Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, покажем своё хорошее настроение.
I. Словарный (картинный) диктант.
А теперь смотрим на доску. Кого вы видите? Запишите в тетрадь.
Сорока, лисица, петух, корова, ворона, медведь, заяц.
Задание: распредели записанные слова на группы по любому признаку.
Ответы:
- Женский и мужской род
- С сочетанием -оро- и без
- Птицы и животные
- 3 слога и 2 слога
- Домашние и дикие животные
- Летающие и нелетающие
- Которые живут у нас и на севере
II. Вспомним алфавит, задумаемся
Запиши соседей:
· К · П · С С · У
· Р · Н · ЪЫ ·
В Китае, Японии читают по вертикали сверху вниз. Попробуем и мы так почитать. Вы увидите слова, которые спрятались.
К Р С
Р Ы Ь
О
Т
Чем они похожи? Различаются?
Ответы:
- Дикие животные
- Крот живёт под землёй
- Рысь прыгает
А что скажем с точки зрения фонетики?
- Крот – 4 буквы, 4 звука
- Рысь – 4 буквы, 3 звука, ь знак не обозначает звука
Ну что же, вы хорошо справились с трудным заданием.
III. А теперь слушаем меня внимательно.
Вы уже слышали о предлогах, союзах. Назовите их.
Предлоги: к, на, под, в, перед, из …
Союзы: а, и, но.
Это служебные части речи. Они не называют предметов, ни признаков, ни действий и не бывают членами предложений. К служебному слову нельзя поставить вопрос. К служебным частям речи относятся и частицы. Одна из них частица – НЕ.
Послушайте об этой частице сказку.
Сила любви.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный ГЛАГОЛ. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю»,а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верно!», а она ему: «Не верю». Частица НЕ никогда не подходила к ГЛАГОЛУ близко и писалась от него только отдельно. Однако ГЛАГОЛ был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул ГЛАГОЛ печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он вернулся к своей любимой, она, как обычно отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях ГЛАГОЛА. Так ГЛАГОЛ доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг друга не могут.
А, вы, ребята догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с ГЛАГОЛОМ?
Ответ: нет таких слов в языке годую, навижу.
IV. Закроем глаза и помечтаем о прекрасном времени года – зиме.
Составьте предложения. Назовите в них глаголы. Что можете о них рассказать?
Ответы детей:
блестит – настоящее время
Выпал – прошедшее время
Играют – настоящее время
Наступает – будущее время
V. Записать предложения в тетрадь
Сущ ч глаг пред прилаг сущ
Снег не кружит в морозном воздухе.
Дети разбирают его самостоятельно по частям речи и членам предложения.
Взаимопроверка выполненного задания.
VI. Игра на выбывание слов.
Сегодня у нас в игре принимают участие глаголы: строит, бежать, видит, не решал, рисовали, пишет.
Ответы учащихся:
- бежать – безударная гласная в корне;
- рисовали – безударная гласная в корне, непроверяемая;
- пишет – безударное окончание глагола;
- строит, видит – глаголы с одинаковыми окончаниями
- не решал – глагол с частицей не
VII. Итог урока.
Как пишется частица НЕ с глаголами?
К каким частям речи она относится? (к служебным)
Почему? (Она не называет ни предметов, ни признаков, ни действий.)
Мы смотрели и видели,
Слушали и слышали,
Думали и задумывались.
А теперь будем радоваться и сопереживать. (Выставление оценок).