К 100-летию Н.Носова посвящается. "Улыбка и смех — это для всех"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Современное общество ставит перед школьной библиотекой задачу создания условий эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной самостоятельности ребёнка, развить интерес к окружающему миру. Цель данного мероприятия дать представление читателям о Н.Носове как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова. Н. Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано и что их смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного.

Читатели любят сказку «Бобик в гостях у Барбоса», им смешно, что пес Барбос, хвастая перед Бобиком, называет себя хозяином дома: он якобы спит на кровати, а дедушка — на коврике, в углу. Нравит­ся и то, что в конце сказки все становится на свои места. В произведениях писателя- юмориста для млад­ших школьников (цикл рассказов «Мы с Мишкой», по­вести «Веселая семейка», «Витя Малеев в школе и дома», «Незнайка») смешное - не в обстоятельствах, а в характерах. Бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят ребят в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий. справедливости, жажды деятельности, самоутверждения.

Писатель В. Катаев высказал в связи с этим глубокую мысль: «...мальчики Носова несут в себе черты человека, его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени». Действительно, веселые книги Н.Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело. Поэтому наши читатели при подготовке к празднику с увлечением читали произведения, рисовали, готовили маленькие спектакли и отвечали на вопросы викторины. Встреча с весёлым писателем удалась и его произведения нашим читателям запомнятся надолго.

Тема: Презентация книжки – самоделки «Вспомни и назови» по произведениям Н.Носова

Цель: привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы.
  • Показать красоту родного языка.
  • Научиться сопереживать героям и событиям произведений.
  • Развивать творческие способности.

Оформление:

  • Оформление рисунков и макетов к произведениям прочитанных книг ребятами.
  • Оформление костюмов к театрализованному выступлению.
  • Оформление ответов на вопросы викторины.
  • Создание презентации.

Ход мероприятия.

«Улыбка и смех – это для всех»

Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о та­лантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он — автор знаменитого Незнай­ки, а зовут его Николай Николаевич Носов.

Большой и нелегкий путь про­шел этот человек, прежде чем стать писателем.

Родился он 23 ноября 1908 го­да в городе Киеве в семье кино­артиста. Коля Носов был таким же, как и все мальчики его возра­ста, но его отличала неистощи­мая любознательность и богатая фантазия. Четырехлетнего Колю смешил старый диван, который старался быть похожим на крес­ла, окна в темной комнате каза­лись ему таинственными, пугаю­щими лицами, Коля подмечал не только то, что веселит и пробуж­дает фантазию. Он умел разгля­деть в людях их лучшие качества и бывал так рад встрече с очеред­ным хорошим человеком.

В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками. Однажды Коля не­чаянно столкнулся в дверях с вы­ходящим учителем. Ожидая не­минуемой кары, мальчик на про­тяжении всего урока вглядывался в каждое движение учителя: что он задумал, как решил отомстить. Но кары не последовало, и в Колину голову внезапно закралось подозрение, что Петр Эдуардо­вич (так звали учителя) просто добрый человек.

Если вы читали книжки о Не­знайке, то, наверное, помните, с какими подробностями расска­зывает Носов о великом множе­стве разных профессий. Дело в том, что многие из них Николай Николаевич опробовал еще в от­рочестве. Сначала он увлекался музыкой и мечтал стать знаме­нитым скрипачом, а позднее ув­лекся химией и стал мечтать о карьере выдающегося ученого. Впоследствии ему довелось по­работать землекопом и косарем, возчиком бревен и рабочим кир­пичного завода; он увлекался ра­диолюбительством и фотогра­фией, электротехникой, учился играть на мандолине, торговал газетами и чуть ли не до полного изнеможения играл в шахматы. Кроме того, он промывал "золо­той песок", то есть работал на зо­лотых приисках, выпускал руко­писный журнал "ИКС", ставил на любительской сцене "Тараса Бульбу", играл в школьном орке­стре и пел в хоре, учил малыше!', грамоте и дрессировал собак.

