Работа с одаренными детьми. Клуб "Югорские эрудиты"

Разделы: Начальная школа


Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления младших школьников. А работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В связи с этим и в рамках реализации программы “образование” учителя начальных классов работают над проектом – создание клуба “Юные эрудиты”, основными направлениями которого являются: интеллектуальная; творческая; художественно-эстетическая; проектная деятельности. При этом формы работы с одаренными детьми определены следующие: кружковые внеклассные занятия, семинары, тренинги, интеллектуальные игры, научные конференции, творческие мастерские, проектная деятельность, конкурсы, выставки, фестивали, индивидуальные и групповые консультации, “Круглые столы”.

При разработке программы клуба “Югорские эрудиты” были учтены:

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– определены цели и задачи.

Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства, выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми, объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству, пополнение информационного банка данных по направлению “Одаренные дети”.

Задачи:

– организовать и провести конкурс “Самый умный ученик школы”;
– подготовить победителей к участию в школьном и городском фестивалях “Ученик года”;
– организовать и провести конкурсы “Волшебные краски” и “Родник русской поэзии”, кружковые внеклассные занятия “Одиссея разума” и “Волшебный круиз маленького академика”, направленные на развитие творческих способностей учащихся;
– провести предметные недели (Недели Науки) и подготовить детей к участию в научно-практической конференции “Эврика”, фестивалях “Грани познания” и “Открытие”
– создать банк данных творческих и исследовательских работ учащихся;
– определить результативность работы клуба и перспективные планы на будущее.

Разработана стратегия работы клуба:

I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.

II этап – диагностический (1–4 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

III этап – создание клуба и этап формирования, углубления и развития творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.

Ожидаемые результаты.

– Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
– Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.
– Пополнение информационного банка данных по направлению “Одаренные дети”. 

План работы клуба “Югорские эрудиты”

Приложение. Презентация.

Мероприятия Сроки Ответственные
1 Организация и проведение конкурса “Самый умный ученик начальной школы” – “УМКА” (умный, коммуникативный, активный)


Рис. 1

В течение года (ежемесячно) – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
2 Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или успешных в определенных видах деятельности Сентябрь – Октябрь – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
3 Подготовка победителей конкурса “Самый умный ученик школы” к участию в школьном и городском конкурсах “Ученик года” Сентябрь – Апрель – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
4 Организация и проведение конкурса рисунков “Волшебные краски”” и конкурса чтецов “Родник русской поэзии” по теме: “Золотая осень”.
Творческая мастерская.
Создание творческого проекта.
“Народные праздники и игры осенью”
Октябрь – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
5 Организация и проведение семинара для учителей города по вопросам подготовки учащихся к городскому фестивалю-конкурсу “Ученик года” Октябрь – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
6 Организация и проведение конкурса рисунков “Волшебные краски”” и конкурса чтецов “Родник русской поэзии” по теме: “Зимние забавы”
Творческая мастерская.
Создание творческого проекта.
“Народные праздники и игры зимой”
Декабрь – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
7 Организация и проведение школьного конкурса “Ученик года” Февраль – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
8 Организация и проведение конкурса рисунков “Волшебные краски”” и конкурса чтецов “Родник русской поэзии” по теме: “Весенняя капель”
Творческая мастерская.
Создание творческого проекта.
“Народные праздники и игры весной”
Март – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
9 Организация и проведение городского конкурса “Ученик года” Апрель – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
10 Организации и проведение внеклассных занятий (кружок “Одиссея разума” и факультатив “Волшебный круиз маленького академика”) направленных на развитие творческих способностей учащихся В течение года (еженедельно) – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
12 Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся
Проведение Недели Науки
В течение года (ежемесячно) – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
13 Выявление одаренных детей, способных к научно-исследовательской работе по результатам предметных недель Сентябрь – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
14 Подготовка одаренных детей к участию в научно-практической конференции “Эврика” и фестивалях “Грани познания” и “Открытие” В течение года – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
15 Участие в школьной научно-практической конференции “Эврика” и фестивалях “Грани познания” и “Открытие” Март – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
16 Создание банка данных творческих и исследовательских работ учащихся Апрель – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов
17 Подведение итогов работы клуба.
Определение результативности и перспективных планов на будущее.
Май – руководитель клуба “Югорские эрудиты”;
– учителя начальных классов

Приложение 1