Цели: 1.Познакомить с разнообразием деревьев Земли, учить узнавать деревья по силуэтам.
2. Развивать воображение, эмоциональную сферу, речь обучающихся.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, лесу, деревьям.
Оборудование: Презентация, костюмы – деревья.
Ход урока:
I. Приветствие.
Настрой. (Учащиеся приветствуют учителя и друг друга стоя, чтение стихотворения сопровождается показом).
Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать!Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг – природа!
(Слайды 1- 4)
II. Стадия вызова.
Весной веселит, летом холодит,(Слайд 5).
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево).
Учитель. Широко раскинулся на карте нашей страны океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзовые рощи, темные ельники, светлые сосновые боры. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, - лес, наши деревья.
Сегодня мы будем говорить о наших зелёных друзьях – деревьях. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева. Нашу землю называют Зелёной планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? Это деревья, травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас: на Крайнем севере, в жаркой пустыне, высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. Итак, сегодня мы поговорим о деревьях.
Отправляемся с вами в путешествие на поезде «Зеленая стрела». Машинист готов. Пассажиры на месте.
В путь, друзья, скорей, вперед,
Много интересного в дороге нас ждёт.
III. Стадия осмысления.
Первая станция «Угадай-ка».
(Слайд 6 – 12)
Мы поговорим о близких и родных нам обитателях наших лесов и парков. Попытаемся узнать их в загадках.
1. В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)2. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)3. Ветви над рекой наклонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).4. Осень дивная настанет, дивным дерево то станет:
Листья – звёзды яркие, золотые, жаркие. (Клен).5. Летом знойным зацветет –
Сразу пчёл к себе зовет.
Круглые листочки, светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа).6. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина).7. Что за дерево такое угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы, ну а ягоды вкусней? (Рябина).8. Что за дерево растёт?
Снег в июне нам несёт.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь).
Вторая станция «Каждое дерево интересно».
(Слайды 14-26)
На этой станции мы познакомимся с новыми, необычными деревьями. Слушайте внимательно.
Три – четыре ученика готовят выступление – сообщение о деревьях.
1-е выступление «Секвойя – самое большое в мире дерево».
Самым массивным деревом, растущим на Земле, является секвойя – гигантская. Секвойя – это хвойное, вечнозеленое растение. Произрастает в Америке. По цвету, древесины секвойю называют «красным деревом». Высота этого дерева достигает 110-112 м, а диаметр ствола 6-11 м, максимальный возраст более 3,5 тысяч лет.
Секвойя обладает самой ценной древесиной. Лёгкая, плотная, не подверженная гниению древесина секвойи широко используется как строительный и столярный материал, идёт на изготовление мебели, шпал, телеграфных столбов, железнодорожных вагонов, бумаги, коробок, ящиков.
Из-за прекрасной древесины и быстрого роста, секвойю выращивают и как декоративное растение в садах и парках.
2-е выступление «Баобаб – чудо-дерево».
Баобаб это одно из самых мистических растений, о котором ходит множество легенд, и все это неспроста, ведь это дерево, которое обеспечивает людей пищей, водой, убежищем и помогает от болезней. Баобабу преклоняются как символу изобилия. Это дерево, хотя и живёт 4-5 тысяч лет, не очень высокое – 18-25 метров. Зато толщина ствола просто удивительная – достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки. «Баобаб большой, - говорят африканцы, - но из него не разожжешь даже маленького костра». Как же так? Ведь из такого большого дерева можно заготовить столько дров! Только дрова эти окажутся бесполезными: древесина баобаба не горит.
Есть у него и другие особенности. Например, баобаб сбрасывает свои листья не зимой, а летом. Лето в Африке, где в саванне (степи) растёт баобаб, очень жаркое. А листья испаряют влагу. И баобаб, чтобы меньше терять влаги, в жару сбрасывает листья. А зимой, когда начинается период дождей, он снова покрывается листьями до 20 см в поперечнике, белыми цветками.
Дупла дерева используют для хранения зерна, а в засушливых районах – для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устаивают себе жилища. Иногда такая «комната» имеет площадь 20 кв. м. Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду волокон на поверхности земли.
Применение баобаба довольно широко. Большие деревья использовались людьми в течение многих столетий для различных целей, включая постройку зданий, тюрем, хранилищ, а так же в современное время для автобусных остановок. Листья богаты витамином С и кальцием, жители используют их как овощ.
Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с сочной сладковатой мякотью, - излюбленное лакомство обезьян. Из волокон коры этого удивительного дерева можно свить веревки, рыболовные сети, мешки и даже изготовить грубую ткань.
( 3-5 выступления дети готовят по материалам учебника «Окружающий мир» с. 56-60, часть II)
3-е выступление – «Дерево – символ России».
4-е выступление – сосна
5-е выступление – лиственница.
3 станция – «Поэтическая».
(Слайды 27-30)
Учащиеся читают стихи о русском лесе, деревьях.
Деревья. И. Токмакова.
Яблонька.
Маленькая яблонька у меня в саду,
Белая, пребелая, вся стоит в цвету.
Я надела платьице с белою каймой.
Маленькая яблонька, подружись со мной.Береза.
Если б дали березе расчёску,
Изменила б берёза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.Сосны.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.Ива.
Возле речки у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?Ели.
Ели на опушке – до небес макушки –
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата – елочки, тонкие иголочки –
У лесных ворот водят хоровод.Осинка.
Зябнет осинка, дрожит на ветру.
