Цели:
- Познакомить с предлогами через, сквозь, между; сформировать представление о смысловом значении предлогов и их схемой; закрепить навык употребления этих предлогов в экспрессивной речи;
- Развивать: умение дифференцировать предлоги на письме; навык анализа предложения с предлогом, фонематического анализа и синтеза, словарного запаса, внимание, мышление, память.
- Воспитать мотивацию к обучению, взаимовыручку.
Оборудование: схемы предлогов, карточки, картинки, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Наше занятие мы начнём с упражнений, которые развивают умственные способности.
1. «Колечко»
Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением. 8 раз
2. «Кулак—ребро—ладонь»
Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали её в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп. 8 раз
3. «Лезгинка»
Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп. 8 раз
4. «Зеркальное рисование»
Берём чистый лист бумаги, рисование зеркальное; рисунок симметричный; одновременно двумя руками – один предмет.
5. «Ухо - нос»
Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение. 4–5 раз
Игра: «Составь предложение».
Задание:
— Я кидаю мяч, и тот, кто его поймал, должен составить мне предложение с предлогами в, на, за.
— Всем понятно условие игры? Начинаем …
II. Сообщение новой темы занятия.
На доске картинка
—На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.
1. Задание: вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.
Лев прыгает через обруч. | Белка перепрыгнула через ветку. |
(появляется предлог через)
- Какой предлог помог составить нам предложение? (через)
- Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
- Обозначим его этой схемой.
2. Задание: составьте предложения с данными глаголами и предлогом через.
перепрыгнуть перешагнуть переехать перелететь |
через что? |
Заяц перепрыгнул через камень. Человек перешагнул через лужу. Машина переехала через мост. Птица перелетела через горы. |
Обратите внимание: что глаголы с приставкой ПЕРЕ – требуют предлога через.
На доске картинка
—На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.
1. Задание: вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.
Самолёт пролетел сквозь облака. | |
Сквозь стекло аквариума были видны рыбы. |
(появляется предлог сквозь)
- Какой предлог помог составить нам предложение? (сквозь)
- Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
- Обозначим его этой схемой.
2. Задание: составьте предложения с данными глаголами и предлогом сквозь.
пройти пробежать прошагать пролететь |
сквозь что-то? | Иголка прошла сквозь ткань. Волк пробежал сквозь дым. Человек прошагал сквозь метель. Птица пролетела сквозь листву дерева. |
Обратите внимание: что глаголы с приставкой ПРО – требуют предлога сквозь.
На доске картинка
—На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.
1. Задание: вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.
Между облаками проглядывало солнышко. | |
Между тучами сверкала молния. |
(появляется предлог между)
- Какой предлог помог составить нам предложение? (между)
- Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
- Обозначим его этой схемой.
Вывод:
С какими предлогами мы познакомились? Чему мы научились, составлять …
III. Физминутка.
Инструкция повторяй за мной.
Носом – вдох, в выдох – ртом. Дышим глубже… а потом Марш на месте, не спеша. Как погода хороша! Не боимся мы пороши – Ловим снег, хлопок в ладоши! Руки в стороны, по швам – Снега хватит нам и вам… |
Мы теперь метатели, Бьём по неприятелю! Размахнись рукой, бросок! Прямо в цель летит снежок! Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, Проложи другим дорогу. |
IV. Закрепление пройденного.
1. Работа по карточкам.
Задания: вставить предлог в предложение и записать его.
Девочка прыгает через скакалку.
Ребята перешли через ручей.
Сквозь туман виднелись горы.
Сквозь дым был виден дом.
Между домами было видно поле.
Между бабушкой и дедушкой шел мальчик.
V. Итог занятия.
- С какими предлогами мы познакомились?
- Чему научились? Что закрепили?