Цели и задачи:
- Познакомить с процессом изготовления “засушенных” одуванчиков.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Дать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать.
Методы и приемы:
- Беседа, рассказ, отгадывание загадок, диалог, чтение стихотворений, слушание музыки.
- Наблюдение.
- Показ образцов.
- Практическая работа.
Оборудование:
- Одуванчики с белыми бутонами.
- Лак для волос (использует только учитель, в другом, хорошо проветриваемом помещении.).
- Тонкая медная проволока.
- Цветная бумага, клей, ножницы.
- Загадки об одуванчике.
- Стихи С.Я. Маршака, Е. Благининой, японское трехстишье хокку.
- Альбом П.И. Чайковского “Времена года”.
Подготовительная работа:
Во время прогулки понаблюдать за тем, как изменяется цветок одуванчика.
Порядок работы:
1. Отгадывание загадок:
Горел в траве росистой
Фонарик золотой,
Потом померк, потух
И превратился в пух.Держит девочка в руке
Облачко на стебельке,
Стоит дунуть на него –
И не будет ничего.Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
2. Беседа:
- По каким признакам отгадали загадки?
- Почему цветок так называется?
- Это культурное или дикорастущее растение?
- Оно занесено в “Красную книгу”?
- Как нужно сорвать цветок, чтобы не нанести ему вред?
3. Практическая работа:
1. Нарвать одуванчики с белыми бутонами (рис. 1).
Рис. 1
В стебель вставить проволоку, проткнув цветок (рис. 2).
Рис. 2
Как вы думаете, почему мы взяли медную проволоку?
Повесить “вниз цветком”
Каждый раскрывшийся цветок побрызгать лаком для волос (рис. 3).
Рис. 3
Вырезать из бумаги прямоугольник. Сложить его “гармошкой”, придать форму вазы (рис. 4).
Рис. 4
На зеленый лист бумаги приклеить вазу, вставить в нее одуванчики (рис. 5).
Рис. 5
4. Подведение итогов:
- Чтение стихов об одуванчике по желанию детей.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
День придет – нарядится
В беленькое платьице.Пришел июнь.
“Июнь! Июнь! –
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
С.Я.МаршакКак прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?Ты растешь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.И гуляет ветер душистый
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
...Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня.
Е.БлагининаОдинокий желтый одуванчик в поле,
Не знал забот; потом стал белым и легким –
Теперь боится ветра, что может его погубить.
Японское трехстишиеОдуванчик серебристый,
Как чудесно создан он:
Круглый-круглый и пушистый,
Солнцем теплым напоен.На своей высокой ножке
Подымаясь в синеве,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.
Л.Квитко
- Прослушивание произведений П.И. Чайковского “Времена года”.