Участники: 3 лучших “математика” от каждого взвода.
Обеспечение мероприятия
- Карточки для жеребьевки
- Три стола для команд,
- Три скатерти трех цветов.
- Три настольные лампы,
- Секундомер для хронометража.
- Большой ватман для экрана.
- Экран для проектирования заданий.
- Мультимедиа-проектор.
- Ноутбук.
- Удлинители.
- Аппаратура с микрофоном и колонками.
- Листы А-4 – 20 шт.
- Ручки или карандаши – 20 шт.
- Видеокамера.
- Фотоаппарат.
План проведения:
- Создание команд.
- Объяснение условий “Брейн-Ринга”.
- Представление пресс-служба.
- Проведение 1 тура
- Игра с болельщиками.
- Проведение 2 тура
- Игра с болельщиками “Математические афоризмы”
- Игра с болельщиками.
- Проведение 3 тура
- Подведение итогов.
Ход проведения
Стулья в рекреации ставятся полукругом, создавая небольшую авансцену, которая находится между 204 и 205 кабинетами.
На стене название брейн-ринга “От Пифагора до XXI века”, экран (все задания с соответствующими слайдами “Брейн-Ринга” последовательно проектируются на экран, используется файл <Приложение>).
В центре авансцены три стола с красной, синей и белой скатертями и с шестью стульями. В центре столов – настольные лампы, листы бумаги и карандаши.
14.45 – звучат мелодии.
Участники и болельщики собираются в зале.
15.00 – звучат позывные.
Ведущий: Добрый день, юные математики! Здравствуйте, дорогие болельщики!
Сегодня мы заканчиваем математическую неделю. И ее итогом будет необычная игра под названием “Брейн-Ринге”.
И участвовать в ней будут лучшие математики нашего корпуса. Это:…
Оглашаются по 3 кадета от каждого взвода.
Представители взводов подходят к столу выбирают по жребию команду и садятся за свой стол.
Ведущий:
Вы, наверное, заметили три стола разного цвета. Это не случайно, потому что в нашем “Брейн-Ринге” примут участие всего лишь три команды: красная, синяя и белая. И эти команды уже за своими столами.
Я прошу выбрать в каждой команде капитана. Время на выборы – 30 секунд.
Участники команд выбирают капитана команды.
Ведущий:
Теперь послушайте условия нашей игры:
- “Брейн-Ринг” будет проходить в три тура.
- В ходе каждого тура командам я называю вопросы и даю задания.
- Каждая команда должна за одну минуту посовещаться и дать ответ.
- Как только команда находит ответ, капитан нажимаем выключатель настольной лампы.
- Нажать выключатель настольной лампы можно только после команды хронометриста “Время!”.
- Та команда, которая включила лампу первой, первой и отвечает.
- Если ответ неверный, то эта команда теряет свое право на обсуждение вопроса и отвечает та команда, которая включила лампу второй.
- За правильный ответ команда получает три балла.
На нашем “Брейн-Ринге” будет работать пресс-служба. Это:
- секретарь Заводкина Екатерина, которая будет вести экран соревнования;
- хронометрист Алдонин Владимир, он будет следить за временем выполнения заданий;
- звукооператор Гагуев Александр,
- видео-оператор Бикмаев Илья,
- фото-оператор Фокин Виталий,
- видео-ассистент Джинчарадзе Александр.
Итак, я объявляю первый тур брейн-ринга.
Первый тур “Брейн-Ринга”
Задание первое: (<Приложение>, слайд 1)
В одном кадетском корпусе уроки математики, истории и литературы ведут три учителя: Иванов, Петров и Сидоров. Кто из них какой предмет ведет? Известно, что все трое: Петров, учитель математики и Сидоров выходят из школы домой вместе. Учитель истории младше учителя математики, но не Петров.
Хронометрист дает команду “Время пошло”, и засекает время и порядок зажигания ламп.
Ответы команд. Подведение итогов на экране.
Задание второе: (слайд 2)
425; (42) 12; 433
Найти отношение наибольшего и наименьшего из чисел.
Задание третье: (слайд 3)
Это слово имеет латинское происхождение, означающее “лен”, “льняная нить”, “шнур”, “веревка”. Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас.
Задание четвертое: (слайд 4)
Рис. 1
– Сколько на чертеже различных треугольников?
Задание пятое: (слайд 5)
В школе Пифагора половина учеников изучают математику, четверть – музыку, седьмая часть пребывает в молчании. Кроме того, есть три девы. Сколько учеников посещают школу Пифагора?
Ведущий: Пока подводятся итоги первого тура, мы объявляем математическую паузу для болельщиков.
– Послушайте необычное стихотворение.
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь “о” ты вставишь, зная как, и я – географическая точка.Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти,
Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать.И дурацкий вопрос: Большой, зеленый, живет под землей и питается камнями. Кто же это?
Ведущий: И так, подведем итоги первого тура.
– Оглашаются итоги. Звучит сигнал к началу второго тура.
Второй тур “Брейн-Ринга”
Ведущий: Объявляется второй тур “Брейн-Ринга”.
