Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе "Поможем бабушке Федоре"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Расширять и систематизировать знания детей о посуде, ее назначении, материале, из которого она сделана. Закреплять умения согласовать прилагательные с существительными в роде, числе, и падеже, правильно употреблять предлоги на, под, в, около. Продолжать учить детей делить слова на слоги, определять позицию звуков в словах (начало, середина, конец). Упражнение в словообразовании (масленка, сахарница) Развивать темповую речь детей (быстрая, медленная), мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к посуде, аккуратность

Словарная работа: Активизировать в речи слова: посуда, столовая, чайная, глиняная, железная, стеклянная, деревянная. Уточнение словаря по теме.

Предварительная работа: Чтение произведения К. Чуковского “Федорино горе”, дидактическая игра “Разрезные картинки”, пальчиковой игры “Посуда”.Знакомство со свойствами железа, глины, стекла, дерева.

Индивидуальная работа: закрепление изолированного произнесения звука (ш) с Левой, Ваней.

Материал:

  • Демонстрационный: Чайная и столовая посуда (железная, деревянная, пластмассовая, фарфоровая), магнитофон.
  • Раздаточный: карточки с изображением посуды с недостающими элементами, осколочно-разрезная игра “Собери целое” (посуда), цветные и простые карандаши

Методические приемы: игровая мотивация, загадки-описания, пальчиковая игра, дидактическая игра “Составь целое”, художественное слово, поощрение, объяснение выполнения задания, указания, индивидуальная помощь.

Ход занятия

Под тревожную музыку в группу вбегает растрепанная Федора в грязном фартуке, плачет.

Воспитатель: Бабушка, что случилось, почему вы плачете?

Федора (сквозь слезы): От меня убежала… (Всхлипывает, не может сказать, жестами и мимикой изображает ложку, чашку, кастрюлю).

Воспитатель: Ребята, что убежало от бабушки?

Дети отгадывают, называют. Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?

Дети: Это бабушка Федора из сказки Корнея Чуковского “Федорино горе”.

Федора: Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки, блюдца, кастрюли, одним словом...

Дети: Посуда.

Воспитатель: А какую посуду вы еще знаете? (Дети отвечают.)

– А для чего она нужна? (Дети отвечают.)

– А можно ли прожить без посуды?

Федора: Дети, помогите мне вернуть посуду.

Дети идут искать посуду.

Воспитатель:

Вот и блюдца, блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся.
На стаканы – дзынь! –
Натыкаются,
И стаканы – дзынь! –
Разбиваются.

Федора: Вот моя посуда!

Дети находят картинки: чашку без ручки, чайник без донышка и т.д. (У каждого ребенка разбитая посуда).

Дети: Мы нашли посуду!

Воспитатель: Где нашел стакан? (На столе) Где лежало блюдце? (Под стулом)

Воспитатель: А посуда-то разбита. Без чего чайник?

Дети: Чайник без носика.

Каждый ребенок называет свою картинку.

Воспитатель: Чем же мы можем помочь Федоре? (Давайте отремонтируем.)

Дети садятся за столы и дорисовывают карандашом недостающие части, отдают рисунки Федоре, идут дальше.
Федора предлагает детям определить в словах позицию звука в слове.

Воспитатель:

Вот фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются.
Ой, дзынь-ля-ля! Опять разбились!

Проводится дидактическая игра “Разрезные картинки”. Дети из “осколков” собирают посуду.

Воспитатель: Как много посуды разбилось! Из чего же она была сделана?

Дети: Из стекла, глины, фарфора.

Воспитатель: Посуда вернется к Федоре, если вы правильно скажете, какая она.

Стакан из стекла, какой? (стеклянный) и др.

Федора предлагает детям разделить слова на слоги. Ребенок отвечает и кладет конверт в корзинку.

Федора: А где остальная посуда?

Нам дорогу укажет змейка. Вот она поет свою песенку: “Ш – ш – ш”.

Посуда спряталась в траве, но мы ее видим. Дети находят в траве посуду: кастрюлю, сковороду, дуршлаг и др.

Федора: А почему она не разбилась?

Дети: Она железная и деревянная.

Воспитатель: Какую железную и деревянную посуду вы знаете? Может ли быть кастрюля стеклянной, деревянной? Почему?

Федора: Ребята, помогите мне красиво расставить посуду на полочке. Так, чтобы отдельно стояли столовая посуда и чайная.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Посуда чистая, целая. Нужно за ней ухаживать.

Федора благодарит всех.

Уж не буду, уж не буду,
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!