Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления младших школьников. А работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В связи с этим и в рамках реализации программы “образование” учителя начальных классов работают над проектом – создание клуба “Юные эрудиты”, основными направлениями которого являются: интеллектуальная; творческая; художественно-эстетическая; проектная деятельности. При этом формы работы с одаренными детьми определены следующие: кружковые внеклассные занятия, семинары, тренинги, интеллектуальные игры, научные конференции, творческие мастерские, проектная деятельность, конкурсы, выставки, фестивали, индивидуальные и групповые консультации, “Круглые столы”.
При разработке программы клуба “Югорские эрудиты” были учтены:
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– определены цели и задачи.
Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства, выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми, объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству, пополнение информационного банка данных по направлению “Одаренные дети”.
Задачи:
– организовать и провести конкурс “Самый умный ученик школы”;
– подготовить победителей к участию в школьном и городском фестивалях “Ученик
года”;
– организовать и провести конкурсы “Волшебные краски” и “Родник русской поэзии”,
кружковые внеклассные занятия “Одиссея разума” и “Волшебный круиз маленького
академика”, направленные на развитие творческих способностей учащихся;
– провести предметные недели (Недели Науки) и подготовить детей к участию в
научно-практической конференции “Эврика”, фестивалях “Грани познания” и
“Открытие”
– создать банк данных творческих и исследовательских работ учащихся;
– определить результативность работы клуба и перспективные планы на будущее.
Разработана стратегия работы клуба:
I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.
II этап – диагностический (1–4 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
III этап – создание клуба и этап формирования, углубления и развития творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.
Ожидаемые результаты.
– Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей
учащихся.
– Создание условий для развития и реализации творческих,
учебно-исследовательских способностей учащихся.
– Пополнение информационного банка данных по направлению “Одаренные дети”.
План работы клуба “Югорские эрудиты”
Приложение. Презентация.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Организация и проведение
конкурса “Самый умный ученик начальной школы” – “УМКА” (умный,
коммуникативный, активный)
|
В течение года (ежемесячно) | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
2 | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или успешных в определенных видах деятельности | Сентябрь – Октябрь | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
3 | Подготовка победителей конкурса “Самый умный ученик школы” к участию в школьном и городском конкурсах “Ученик года” | Сентябрь – Апрель | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
4 | Организация и проведение
конкурса рисунков “Волшебные краски”” и конкурса чтецов “Родник русской
поэзии” по теме: “Золотая осень”. Творческая мастерская. Создание творческого проекта. “Народные праздники и игры осенью” |
Октябрь | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
5 | Организация и проведение семинара для учителей города по вопросам подготовки учащихся к городскому фестивалю-конкурсу “Ученик года” | Октябрь | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
6 | Организация и проведение
конкурса рисунков “Волшебные краски”” и конкурса чтецов “Родник русской
поэзии” по теме: “Зимние забавы” Творческая мастерская. Создание творческого проекта. “Народные праздники и игры зимой” |
Декабрь | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
7 | Организация и проведение школьного конкурса “Ученик года” | Февраль | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
8 | Организация и проведение
конкурса рисунков “Волшебные краски”” и конкурса чтецов “Родник русской
поэзии” по теме: “Весенняя капель” Творческая мастерская. Создание творческого проекта. “Народные праздники и игры весной” |
Март | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
9 | Организация и проведение городского конкурса “Ученик года” | Апрель | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
10 | Организации и проведение внеклассных занятий (кружок “Одиссея разума” и факультатив “Волшебный круиз маленького академика”) направленных на развитие творческих способностей учащихся | В течение года (еженедельно) | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
12 | Проведение предметных недель с
активным участием одаренных учащихся Проведение Недели Науки |
В течение года (ежемесячно) | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
13 | Выявление одаренных детей, способных к научно-исследовательской работе по результатам предметных недель | Сентябрь | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
14 | Подготовка одаренных детей к участию в научно-практической конференции “Эврика” и фестивалях “Грани познания” и “Открытие” | В течение года | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
15 | Участие в школьной научно-практической конференции “Эврика” и фестивалях “Грани познания” и “Открытие” | Март | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
16 | Создание банка данных творческих и исследовательских работ учащихся | Апрель | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |
17 | Подведение итогов работы клуба. Определение результативности и перспективных планов на будущее. |
Май | – руководитель клуба “Югорские
эрудиты”; – учителя начальных классов |