В 19 лет он поступил в Киевский художествен­ный институт, а через два года перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Больше двадцати лет Н. Н. Носов проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором.

По словам самого писателя, он пришел в литературу случайно — нужно было сочинять сказки и забавные рассказы для сына и его приятелей-дошкольников. В журнале «Мурзилка» был опубликован первый рассказ — «Затейники». В1945 г. вышел сборник рассказов под названием «Тук-тук-тук», в 1947 г. появился один сборник — «Ступеньки». Отдельные рассказы и дальше один за другим публиковались в журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник», в газете «Пионерская правда». К 1950-м г, Носов стал уже хорошо узнаваем как автор веселых расска­зов для детей. Однако он продолжал работать в кинематографии и не собирался менять профессию.

Ситуация резко изменилась в 1951 г. — с публикацией повести «Витя Малеев в школе и дома» в журнале «Новый мир». Главный редактор журнала А. Т. Твардовскийввел, таким образом, Николая Носова во «взрослый» литературный мир. С этого моментак детскому писателю пришла настоящая известность. В 1952 г. коллектив «Нового мира» выдвинул повесть на соискание Государственной премии СССР. После вручения премии Носов оставил кино и занялся литературой как профессионал. Помимо известных детских рассказов и повестей, трилогии о Незнайке, Носов написал замечательные повести, основанные на автобиографическом материале «На дне колодца» и «Повесть о моем друге Игоре». Первую писатель посвятил своему детству, вторая — записанные в виде дневника трогательные и тонкие наблюденияза развитием собственного внука.

Большой и нелегкий путь про­шел этот человек, прежде чем стать писателем. И мы с вами сегодня в этом убедимся.

 

ПЕРВЫЙ МАЛЬЧИК:

К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ!
Вы улыбки приготовьте,
Всех нас праздник наш зовет!

 

ВТОРОЙ МАЛЬЧИК:

Носов - детских книг творец.
Ну, какой он молодец

Столько книг смешных, чудесных,
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!

 

ДЕВОЧКА:

Кто не слышал яро Незнайку,
И про всех его друзей?
Эту книжку, вы, ребята,
Прочитайте поскорей!

ТРЕТИЙ МАЛЬЧИК:

Мы сегодня поиграем,
И героев угадаем.
Посмотрите хорошо,
И скажите: кто есть кто?

Весь класс поёт песню.(приглашая ребят на праздник)

Начинаем, начинаем
Представление свое.
Мы все роли в нем сыграем,
И станцуем, и споем.

И того, кто с книжкой дружит.
Кто танцует и поет.
Обязательно закружит \2 раза/,
Наших книжек хоровод.

Приходите, приходите.
Вы к нам в гости все опять.
Поглядите, поглядите,
Как мы будем выступать.

И того, кто с книжкой дружит,
Кто танцует и поет,
Обязательно закружит (2 раза.)
Наших книжек хоровод.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, а сейчас у нас начинается необычная викторина. Вы увидите несколько инсценированных отрывков изпроизведений

Н. Носова. Вам нужно угадать, что это за произведение и назвать главных его героев.

Показ сценок из произведений («Заплатка», «Клякса»)

Ведущий: В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли, потому что они были очень маленькие.
Каждый коротышка был с небольшой огурец. В городе у них было
очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, бульвар Васильков, аллея Ромашек. А сам город назывался Цветочным. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

В одном домике на улице Колокольчиков жило 16 малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал много, потому что читал разные книги. В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком. Жил еще в этом доме охотник Пулька, художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши. Но самым

известным среди них был малыш по имени Незнайка.

Представление начинается. С вами хотят подружиться герои. Цветочного города. Встречайте их.

Незнайка:

Дорогие ребятишки.
Вы читаете все книжки.
И поэтому сейчас
Вы меня узнали в раз.

