Урок окружающего мира по теме "Деревья". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: 1.Познакомить с разнообразием деревьев Земли, учить узнавать деревья по силуэтам.
2. Развивать воображение, эмоциональную сферу, речь обучающихся.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, лесу, деревьям.

Оборудование: Презентация, костюмы – деревья.

Ход урока:

I. Приветствие.
Настрой. (Учащиеся приветствуют учителя и друг друга стоя, чтение стихотворения сопровождается показом).

Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

 Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг – природа!

(Слайды 1- 4)

II. Стадия вызова.

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево).
(Слайд 5).
Учитель. Широко раскинулся на карте нашей страны океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзовые рощи, темные ельники, светлые сосновые боры. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, - лес, наши деревья.
Сегодня мы будем говорить о наших зелёных друзьях – деревьях. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева. Нашу землю называют Зелёной планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? Это деревья, травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас: на Крайнем севере, в жаркой пустыне, высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. Итак, сегодня мы поговорим о деревьях.
Отправляемся с вами в путешествие на поезде «Зеленая стрела». Машинист готов. Пассажиры на месте.
В путь, друзья, скорей, вперед,
Много интересного в дороге нас ждёт.

 III. Стадия осмысления.
Первая станция «Угадай-ка».
(Слайд 6 – 12)
Мы поговорим о близких и родных нам обитателях наших лесов и парков. Попытаемся узнать их в загадках.

1. В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

2. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)

 3. Ветви над рекой наклонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).

 4. Осень дивная настанет, дивным дерево то станет:
Листья – звёзды яркие, золотые, жаркие. (Клен).

 5. Летом знойным зацветет –
Сразу пчёл к себе зовет.
Круглые листочки, светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа).

6. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина).

7. Что за дерево такое угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы, ну а ягоды вкусней? (Рябина).

8. Что за дерево растёт?
Снег в июне нам несёт.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь).

 Вторая станция «Каждое дерево интересно».
(Слайды 14-26)
На этой станции мы познакомимся с новыми, необычными деревьями. Слушайте внимательно.
Три – четыре ученика готовят выступление – сообщение о деревьях.

 1-е выступление «Секвойя – самое большое в мире дерево».
Самым массивным деревом, растущим на Земле, является секвойя – гигантская. Секвойя – это хвойное, вечнозеленое растение. Произрастает в Америке. По цвету, древесины секвойю называют «красным деревом». Высота этого дерева достигает 110-112 м, а диаметр ствола 6-11 м, максимальный возраст более 3,5 тысяч лет.
Секвойя обладает самой ценной древесиной. Лёгкая, плотная, не подверженная гниению древесина секвойи широко используется как строительный и столярный материал, идёт на изготовление мебели, шпал, телеграфных столбов, железнодорожных вагонов, бумаги, коробок, ящиков.
Из-за прекрасной древесины и быстрого роста, секвойю выращивают и как декоративное растение в садах и парках.

 2-е выступление «Баобаб – чудо-дерево».
Баобаб это одно из самых мистических растений, о котором ходит множество легенд, и все это неспроста, ведь это дерево, которое обеспечивает людей пищей, водой, убежищем и помогает от болезней. Баобабу преклоняются как символу изобилия. Это дерево, хотя и живёт 4-5 тысяч лет, не очень высокое – 18-25 метров. Зато толщина ствола просто удивительная – достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки. «Баобаб большой, - говорят африканцы, - но из него не разожжешь даже маленького костра». Как же так? Ведь из такого большого дерева можно заготовить столько дров! Только дрова эти окажутся бесполезными: древесина баобаба не горит.
Есть у него и другие особенности. Например, баобаб сбрасывает свои листья не зимой, а летом. Лето в Африке, где в саванне (степи) растёт баобаб, очень жаркое. А листья испаряют влагу. И баобаб, чтобы меньше терять влаги, в жару сбрасывает листья. А зимой, когда начинается период дождей, он снова покрывается листьями до 20 см в поперечнике, белыми цветками.
Дупла дерева используют для хранения зерна, а в засушливых районах – для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устаивают себе жилища. Иногда такая «комната» имеет площадь 20 кв. м. Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду волокон на поверхности земли.
Применение баобаба довольно широко. Большие деревья использовались людьми в течение многих столетий для различных целей, включая постройку зданий, тюрем, хранилищ, а так же в современное время для автобусных остановок. Листья богаты витамином С и кальцием, жители используют их как овощ.
Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с сочной сладковатой мякотью, - излюбленное лакомство обезьян. Из волокон коры этого удивительного дерева можно свить веревки, рыболовные сети, мешки и даже изготовить грубую ткань.
( 3-5 выступления дети готовят по материалам учебника «Окружающий мир» с. 56-60, часть II)
3-е выступление – «Дерево – символ России».
4-е выступление – сосна
5-е выступление – лиственница.

 3 станция – «Поэтическая».
(Слайды 27-30)
Учащиеся читают стихи о русском лесе, деревьях.
Деревья. И. Токмакова.

Яблонька.
Маленькая яблонька у меня в саду,
Белая, пребелая, вся стоит в цвету.
Я надела платьице с белою каймой.
Маленькая яблонька, подружись со мной.

Береза.
Если б дали березе расчёску,
Изменила б берёза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

Сосны.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.

Ива.
Возле речки у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?

Ели.
Ели на опушке – до небес макушки –
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата – елочки, тонкие иголочки –
У лесных ворот водят хоровод.

