В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:
- Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;
- Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
- Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.
Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением. Следуя им, человечество исподволь прививает себе определённые нравственные черты и качества, воспитывается незаметно для себя: естественно и просто.
Традиции имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение, так как влияют на приобщение людей к социальному опыту человечества.
Семейно-бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.
Таким образом, основной целью нашей работы является возрождение семейных обычаев и традиций, через организацию клуба выходного дня «Зёрнышко».
Исходя из поставленной цели, были определены задачи:
- Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей и семейных традиций;
- Познакомить с традициями семей воспитанников, направленных на воспитание нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
- Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Обогатить отношения детей и родителей опытом эмоционально-насыщенного общения.
Работа по формированию у детей нравственного поведения, нравственного облика и позиции была рассчитана на:
- партнёрство детского сада и семьи,
- активное участие родителей в воспитательном процессе;
- формирование у родителей потребности в самообразовании;
- обобщение лучшего опыта по поддержанию семейных традиций.
Анкетирование родителей показал, что большинство из них, знают задачи и требования по нравственному воспитанию детей данной возрастной группы; обращают внимание на предлагаемую наглядную информацию; поддерживают семейные традиции и хотят с ними познакомить других родителей.
Беседа с детьми выявила: большинство из них имеют представления о нравственном поведении человека и его позиции в обществе. Дошкольники знают, что в их семьях есть обычаи и традиции, но затрудняются о них рассказать.
Совместно с родителями был разработан план действий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с обычаями и традициями семей нашей группы:
месяц | тема | задачи | Описание традиции |
сентябрь | 1. Осенний семейный праздник
2. Выставка семейных поделок «Огородные чудеса»
|
-Знакомство с традицией обмена мнениями о прошедшем дне, трудовых и общественных делах, увиденном и услышанном за день семей Кати С. , Аркаши К., Иры Ф -способствовать формированию дружеских внутрисемейных отношений; -воспитывать умение договариваться, слышать друг друга; -развивать нравственные черты: терпение, милосердие, доброту. |
Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных; об увиденном и услышанном; о важных событиях. В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. |
октябрь | 1. Почитай мне, мама, сказку
2. Информационная брошюра от семей Вани В., Юры П. «Советуем почитать детям» |
-Знакомство с традицией семейного чтения (семьи Вани В., Риты Т., Юры П.); - способствовать формированию у дошкольников широты читательских интересов, избирательности и индивидуальности литературных пристрастий; - воспитывать желание читать книги, делиться полученной информацией; -развивать представления о добре и зле, правдивости и лжи и т.д. |
Сегодня дети стали недостаточно много читать. Очень жаль, что в современной России традиция семейного чтения практически утрачена. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. |
ноябрь | 1. Посмотрите все друзья, мы – спортивная семья.
2. Выставка семейных газет «Папа, мама, я - спортивная семья» |
-Знакомство с традицией коллективных семейных прогулок семей Кати Х., Егора К., Насти З.; - способствовать формированию навыков здорового образа жизни; - воспитывать привычку следить за своим здоровьем и здоровьем близких; - приобщать к физической культуре семьи воспитанников. |
В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные прогулки на велосипедах, на лыжах, совместные занятия спортом и т.д. Здесь важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку. |
декабрь | 1. Новый год стучится в дверь
2. Мастер-класс семьи Дениса Р. «Как украсить комнату» 3. Мастер-класс семьи Арины Б. «Подарок своими руками» |
-Знакомство с традицией отмечать события общенародного значения в семьях Дениса Р., Арины Б., Даниила Б.; - способствовать формированию умения организовывать культурный отдых семьи; -воспитывать желание самим делать подарки, поздравления и сюрпризы своим близким; -развивать чувство любви и уважения к родителям, родственникам. |
События общенародного значения - праздники, юбилеи, текущие важные события - касаются каждой семьи. Традиционно во всей нашей стране отмечают: Первое мая, День Защитника Отечества, День Победы и др. По-разному в семьях относятся к этим событиям: 1. дарят друг другу памятные подарки; 2. организуют коллективный культурный отдых и т.д. Хорошей всеобщей традицией стало поздравление с тем или иным праздником своих родственников, друзей, хороших знакомых. |
январь | 1. Очумелые ручки
2. Информационный стенд семей Насти З., Ани Б. «Как организовать досуг ребёнка» |
-Знакомство с традицией организации досуга в свободное от учёбы и работы время в семьях Насти Б., Ани Б., Насти З.; - способствовать формированию умения разумно использовать своё свободное время; - воспитывать желание оказывать посильную помощь в семье; - развивать чувство ответственности самоконтроля. |
В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои свободные часы и научить этому детей. В это время человек свободно выбирает те или иные занятия, или проводит время соответственно своим интересам и склонностям, своим духовным и физиологическим потребностям. Необходимо научить этому детей: установить и поддерживать правильный режим дня, распределить трудовые обязанности в семье, выполнять простые правила семейного и общечеловеческого общежития. |
февраль | 1. Именины.
