Урок по экономике в 10-м классе по теме "Предложение. Эластичность предложения"
Цели урока:
1. Обучающая:
Изучить понятия «предложение», «величина предложения», «закон
предложения», шкала предложения, кривая предложения,
неценовые факторы предложения, эластичность предложения,
коэффициент эластичности предложения по цене.
2. Развивающая:
Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, умение анализировать
простые и сложные экономические ситуации, расширение экономического
кругозора.
3. Воспитательная:
Воспитание экономически грамотного гражданина своей страны.
Знать:
- Что такое предложение, величина предложения.
- Понимать закон предложения.
- Что такое эластичность предложения по цене.
Уметь:
- Объяснять в чем экономический смысл эластичности предложения.
- Изображать графически кривую предложения и величины предложения (различать движение по кривой , движение самой кривой предложения).
- Объяснять изменения, происходящие на рынке, в результате увеличения или уменьшения величины предложения.
Тип урока: изучение нового материала с применением информационных технологий.
Время урока: 2 часа (урок спаренный).
Межпредметные связи: алгебра, геометрия, маркетинг.
Термины и понятия:
- Предложение.
- Величина предложения.
- Закон предложения.
- Детерминанты предложения.
- Эластичность предложения.
- Кривая предложения.
Оборудование:
- Компьютер, экран, проектор.
- Диск с презентацией (Приложение 1).
Ход урока:
I. Организационная часть урока :
- Проверка присутствия учащихся, дежурные по классу.
- Озвучивание темы урока, целей.
II. Изучение нового материала. Формирование новых
знаний.
- Понятие предложения.
- Шкала предложения. Построение кривой предложения.
- Формулировка закона предложения.
- Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения
:ценовой, неценовые.
- Решение задач.
III. Закрепление нового материала. Проверка усвоения основных понятий посредством выполнения тестового задания.
IV. Домашнее задание.
V. Литература к уроку.
План-конспект урока:
1. Понятие предложения.
Понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в
том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремятся
продавцы
На рынке люди покупают товары благодаря тому, что эти товары
предлагают к продаже производители.
Определение:
Количество товаров, которые предлагают к продаже продавцы на рынок
в течение определенного периода времени и при определенном уровне
рыночной цены, называют величиной предложения.
От чего зависит величина предложения? (вопрос к учащимся) От
складывающегося в торговле уровня цен.
Предложение - это количество товаров, предлагаемых
производителем для продажи на рынке (слайд №
2).
Вопрос к учащимся: В каком из утверждении представлено понятие
«предложение» , а в каком «величина предложения»?
А. Количество товара, которое фирма способна и готова продать по
определенной цене в заданном месте и в заданное время
(Предполагаемый ответ: величина предложения)
Б. Намерение и способность продавцов поставлять товары на рынок для
их продажи (Предполагаемый ответ: предложение).
Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что между теорией
спроса и предложения есть существенные различия. Первая
связана с предпочтением потребителей и полезностью, вторая –
с производством. Поэтому не стоит считать, что теория предложения –
это теория спроса «наоборот».
2. Шкала предложения
Влияние цены на предложение можно показать в таблице(слайд
№ 3).
3. Кривая предложения
Влияние цены на предложение можно показать также на графике (слайд №4 ).
4. Закон предложения (слайд №5).
Учитель на основе вышеизложенного материала предлагает учащимся
самостоятельно сформулировать закон предложения.
5. Детерминанты предложения (слайд №6 , слайд
№7).
Помимо цен существуют и другие факторы, влияющие на количество
товара, которое продавцы хотят продать.
Факторы, вызывающие изменение предложения и сдвиг кривой
предложения - детерминанты предложения [3].
На примерах необходимо разобрать неценовые факторы предложения.
Примеры могут быть следующие:
1. Изменяются затраты на производство
Уменьшение цен на ресурсы или улучшение качества применяемых
ресурсов приводят к снижению издержек на производство единицы
продукции и увеличивают предложение товара.. Кривая предложения
сдвигается вправо.
2. Используется новая техника и технология.
Внедрение на производстве новых методов производства товаров и
услуг приводит к росту предложения. Кривая предложения сдвигается
вправо.
3. Ожидается изменение цены производимого товара.
Если производители ожидают роста цен на свой товар в будущем, то
они могут задержать доставку продукции на рынок по сегодняшним
более низким ценам, и это сократит предложение. Графически это
можно показать сдвигом кривой предложения влево.
Далее можно предложить обсудить оставшиеся факторы с использованием
примеров учащихся.
4. Увеличивается количество продавцов
5. Вводятся или отменяются налоги
6. Изменяются цены на товары, производимые в аналогичных
условиях
6. Проверь себя – 1. Тест (слайд №8).
Посредством теста идет проверка усвоения новых понятий первой части
урока: предложение, величина предложения, шкала предложения, кривая
предложения, закон предложения, детерминанты предложения.
Выявляются отстающие ученики. Им может быть дано дополнительное
домашнее задание для лучшего усвоения материала.
7. Эластичность предложения по цене (слайд №10
).
Обсудите с учащимися понятие эластичности предложения по цене.
8. Формула эластичности предложения по цене (слайд №
11).
Ценовая эластичность предложения – величина положительная, т.к. при
увеличении цены объем предложения растет, что следует из закона
предложения.
9. Виды ценовой эластичности предложения. Фактор времени и эластичность
Функция предложения зависит от периода рассматриваемого
времени.(слайд № 12).
Пример: рыбаки привезли на рынок свежевыловленную рыбу. Вне
зависимости от цены они не смогут увеличить предложение рыбы в тот
же день, потому что не успеют еще раз выйти в море. Поэтому если
анализируемый период составляет 1 день, то кривая предложения будет
вертикальной [1] (слайд № 16).
10. Эластичное предложение (слайд №13).
11. Неэластичное предложение (слайд №14).
12. Абсолютно эластичное предложение (слайд №15).
13. Абсолютно неэластичное предложение (слайд №16).
14. Решение задач (слайд № 17 , слайд № 18).
15. Проверь себя-2. Тест (слайд №19
).
Подводим итоги урока, закрепляем полученные знания, решая тестовое
задание.
Делаем вывод по уроку: ребята, вы познакомились с понятием «спрос»,
«предложение». На ваш взгляд есть ли между ними взаимосвязь? В чем
она выражается? (заслушиваю ответы учащихся). Подвожу итог:
на рынках под влиянием интересов всех покупателей и продавцов
формируется спрос и предложение. Необходимо устранять препятствия
для их свободного формирования.
16. Домашнее задание( слайд № 20).
Литература к уроку.
- Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику»: пособие для учителя. – М: «Вита-Пресс», 1998.
- Основы экономической теории: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования / под ред. С.И. Иванова. – 8-е изд., перераб. – в 2-х книгах. Книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2005.
- Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10-11 кл. общеобразовательных учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос. Унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И. Иванова. 2-е изд., исп. - М.: Вита-Пресс, 2001.
- Практикум по основам экономической теории: Уч. пособие для 10 – 11 кл. общеобразовательных учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос. Унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И. Иванова. 6-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2005.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1998.
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
Интернет – ресурсы
1. http: //www.inventech.ru/lib/micro