласом;
- способствовать формированию познавательного интереса к изучению природы своей Родины;
- способствовать привитию чувства гордости за свою родину и родной край (на материале урока).
Методы:
- наглядно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- эвристическая беседа.
Ход урока
Этап |
Содержание |
Примечание |
Орг. момент | Сегодня мне хочется начать урок со слов
знаменитых людей: Грандиозные вещи даются грандиозными средствами. Одна природа даёт великое даром. А.И.Герцен Природу побеждают, только повинуясь её законам. Фрэнсис Бэкон |
Слова на доске |
Сообщение темы и целей урока | На протяжении нескольких уроков мы
рассматривали окружающий мир с точки зрения
астрономии, географии, истории, экологии. На смену идеи завоевания, покорения природы к человечеству, частью которого мы являемся, все чаще приходит более гуманная идея: изучение, сохранение и бережное использование окружающей нас среды. Сегодня на уроке мы вспомним все известные нам средства для реализации этой идеи, расширим представление о природном многообразии и вкладе человека в его сохранение. |
|
Тема урока Физминутка |
А сейчас хотелось бы узнать, У скольки экологов класса знания на "пять". У вас на партах карточки с утверждениями, ниже таблица: если вы согласны, то ставите под номером утверждения +, если нет "-"(см. Приложение №1) |
Карточки, проверка работы в паре. |
В мире созданы различные экологические
организации и фонды. Вспомните по эмблеме
организации (см. Приложение 2) её название и
направление деятельности. а) Всемирный фонд дикой природы - штаб в Швейцарии. Фонд собирает и распределяет денежные средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов и мест их обитания. На средства проводятся научные исследования, издаются книги, организуются международные конференции. б) Гринпис - международная экологическая организация, "Зелёный дом". Штаб в Амстердаме. Организация борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных. в) Фонд "Всемирное наследие"- объекты природы и творения человека, подлежащие обязательной охране от непродуманной хозяйственной деятельности людей. Если вы согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны - посидите в тишине. Кижи - культурное наследие (+) Большой каньон - культурное наследие(-) Большой Барьерный риф - природное наследие(+) Менфис - культурное наследие(+) Озеро Байкал - культурное наследие (-) Великая Китайская стена - культурное наследие (+) Водопад Виктория - культурное наследие (-) Московский кремль - культурное наследие (+) Организации не только собирают и распределяют денежные средства, но и ведут большую просветительскую работу. Наши группы экологов работали над разными экологическими проблемами. Расшифруйте их послания. 4 Экологами был составлен специальный календарь. Ответьте по нему на несколько моих вопросов. - Международный день в октябре. (4 - день защиты животных). - Назовите несколько животных, занесенных в Международную Красную книгу. (Гребнистый крокодил, зеленая морская черепаха, жук-геркулес, большая панда) - Какой день заявлен календарем на 29 декабря? (день биологического разнообразия) - Как вы это понимаете? 5 В 2007-2008 годах по инициативе телеканалов Россия и Культура, при поддержке правительства России был проведен всероссийский конкурс "7 чудес России". Цель конкурса было не только изучение природных и культурных богатств страны, но и привлечение внимания для сохранения их будущим поколениям. Итоги были подведены 12 июня 2008 года. а) Узнайте 7 чудес по их изображению: |
Листы с эмблемами Экологические проблемы - работа с информационными плакатами. Работа с экологическим календарем. Презентация 1 |
|
б) На какие группы их можно расклассифицировать? | Презентация 2 | |
в) Дайте характеристику российским
чудесам по плану (см. Приложение 3) - Собор Василия Блаженного (Покрова Богородицы, что на Рву), город Москва - центр. Собор был возведен по приказу Ивана Грозного в память покорения Казанского ханства. Строили в 1555-1561г.г, без чертежей - Петергоф - загородная царская резиденция. Дворцово-парковый ансамбль был возведен на южном берегу Финского залива, в 30км от города в XVIII-XIX веках. Большое количество родников, позволило создать самостоятельный водопровод и систему фонтанов, количество которых растет из года в год. Поверхность неровная - в связи с этим созданы Верхний парк и Нижний. - Мамаев курган - мемориальный комплекс защитникам города Сталинграда (с лета 1942 по 2 февраля 1943 года ожесточенный бои) - Эльбрус - западная вершина 5642м над уровнем моря, восточная - 5621м. Вершины в форме вулканического конуса. Многие реки берут свое начало, из-за вечных снегов и ледников. - Озеро Байкал - восточнее Иркутска. В озеро впадает 330 реки, а вытекает одна - Ангара. Длина озера 636км, средняя ширина 48км. По своему размеру занимает 2 место в мире. Самое глубокое место у западного берега, около 1637м. - Долина Гейзеров - полуостров Камчатка, в 160км севернее Петропавловска-Камчатского. 2км - 20 крупных гейзеров. - Плато Мань-Пупы-Нер - возвышенность с 7 величественными столбами выветривания. Открытая местность. Высота 30-42м. |
Работа в группах по 2-3 человека, показ на
Физической карте России
|
|
г) Во Всероссийском конкурсе "7 чудес
России" участвовали и южноуральские
представители: заповедник Аркаим, национальные
парки Таганай и Зюраткуль. Национальный парк Зюраткуль расположен в 200км к западу от Челябинска и в 30км на юго-востоке от Сатки. На территории уникальные объекты: хребет Нургуш - 1406м, самая высокая точка Челябинской области, хребет Лукаш (1013м)и хребет Зюраткуль (1175м). Зюраткуль - самое пресное озеро области. По берегам встречаются ельники, разнообразны хвойные и лиственные породы. В реках встречается хариус, налим, красноперка. Стихотворение Н.Кондратковской (см. Приложение 4) В нашей области еще много интересных мест, где можно побывать и стать ближе к природе. |
Карта для туризма и отдыха. Презентация 3 |
|
д) Мы с вами изучали тепловые пояса. Назовите основные тепловые пояса. Тропический пояс, умеренный пояс, полярный пояс. В каком тепловом поясе находится большая часть России? В умеренном поясе А что, по вашему мнению, влияет на такие разнообразные условия, разнообразные растительный и животный мир? Природная зона - это большой раздел, к изучению которого мы с вами переходим, чтобы ответить на поставленный вопрос. |
||
Итог | Вернемся к утверждениям урока. С каким
согласны вы и почему? Как иначе можно сказать фразу: "Природу побеждают, только повинуясь её законам" Что нужно для этого делать? Проверим, как вы запомнили названия и местоположение 7 чудес России. На с.2-3 контурной карты надпишите названия чудес, о которых мы сегодня говорили. Оценки. |
Работа с контурной картой. Слова-помощники. |