Я, Незнайка, к вам пришел
И друзей своих привел.
Все мы любим веселиться,
И на улице резвиться.
Любим петь и рисовать,
Любим книжечки читать.
С вами мы хотим ужиться,
И надолго подружиться.

Я, — Незнайка, я — Незнайка.
Вы попробуйте, узнайте!
Почему меня вокруг,
Все Незнайкою зовут?

Тюбик:

А я — художник Тюбик,
Меня ребята любят,
И мы гордимся с ними
Рисунками своими.

Винтик:

Механик Винтик я зовусь,
И этим именем горжусь.
Не утверждайте-ка, друзья,
Что обойдетесь без меня.

Шпунтик:

Помощник Шпунтик!
Звучит красиво!
Помощник Шпунтик!
Просто диво!
Успеет тут, поможет там,
И не дает покоя вам...

Гусля:

Музыкант Гусля.
Стоит перед вами,
А какой я музыкант,
Вы судите сами.

Пилюлькин:

Доктор Пилюлькин.
Лечит всех он с люльки.
Беспокоится о вас,
Не спускает с вас он глаз.

 

Пулька:

Меня Пулькою зовут,
Бывалый я охотник,
Пропадаю часто я,
С ружьем на болоте

Знайка:

Я горжусь тем, что я Знайка!
Знаю, скажете – зазнайка,
Говорите, не боюсь,
Но в жизни я всего добьюсь

Ведущий: Малыши Цветочного города любят петь песенки, у них всегда весело. Любимая песенка малышей - коротышей «В траве сидел кузнечик».
И сейчас предлагаю всем вместе её спеть.

Конкурс «Бюро находок»

 

  • Пилюлькин – термометр.
  • Винтик – гаечный ключ.
  • Незнайка – пёстрый галстук.
  • Тюбик – кисточку.
  • Пулька – охотничий патрон
  • Знайка – очки.

Конкурс: «Из какого произведения эти предметы».

 

  • Шляпа – «Живая шляпа»
  • Мешочек с гречневой кашей – «Мишкина каша»
  • Веточка рябины – «Тук-тук-тук»
  • Два огурца – «огурцы»
  • Детский телефон – «Телефон»
  • Черная тушь. «клякса»

БИБЛИОТЕКАРЬ: А сейчас начинается парад книг Н. Носова, к которым рисунки учащиеся создавали сами.

Выходят несколько читателей в костюмах героев Н.Носова, в руках каждого из них нарисованный макет книги большого размера. Они выстраиваются в один ряд и представляют каждый свою книгу:

  • Н. Носов. «Веселая семейка»

Что же это за веселая семейка? И кто в ней живет? Об этом
вы узнаете, когда прочтете эту книгу.

  • Н. Носов. «Фантазеры»

Вам акула голову не откусывала? А на Луне вы бывали? Нет? Тогда вы не фантазеры! А вот Мишутка со Стасиком проделывали это сотни раз. С ними вы познакомитесь в этой книге.

  • Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»

Кто еще не успел познакомиться с коротышками из Цветочного города, где живет Незнайка, спешите прочитать эту книжку!

  • Н. Носов. «Незнайка в Солнечном городе»

О дальнейших приключениях Незнайки в Солнечном городе вы узнаете из этой книжки.

  • Н. Носов. «Незнайка на Луне»

С Незнайкой не заскучаешь даже на далекой Луне. Какие же невероятные приключения там с ним произошли? Прочтите и узнаете!

  • Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»

Главный герой рассказа - пес Барбос возомнил себя хозяином квартиры. Что же из этого вышло, вы узнаете, если прочтете эту интересную книгу.

  • Н. Носов. «Мишкина каша»

Непоседа Мишка и его друг Колька никак не могут справиться с неукротимой кашей, которая лезет и лезет из кастрюли. Кто же им помог? О разных приключениях этих мальчишек рассказывает эта веселая книга.

  • Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома»

Повесть о школьной жизни Вити Малеева и его одноклассников. Книга удостоена Государственной премии СССР.