Осинка.
Зябнет осинка, дрожит на ветру.
Стынет на солнышке, мерзнет в жару…
Дайте осинке пальто и ботинки –
Надо погреться бедной осинке.

Дуб.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый, значит закаленный.

Рябина.
Красненькую ягодку мне дала рябина.
Думала, что сладкая, а она – как хина.
То ли эта ягодка просто недозрела,
Толь рябина хитрая подшутить хотела?

 4 станция – сказочная «Надо жить дружно».
(Слайды 31-32)
Дети разыгрывают сказку Г.С. Эрдели «Надо жить дружно».
Стихотворение, рассказ о дубе.
Жил-был высокий дуб – красивый, с большими ветвями, густой, зелёной листвой, радовал всех, кто проходил мимо. Под землёй росли его корни. Их никто не видел, но корни тоже были большие, мощные, глубоко они опускались в землю, широко раскинулись вокруг. Весной раскрывал дуб почки, росли листья, побеги, росли и корни. Листья выбирали из воздуха углекислый газ, с помощью солнечных лучей вырабатывали сахара, росли сами, выращивали своих деток – желудей. Часть сахаров передавали в корни, кормили их. А корни выбирали из земли воду, минеральные вещества, передавали листьям.
Хорошо, дружно жили листья и корни. Каждый занимался своим делом и помогал другому. Дерево росло и крепло. На зиму дуб засыпал, видел хорошие сны о тёплых летних днях, когда в его ветвях вили гнёзда птицы, около корней устраивали свои норы звери, росли грибы.
Но однажды проснулся дуб весной и думает: «Как я велик и красив, могуч! Любят меня птицы, звери и даже грибной царь – белый гриб! В жаркую погоду под моей тенью устраиваются люди, любуясь мною. Моя красота, моя сила – ветви и листья. И обидно часть того, что создают листья, передавать корням. Мы так мало получаем от них питания, в двадцать раз меньше того, что производим сами!». Обрадовались листья: «Конечно, не надо кормить корни. Если мы будем все силы тратить только на себя, нас станет ещё больше, дерево будет ещё краше!». Напрасно корни убеждали: «Это правда, что мало питательных веществ даем мы вам из земли. Меньше, что вы выбираете из воздуха. Но они необходимы для вас. И если мы дадим вам только одно из этих веществ, вы не сможете расти. А потом, вспомните, сколько мы перекачиваем для вас из земли воды! Ведь вы испаряете, отдаете в воздух водяных паров каждый день больше, чем весите сами!». «Хорошо, - вздохнули корни. – Будьте независимы. Но и мы, голодные, не сможем и не будем работать на вас. Каждый будет жить сам по себе».
Так и получилось. Незаметно прошло лето, наступила осень. Опали листья у дуба, как и всегда, как и раньше. Не знаю, какие сны видел дуб суровой зимой. Но вот пришла весна. Зазеленел лес, наполнился птичьими голосами. Строят птицы гнёзда, готовятся выводить птенцов. Прилетели пернатые к своему дубу, где они всегда вили гнёзда, где был их дом. Но не узнали дерева. Стоит дуб без листьев, сухой: ещё зимой, когда ударили морозы, почки, в которых мало было запасено воды, - вымерзли. Погибли и корни, не получившие от листьев питания. Стоит теперь в лесу мёртвое дерево. Улетели от него птицы, обходят стороной звери. И даже поганки не растут около этого дуба.
О чем вас заставила задуматься эта сказка?

IV. Закрепление материала.( Проверка знаний учащихся).

 5 станция « Вопрос-ответ».
(Слайд 33)
Вопросы о пользе деревьев.
- Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Берёза.)
- Какие лесные жители едят жёлуди? (Кабан, медведь, лось, белка, бурундук.)
- Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик) А под осиной? ( Подосиновик).
- Кто из обитателей леса любит лакомиться семенами шишек? (Медведь, лось, белка, бурундук, дятел, клест)
- Какие деревья являются замечательными медоносами? (Липа, рябина, клен, яблоня, ива)
- Кто любит лакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц)
- Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка, бурундук)
- Какие блюда можно приготовить из лесных груш, яблок? (Варенье, компот, цукаты, сок, повидло).

 6 станция – «Угадай дерево».
(Слайд 34-44).
Учитель показывает силуэт дерева на слайдах , дети отгадывают. Появляется на слайде цветное изображение дерева.

 7 станция – «Деревья в пословицах, поговорках и народных приметах». (Слайд 45)
Во многих пословицах и поговорках русского народа упоминаются деревья. Послушайте эти пословицы и подумайте, почему так говорят.

 Нет рябины – и осень не сень.
Где вода, там и верба, а где верба, там и вода.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.
А над чем заставляют подумать такие народные приметы:
Когда лист с березы и дуба опал чисто, жди год урожайный.
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Когда черемуха цветет, всегда холод живёт.
Зацвела рябина – жди тепло.
Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима – морозная.

V. Итог урока
Дорогие ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие, наш поезд прибывает на станцию «Школа».
 Рефлексия
- Понравилось сегодня наше путешествие?
- Что особенно запомнилось?
(Слайд 46)
- Значение деревьев:

  • Дом для животных.
  • Дом для растений.
  • Лекарство и здоровье для человека.
  • Связь живой и неживой природы.
  • Чистый воздух.
  • Строительный материал.
  • Книги, газеты, журналы, бумага.

 Много интересного сегодня мы узнали
Тайны и секреты вместе открывали.

Прощание

Прозвенел звонок с урока,
Отдохнуть пришла пора,
Что узнали на уроке,
Не забудем никогда.