Стынет на солнышке, мерзнет в жару…
Дайте осинке пальто и ботинки –
Надо погреться бедной осинке.Дуб.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый, значит закаленный.Рябина.
Красненькую ягодку мне дала рябина.
Думала, что сладкая, а она – как хина.
То ли эта ягодка просто недозрела,
Толь рябина хитрая подшутить хотела?
4 станция – сказочная «Надо жить дружно».
(Слайды 31-32)
Дети разыгрывают сказку Г.С. Эрдели «Надо жить дружно».
Стихотворение, рассказ о дубе.
Жил-был высокий дуб – красивый, с большими ветвями, густой, зелёной листвой, радовал всех, кто проходил мимо. Под землёй росли его корни. Их никто не видел, но корни тоже были большие, мощные, глубоко они опускались в землю, широко раскинулись вокруг. Весной раскрывал дуб почки, росли листья, побеги, росли и корни. Листья выбирали из воздуха углекислый газ, с помощью солнечных лучей вырабатывали сахара, росли сами, выращивали своих деток – желудей. Часть сахаров передавали в корни, кормили их. А корни выбирали из земли воду, минеральные вещества, передавали листьям.
Хорошо, дружно жили листья и корни. Каждый занимался своим делом и помогал другому. Дерево росло и крепло. На зиму дуб засыпал, видел хорошие сны о тёплых летних днях, когда в его ветвях вили гнёзда птицы, около корней устраивали свои норы звери, росли грибы.
Но однажды проснулся дуб весной и думает: «Как я велик и красив, могуч! Любят меня птицы, звери и даже грибной царь – белый гриб! В жаркую погоду под моей тенью устраиваются люди, любуясь мною. Моя красота, моя сила – ветви и листья. И обидно часть того, что создают листья, передавать корням. Мы так мало получаем от них питания, в двадцать раз меньше того, что производим сами!». Обрадовались листья: «Конечно, не надо кормить корни. Если мы будем все силы тратить только на себя, нас станет ещё больше, дерево будет ещё краше!». Напрасно корни убеждали: «Это правда, что мало питательных веществ даем мы вам из земли. Меньше, что вы выбираете из воздуха. Но они необходимы для вас. И если мы дадим вам только одно из этих веществ, вы не сможете расти. А потом, вспомните, сколько мы перекачиваем для вас из земли воды! Ведь вы испаряете, отдаете в воздух водяных паров каждый день больше, чем весите сами!». «Хорошо, - вздохнули корни. – Будьте независимы. Но и мы, голодные, не сможем и не будем работать на вас. Каждый будет жить сам по себе».
Так и получилось. Незаметно прошло лето, наступила осень. Опали листья у дуба, как и всегда, как и раньше. Не знаю, какие сны видел дуб суровой зимой. Но вот пришла весна. Зазеленел лес, наполнился птичьими голосами. Строят птицы гнёзда, готовятся выводить птенцов. Прилетели пернатые к своему дубу, где они всегда вили гнёзда, где был их дом. Но не узнали дерева. Стоит дуб без листьев, сухой: ещё зимой, когда ударили морозы, почки, в которых мало было запасено воды, - вымерзли. Погибли и корни, не получившие от листьев питания. Стоит теперь в лесу мёртвое дерево. Улетели от него птицы, обходят стороной звери. И даже поганки не растут около этого дуба.
О чем вас заставила задуматься эта сказка?
IV. Закрепление материала.( Проверка знаний учащихся).
5 станция « Вопрос-ответ».
(Слайд 33)
Вопросы о пользе деревьев.
- Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Берёза.)
- Какие лесные жители едят жёлуди? (Кабан, медведь, лось, белка, бурундук.)
- Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик) А под осиной? ( Подосиновик).
- Кто из обитателей леса любит лакомиться семенами шишек? (Медведь, лось, белка, бурундук, дятел, клест)
- Какие деревья являются замечательными медоносами? (Липа, рябина, клен, яблоня, ива)
- Кто любит лакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц)
- Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка, бурундук)
- Какие блюда можно приготовить из лесных груш, яблок? (Варенье, компот, цукаты, сок, повидло).
6 станция – «Угадай дерево».
(Слайд 34-44).
Учитель показывает силуэт дерева на слайдах , дети отгадывают. Появляется на слайде цветное изображение дерева.
7 станция – «Деревья в пословицах, поговорках и народных приметах». (Слайд 45)
Во многих пословицах и поговорках русского народа упоминаются деревья. Послушайте эти пословицы и подумайте, почему так говорят.
Нет рябины – и осень не сень.
Где вода, там и верба, а где верба, там и вода.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.
А над чем заставляют подумать такие народные приметы:
Когда лист с березы и дуба опал чисто, жди год урожайный.
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Когда черемуха цветет, всегда холод живёт.
Зацвела рябина – жди тепло.
Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима – морозная.
V. Итог урока
Дорогие ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие, наш поезд прибывает на станцию «Школа».
Рефлексия
- Понравилось сегодня наше путешествие?
- Что особенно запомнилось?
(Слайд 46)
- Значение деревьев:
- Дом для животных.
- Дом для растений.
- Лекарство и здоровье для человека.
- Связь живой и неживой природы.
- Чистый воздух.
- Строительный материал.
- Книги, газеты, журналы, бумага.
Много интересного сегодня мы узнали
Тайны и секреты вместе открывали.
Прощание
Прозвенел звонок с урока,
Отдохнуть пришла пора,
Что узнали на уроке,
Не забудем никогда.