2. Фоторепортаж семей Наташи Б., Жени Х., Андрея К. «В нашем доме – Именины» |
-Знакомство с народной традицией отмечания именин в семьях Наташи Б., Жени Х., Андрея К.; - способствовать формированию уважительного отношения к событиям семейного значения; -воспитывать корректное отношение к чужому имени; -развивать терпимость, понимание, доброжелательность. |
Традиционное оформление событий семейного значения, праздников и других играет очень важную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в обеспечении эффектности воспитания. Дети с интересом узнают значение своего имени, интересуются историей возникновения народной традиции – Именины, учатся уважительно относиться к чужому имени. |
март | 1. Мы за чаем не скучаем
2. Мастер-класс семьи Иры Ф. «Как красиво сервировать стол» |
-Знакомство с традицией вечернего чаепития в семьях Иры Ф., Ани Б., Кати С.; - способствовать формированию маленьких семейных традиций для укрепления семейного уклада; - формировать осознанное отношение к семейному очагу, к старшему поколению; - развивать чувство взаимной заботы, помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности и т.д. |
Как составная часть нравственно-эстетической культуры немаловажное значение имеют традиции общения и взаимоотношений в семье. Вечером, когда родители вернулись с работы, а дети из детского сада или школы, приятно посидеть за общим столом и поделиться со своими родными успехами или неудачами. С раннего детства ребёнок должен знать, что родные ему люди всегда придут ему на помощь, окружат заботой, поддержат, помогут и т.д. |
апрель | 1. Игротека
2. Родительский круглый стол «Семейные игры» (обмен мнениями между родителями, советы друг другу, игры) |
-Знакомство с традицией вечерних игр в семьях Вани В., Егора К., Аркаши К., - способствовать формированию и совершенствованию традиции совместных игр; - воспитывать чувство юмора; - развивать понимание необходимости правил и их выполнения. |
Для формирования эмоционального мира детей (да и взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры. Дети и родители, объединённые одной игрой, учатся радоваться чужой победе, с юмором реагировать на проигрыш. Совместные игры способствуют развитию эмоционально-насыщенного общения между детьми и взрослыми. |
май | 1. Ты цвети наш милый город
2. Мастер-класс семьи Кати С. «Как правильно вырастить рассаду» 3. Фоторепортаж семьи Насти З. «Цветочные фантазии» |
- Познакомить с традицией семей Кати С., Насти З. - озеленять двор у своего дома, - способствовать формированию понимания взаимозависимости человека и природы; - развивать желание беречь и защищать всё живое, что нас окружает; - воспитывать ответственность, бережное отношение к природе; |
Необходимо стремиться к тому, чтобы семейный досуг был активным, разнообразным, способствовал духовному росту и родителей, и детей. Интересно наблюдать, как растёт и развивается посаженный тобой саженец. Ухаживая за ним каждый день, ребёнок научится беречь и защищать всё живое. Малыш никогда не поднимет руку для того, чтобы просто так сорвать цветок или сломать ветку, обидеть животное. |
Проведенная работа оказала положительное влияние на развитие семейных традиций, в которых участвуют дети. Реализуемая нами форма взаимодействия детского сада и семьи – клуб выходного дня - оказалась наиболее эффективной для формирования у дошкольников навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. Клуб выходного дня позволил создать благоприятные условия на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, что способствовало активизации интереса семей воспитанников к возрождению семейных обычаев и традиций, развитию социально-нравственных качеств у дошкольников (доброта, взаимопомощь, сорадование, сопереживание, уважение, любовь к ближнему…), объединению коллектива родителей в решении воспитательно-образовательных задач.
По мнению родителей, возрождение семейных традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения и т.д. по отношению к своим родным, близким.
В нашей группе также сформировались маленькие традиции:
- раз в месяц мы собираемся за круглым столом и за чашечкой чая обсуждаем интересные для нас темы;
- родители, по очереди, находят высказывания известных людей, фразы народной мудрости о нравственном воспитании детей и знакомят с ними друг друга;
- в день своего рождения именинник целый день в центре внимания: для него мы водим хоровод, все вместе поднимаем виновника торжества на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет, говорим добрые пожелания, дарим подарки, сделанные своими руками;
- каждый понедельник ребята рассказывают об интересных событиях, произошедших с ними в выходные: прочитанная книга, увиденный мультфильм и т.д.;
- ещё одна замечательная традиция родилась весной: под девизом «Березке» (по названию детского сада) новый зеленый наряд!» родители и дети приносят рассаду цветов, саженцы кустов и деревьев. Все вместе мы украшаем территорию детского сада.
- Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Литература
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
- Учусь жить среди людей. Под ред.Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Пресс А», 2001.
- Шапошникова С.В. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, «Детство-Пресс» , 2001.
- Покровский Е.А. Детские игры, - СПб., 1994.
- Буре Р.С. Формирование нравственных качеств у детей в быту, - М., «Просвещение»
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию, - «ВАКО», 2008.
- Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет, - М., «Творческий центр», 2008.