Задание первое: (слайд 6) Приложение
В темной комнате стоит шкаф, в ящиках которого лежат двадцать четыре красных и двадцать четыре синих кадетских носка, хозяева которых так и не объявились. Сколько носков нужно взять, чтобы из них заведомо можно было составить, по крайней мере, одну пару носков одного цвета?
Хронометрист дает команду “Время пошло”, и засекает время и порядок зажигания ламп.
Ответы команд. Подведение итогов на экране.
Задание второе: (слайд 7)
Согласны ли вы с утверждением: “Если участки огорожены заборами одинаковой длины, то площади этих участков равны?” Подтвердите свое решение примерами.
Задание третье: (слайд 8)
Решите уравнение:
x2 + 5х + 6 = 0
Задание четвертое: (слайд 9)
При каком российском правителе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему?
Задание пятое: (слайд 10)
На грядке росла морковь, предназначенная для кадет Десятого Московского кадетского корпуса, но в огород забрел козел и съел пятнадцатую часть всей моркови. После того, как его выгнал хозяин, моркови осталось 140 штук. Сколько было моркови, и сколько съел козел?
Ведущий: Вопросы второго тура закончились. И пока подводятся итоги второго тура, мы объявляем вторую математическую паузу для болельщиков.
– Сейчас мы проверим, как вы запомнили высказывания о математике, которые вывешены в рекреации 2-го этажа.
- Это – китайская мудрость.
(Ответ: “Математика – кузница мышления” (Китайская мудрость)) - Продолжите высказывания. “Математика – царица наук, …” Чье это
высказывание?
(Ответ: “Математика – царица наук, арифметика – наука о порядке” (Карл Гаусс)) - А это высказывание самого Михаила Васильевича Ломоносова.
(Ответ: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” (М.В. Ломоносов)) - Николай Иванович Лобачевский – великий русский математик, учился и
работал в Казани, придумал свою геометрию. А его высказывание о математике
вы запомнили?
(Ответ: “Математика – это язык, на котором говорят все точные науки” (Н.И. Лобачевский)) - Альфред Уайтхед утверждает, что “Математика – …”
(Ответ: “Математика – наука о порядке” (Альфред Уайтхед))
Ведущий: Итак, подведем итоги второго тура.
Оглашаются итоги.
Ведущий: Объявляется третий тур Брейн-Ринга.
Третий тур “Брейн-Ригна”
Задание первое: (слайд 11)
Назовите древний геометрический инструмент, который по утверждению римского поэта Овидия, был изобретен в Древней Греции.
Хронометрист дает команду “Время пошло”, и засекает время и порядок зажигания ламп.
Ответы команд. Подведение итогов на экране.
Задание второе: (слайд 12)
В полночь шел дождь, была сильная гроза с молнией. Часть наших кадет испугалась, а вторая часть спали крепким сном. Вопрос: будет ли светить солнце через 24 часа?
Задание третье: (слайд 13)
При каких значениях а уравнение ах + 3 = 2 не имеет корней?
Задание четвертое: (слайд 14)
Замените звездочки цифрами:
_1*3*7
895*
5*75
Пятое задание: (слайд 15)
Представьте число 34 в виде суммы слагаемых, каждое из которых равно трем. Сколько получилось слагаемых?
Ведущий: Вопросы третьего тура закончились. И пока подводятся итоги третьего тура, мы объявляем третью математическую паузу для болельщиков.
1. Который из рядов лишний? (слайд 16)
2 8 5 11 14 1 4 7 10 13 10 20 30 40 50 3 6 9 12 15
2. Вычислите сумму чисел: (слайд 17)
1 + 2 + 3 + …+ 49 + 50
3. В России первый поезд пошел из Петербурга в Москву в 1846 году. Сколько лет ходят поезда? (Слайд 18) Приложение
Подведение итогов “Брейн-Ринга”
Ведущий: Пока жюри подводит итоги “Брейн-Ринга”, Николай Никитушкин прочитает занимательное стихотворение о математике.
Кадет:
О математика! Тебе пою я славу!
Тебя считают все царицею по праву.
Ведь без тебя и шагу не ступнуть
И не отправиться в далекий путь.И дело тут не только в вычисленьях,
Хоть в жизни им цены нет, без сомненья.
Но главное – ты делаешь людей
Настойчивей, прилежней и умней.Ты учишь мыслить – в этом суть твоя!
Законы познавая бытия,
Без математики никак не обойтись.
Как лезвие, отточишь нашу мысль,
Ум сделаешь ты светлым, четким, ясным!
И мир в гармонии покажется прекрасным!
[1]
Ведущий: Вот и закончился наш математический “Брейн-Ринг”.
– Пора подвести итоги.
– Внимание на экран.
– Неплохо сегодня выступала команда … И она заняла призовое, третье место.
– И всего на … баллов отстала команда …, которая заняла второе место.
– А победителем игры стала команда … в составе:
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
– Я благодарю всех участников за честную игру. А закончить хочу наш “Брейн-Ринг” высказыванием великого философа Бэкона:
“Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки, и даже не может обнаружить своего невежества”.
– Поэтому, изучайте математику! Любите математику! Тренируйте свой ум математикой!
Используемая литература:
1. “Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5–11-е классы”, авт.-сост. О. В. Панишева. – Волгоград: изд. “Учитель”, 2009 г.