Урок обучения грамоте в первом классе по теме "Знакомство с буквой М"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с буквой М, м, согласными звуками [м], [м,], развивать фонематический слух учащихся, речь, воспитание чувства сотоварищества, сплочённости, умения слушать друг друга.

Оборудование: пластилин, свеча, карточки с буквами, звуки-шапочки, предметные картинки, карточки со словами.

Организационный момент. Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро - солнцу и птицам!
-Доброе утро — улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Ритмическая часть.

Рецитация – движение по кругу.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.

Скороговорка. (Тихо – громко)
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел. (3 раза)
-Посмотрите, что вы видите на доске? (На магнитной доске помещены все изученные буквы.)
- Что вы умеете делать с этими буквами? (Писать, читать слоги, слова и предложения.)
- На какие две группы можно их разделить? (На гласные и согласные буквы.)
- Вылепите из пластилина (работа в парах), те, кто сидит на первом варианте, лепят печатные гласные буквы, то, кто сидит на втором варианте, - согласные буквы.
- Молодцы! Вы все хорошо усвоили внешний вид букв. А теперь настало время с ними поиграть.
- Давайте поиграем в игру«Назови слово с нужным звуком». Я буду называть слова с мягким согласным звуком, а вы – с твердым согласным звуком.
ми – му   ме – мэ   мя – ма   мю – мы   мё – мо

Чистоговорка:

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы- мы - прочитали мы.
Ми-ми-ми - поем ноту «ми».

Основная часть урока.
- Ребята, какой звук мы чаще всего произносили и слышали? ([м]).
- Хотите послушать сказку?
Свечка, свечечка зажгись,
Ярким светом загорись.

Сказка, в гости к нам явись.
Свечка зажигается, сказка начинается.

Сказка. (Учитель зажигает свечку.)
В некотором царстве, в некотором государстве, в высоких теремах жил-был царь. И было у него двое детей Маша и Миша.
Вот однажды Машу и Мишу похитила Баба-Яга. Унесла в своей ступе за семь морей, за семь полей. Погоревал царь, поохал, да делать нечего, смирился он с потерей милых детушек. Но дети узнали, что от Бабы-Яги можно сбежать, только надо разгадать ее загадки.
- Поможем Маше и Мише вернуться к царю-батюшке?
Старая бабка по двору шныряет
Чистоту соблюдает. (Метла.)
Летом гуляет – зимой отдыхает. (Медведь.)
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон.
Никто не приручает,
А на нас садится. (Муха.)
Отгадали загадки и бегом домой через семь морей, через семь полей к царю-батюшке. 
Сказка затихает, свечка потухает.
- Понравилась сказка? Какие чувства возникли, когда слушали сказку? Как звали детей в сказке? Какой звук живет в начале этих слов? В каких словах услышали этот звук?

Знакомство с буквой. Звуки [м], [м,] – согл., тв.,  мягк., глух. – обозначаются буквой М.

Вот качели –
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем!
- Построим эту букву.
Взявшись за руки,
Мы встали
И на М похожи стали.

Физкультминутка.

Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит.

Игра «Живые звуки».
- Ребята, отгадайте загадку:
Над рекой, поперек,
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (Мост.)
- Произнесите слово мост, выделяя каждый звук. (МММост, мОООст, моСССт, мосТТТ.)
- Сколько звуков в слове? (4 Вызываются 4 человека – они звуки. Надевают шапочки, берут свои звуки. Дети в это время работают индивидуально.)
- Наши звуки встали в ряд и сейчас заговорят. (Выходит каждый звук и рассказывает о себе).
- Сколько слогов в слове МОСТ? Какой это слог? Какой звук ударный?
- Все сказали, не забыли и на место поспешили.

Аналогично проводится работа со словом МЕЛ.
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
- Какой первый звук в словах МОСТ, МЕЛ? ([м], [м,])
- А кто знает, какой буквой обозначают звуки [м], [м,]? Найдите её в алфавите. Можете подставить в схему.
- Согласные звуки на письме обозначаются буквой М м. (Учитель показывает карточку с  буквой М м.)
- Ребята, у вас на столах плоды фасоли. Давайте выложим букву М из фасолинок.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
- Напечатаем в тетради букву Мм. Для чего нужна большая буква М?

Письмо буквы М.

- А теперь пора в тетрадь букву «эм» нам написать.
Я тетрадь свою открою и с наклоном положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Сяду прямо, не согнусь, за работу  я возьмусь.
(Написание строчной и заглавной буквы.)
- Написали аккуратно, всем в тетрадь смотреть приятно.

Чтение слов.

a) Нахождение слов в слове:
- Буква М очень хитрая, она спрятала слово в слове. Найдите слова, которые спрятались.
Смех                    метро                    масло                      мыло

б) Любит буква М хвастаться, я хочу быть первой. Подкралась она к словам и решила схитрить.

рука – мука
почка – мочка
роза – лоза

Чтение предложений.
Много слов знает буква М. А самое любимое ее слово, является столицей нашей страны. Какое это слово? (Москва.) Буква М знает много пословиц.
- Какая пословица спряталась среди слов?

МОСКВА –                   ГОРОДАМ
ВСЕМ                            МАТЬ
МИР                               КРЕМЛЬ

Москва – всем городам мать.
- Как понимаете эту пословицу?
О Москве.
Москва́ — столица Российской Федерации. Крупнейший по численности населения город России. Также является одним из крупнейших городов мира.
- Какие еще пословицы вы знаете?
Мало хотеть, надо уметь. Много снега – много хлеба, много воды – много травы.

Итог урока.
- Понравилось сегодня на уроке? Что понравилось, запомнилось? С какой буквой познакомились?

Прощание.

Прозвенел звонок с урока,
Поиграть пришла пора,
Что узнали на уроке –
Не забудем никогда.