Цель: выяснить, как кадровая проблема отражалась на выполнении производственных планов строителей.
Задачи:
1. Учебные:
- выяснить, были ли обеспечены стройки рабочей силой, были ли эти показатели неизменными на протяжении восстановительного процесса;
- установить, на каком уровне находилась трудовая дисциплина, какие факторы влияли на нее и, какими методами трудовая поддерживалась дисциплина на стройках;
- определить, насколько квалифицированной была рабочая сила на стройках и, какими методами повышалась рабочая квалификация.
2. Развитие умений и навыков:
- проведение анализа исторических источников;
- составление диаграмм;
- сопоставление информации из разных источников;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- развитие коммуникативных способностей
3. Воспитательные:
- формирование ответственного отношения к труду, ответственному отношению к своим обязанностям;
Ход занятия
Учитель: после окончания Сталинградской битвы город лежал в развалинах. За короткий срок необходимо было восстановить жилищно-коммунальное хозяйство, заводы и фабрики, объекты социально-культурной сферы города. Задача грандиозная! Не удивительно, что строитель становится самой востребованной и почетной профессией в городе. Как писал П.Ульев, корреспондент газеты “Сталинградская правда” : “От того, как работают строители, насколько они дисциплинированы зависели сроки и качество выполнения работ”.
Учитель определяет цель и задачи занятия.
Работа осуществляется в группах.
1-я группа выясняет, насколько стройки Сталинграда были обеспечены рабочими, как это отражалось на выполнении производственных заданий. По материалам таблиц 1 и 2 составляются графики. (Приложение 1).
Вопросы для обсуждения:
- Когда проблема обеспеченности строек кадрами была решена?
- Почему в 1943-1945 гг. кадровая проблема была наиболее острой?
- Чем объяснить большое количество женщин на стройках?
- Какие факторы приводили к большой текучести кадров? Почему текучесть среди молодых рабочих была особенно значительной?
- Как отражалась кадровая проблема на выполнении производственных планов?
2-я группа устанавливает пути решения кадровой проблемы. (Приложение 2).
Вопросы для обсуждения:
- Какой контингент привлекался на работу по восстановлению Сталинграда? Насколько он был готов к труду?
- Какие проблемы возникали в ходе мобилизации и вербовки граждан на стройки Сталинграда?
- Какое участие приняли комсомольцы и молодежь в восстановлении города?
3 группа выясняет уровень квалификации рабочих сталинградских строек. (Приложение 3).
Вопросы для обсуждения:
- Насколько квалифицированной была рабочая сила на стройках?
- Как решался вопрос с обучением строительным специальностям?
- Какие факторы препятствовали успешному обучению рабочих?
4-я группа выясняет, на каком уровне находилась трудовая дисциплина на стройках Сталинграда. (Приложение 4).
Вопросы для обсуждения:
- Когда уровень дезертирства вырос?
- Чем были вызваны прогулы и опоздания рабочих?
- Какими методами укреплялась трудовая дисциплина? Какой из них, по-вашему, является наиболее эффективным?
- Как нарушения трудовой дисциплины влияли на процесс строительства?
В конце занятия учащиеся формулируют выводы, которые могут быть следующими:
- Кадровая проблема имела многоаспектный характер (нехватка рабочих, а также квалифицированных строителей, трудовая дисциплина и др.);
- Между кадровой проблемой и выполнением планов восстановления есть прямая зависимость.