После представления книг исполняется «Песенка юных читателем», муз. А. Островского, слова С. Михалкова.

А теперь отгадаем

КРОССВОРД «ПРОЧИТАЙТЕ! ДОГАДАЙТЕСЬ! УЗНАЙТЕ!»

По вертикали:

  1. Назовите сказочного героя писателя. («Незнайка»)
  2. Павлик и Котька - герои, какого рассказа? («Огурцы»)
  3. В каком рассказе Петя хвастался тем, что умеет считать?
    («Ступеньки»)
  4. Герои, какого рассказа сначала получили в награду пугало, а потом знамя? («Огородники»)
  5. Герои, какой повести Н. Носова сделали инкубатор? («Веселая семейка»)

ВИКТОРИНА


1. На какой улице жили коротышки в Цветочном городе?

  • Незабудок.

2. Колокольчиков.

  • Одуванчиков.

2 Малыши и малышки очень любил музыку, а Гусля был замечательным музыкантом. Он играл на музыкальных инструментах.
Незнайка ему завидовал. Какой музыкальный инструмент предложил
Незнайке Гусля

  1. Барабан
  2. балалайку
  3. Гармошку.

3. После того» как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, Он решил сделаться художником? Кто первым проснулся и увидел на стене свой портрет?

  1. Пончик
  2. Торопышка
  3. Доктор Пилюлькин

4. Художника из Незнайки не получилось, и он задумал сделаться поэтом и сочинять стихи. Сумел ли его учитель Цветик подобрать
рифму к слову "пакля"?

  1. Нет.
  2. Да.

5. Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали. Что они мастерили?

  1. Пылесос.
  2. Автомобиль.
  3. Воздушный шар.

6. Сколько дней Знайка со своими друзьями делал воздушный шар?

  1. Пять дней.
  2. Неделю.
  3. Десять дней.

7. Синеглазка привела Незнайку на кухню. Там был умывальник. Рядом на гвозде висело полотенце, а на полочке лежали мыло и
зубной порошок. Но Незнайка сказал, что терпеть не может зубной порошок, потому что он...

  1. Горький.
  2. Безвкусный.
  3. Невкусный.

8. Через реку вел узенький мостик, похожий на длинный половичок, протянутый с одного берега реки на другой. Он был сделан из какой-то толстой и прочной материи. Из чего был сделан мост?

  1. Из прутьев.
  2. Из стеблей льна.
  3. Из коры березы.

9. Малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем неплохой коротыш. Остальным малышам, конечно, было завидно, что хвалят Незнайку, и они тоже стали защищать малышек в Цветочном городе. С кем из малышек подружился Незнайка?

  1. С Медуницей.
  2. С Кнопочкой.
  3. С Селедочкой.

10. Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»?

  1. Васька
  2. Машка.
  3. Мурка

11. Почему вороны всю ночь стучали по крыше? (Клевали прошлогодние ягоды рябины)

  1. Тук- тук –тук.
  2. Огурцы.
  3. Заплатка.

12. Какого цвета и величины была заплатка на штанах у Бобки?

 

  1. Заплатка, зелёная
  2. Дружок
  3. Федина задача.

Праздник заканчивается песней Кнопочки и Незнайки.

Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь».

Подводится итог викторины, конкурса рисунков и награждение участников викторины.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Вот и закончилось наше путешествие по книгам Н. Носова. Конечно, за такой короткий период времени невозможно вспомнить все книги, которые он написал. С ними вы можете познакомиться самостоятельно. Они ждут вас на полках в библиотеках нашей библиотеки. Счастливых вам встреч с героями Н. Носова. До свидания.

Список литературы:

  1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.
  2. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 3.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-256 с.
  3. Весёлая семейка Николая Носова.// Читаем, учимся, играем. 1999. №2 с 10-13.
  4. От улыбки хмурый день светлей, // Читаем, учимся, играем. .2007 №1 С.32-37.

Приложение (иллюстрации)

Презентация (внутри архива вместе с аудио-файлами)