Программное содержание.
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
– закрепить знания детей о том, что отдых необходим для сохранения здоровья;
– продолжать работу над формированием представлений детей о способах передвижения;
– ввести в активный словарь детей понятия “активный отдых” (путешествия, подвижные игры и т.д.); пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный туризм.
2. Задачи на развитие математических способностей:
– познакомить детей с образованием и записью числа 11;
– продолжать знакомить с новой счетной единицей – десятком;
– выкладывать цифру 11 из счетных палочек;
– формировать представление детей о последовательности дней недели, продолжать учить пользоваться условным обозначением;
– закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших, умение работать в паре;
– продолжать ориентироваться на листе в клетку;
– развивать логическое мышление;
– учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
– формировать навык самоконтроля и самооценки.
3. Задачи по обучению детей грамоте:
– совершенствовать слуховое восприятие детей посредством названия слов с заданными звуками;
– продолжать учить делить слова на слоги.
4. Воспитательные задачи:
– воспитывать умение работать в паре, развивать чувство взаимопомощи.
Оборудование. Шкатулка, ключ.
Демонстрационный материал. Карточки – число 10; состав числа 11; картинка с изображением логического ряда; карты – схемы для физминутки; письмо; приглашение; карта, где спрятан клад.
Раздаточный материал. Счетные палочки, карточки к логическому ряду, карточки с цифрами и домики, игра “Собери недельку”, тетради, ручки, карточки для самоанализа.
Предварительная работа. Беседа на тему “Я на солнышке лежу…”, рассматривание иллюстраций с изображением туристов, различных видов транспорта, предметов, необходимых для отдыха, туристические походы в лес, знакомство с дядюшкой АУ.
Ход занятия
На столе шкатулка, на ней конверт с письмом.
– Ребята, как вы думаете, от кого может придти письмо? (От дядюшки АУ)
Ну, конечно, от него от дядюшки АУ.
Оно адресовано вам.
Можно прочитать?
“ Здравствуйте, мои юные друзья!
Вот и начался третий месяц зимы.
– Как его называют? (Февраль)
– А какие зимние месяцы уже прошли? (Декабрь, январь)
Ребята! Я хорошо помню о своем приглашении в зимний лес и спрятанном для вас кладе. Но приглашение и карта лежат в сундучке, и получить их вы сможете, тогда когда я проверю ваши знания и умения. Для этого вам необходимо уметь хорошо считать, произносить звуки, составлять число, называть дни недели, отгадывать математические загадки, ориентироваться на листе бумаги, быть дружными при выполнении моих заданий.
Успехов вам желаю. Ваш дядюшка АУ”.
– Для чего нас дядюшка АУ приглашает в лес? (Чтобы отдохнуть и найти клад)
– Каким может быть отдых? (“Активным”, “пассивным”)
– А какой отдых у нас будет в лесу? (“Активный”)
– Почему вы так думаете? (Игры, развлечения, преодоление препятствий)
– Дети вы хотите отправиться в путешествие?
Для того чтобы нам отправиться в путешествие в зимний лес надо выполнить все задания дядюшки АУ. Вы готовы?
Задание 1. “Посчитаем рюкзаки”
– Что вы берете всегда с собой, когда отправляетесь в путешествие в лес? (Рюкзаки)
Дети, вас 10 человек.
– Сколько нам надо взять рюкзаков? (10)
– Сколько у нас рюкзаков? (10)
– Сколько это десятков? (Один десяток)
– 10 рюкзаков по другому можно назвать как? (Один десяток рюкзаков)
– Ребята, а вы возьмете меня с собой? (Да)
Я тоже возьму рюкзак.
– Давайте, посчитаем, сколько у нас стало рюкзаков? (11)
Всего одиннадцать рюкзаков.
– Как мы получили число 11?
Число 11 получается, если к 10 прибавить 1.
Или 11 = 1 дес. + 1 ед.
Одиннадцать записывается двумя цифрами “один” 11.
Первая цифра – это количество десятков, вторая цифра – это количество единиц.
Выложите цифру 11 из счетных палочек (6 палочек)
Задание 2. “Собираем рюкзаки”
На доске развешаны картинки с изображением продуктов питания .
Нужно положить в рюкзак продукты, в названиях которых есть твердые звуки х, с.
(хлеб, сок, сыр, сахар, соль, сухари, сушки, чипсы)
Задание 3. “Поиск автомобиля”
– Какие способы передвижения вы знаете? (Пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, конный, автомоторный, шлюпочный, парусный.)
– На чем бы вы хотели отправиться в путешествие в лес? (На автобусе)
– Значит это какой способ передвижения? (Автомоторный)
– Давайте определим, на каком из автобусов мы отправимся в лес.
Обратите внимание на форму кабины, окон. (Кабина прямоугольной формы, окна квадратные)
– Кто нас везет? (Шофер, водитель)
– Разделите это слово на слоги (при помощи хлопков).
– Сколько слогов?
– Назовите 1 слог? 2 слог?..
Физминутка.
А чтобы нам было веселей ехать, давайте поиграем в игру “Выполни фигуру”. Под музыку вы выполняете любые движения, но как только музыка останавливается. Вы остаетесь в той позе. какую я покажу на карточке.
Задание 4. “Собери недельку”
– Сколько всего дней в неделе?
– Назовите все дни по порядку.
– Как называется второй день недели? Каким цветом его обозначаем?
– Что больше семь дней или неделя?
Задание 5. “Засели числа в домик”
– Дети, дядюшка АУ хочет проверить, как вы умеете считать до 10 и составлять число 10 из двух меньших.
– Назовите все варианты состава числа 10:
10 – это 1 и 9 и т.д.
Задание 6. “Реши задачку”
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?
Задание 7. “Нарисуй ключик” (графический диктант)
3 клеточки вверх 5 клеточек вправо 3 клеточки вниз 2 клеточки влево 4 клеточки вниз 3 клеточки влево |
1 клеточка вверх 1 клеточка вправо 1 клеточка вверх 1 клеточка вправо 2 клеточки вверх 2 клеточки влево. |
– Дети, что у вас получилось? (Ключик)
Этим ключиком мы можем открыть шкатулку.
– Ребята здесь в шкатулке лежат какие-то конверты с картинками.
Дядюшка АУ хочет услышать как вы, выполнив все его задания, оцените себя.
Теперь, мы можем взять в шкатулке приглашение и карту.
Что ж, желаю ребятам
Клад мой быстро отыскать
И на лыжах покататься,
И выносливыми стать!
Удачной дороги. До встречи в лесу! Друг лесов и детей – Ваш дядя АУ!