Математический "БРЕЙН-РИНГ" (внеклассное мероприятие)

Разделы: Математика


Участники: 3 лучших “математика” от каждого взвода.

Обеспечение мероприятия

  1. Карточки для жеребьевки
  2. Три стола для команд,
  3. Три скатерти трех цветов.
  4. Три настольные лампы,
  5. Секундомер для хронометража.
  6. Большой ватман для экрана.
  7. Экран для проектирования заданий.
  8. Мультимедиа-проектор.
  9. Ноутбук.
  10. Удлинители.
  11. Аппаратура с микрофоном и колонками.
  12. Листы А-4 – 20 шт.
  13. Ручки или карандаши – 20 шт.
  14. Видеокамера.
  15. Фотоаппарат.

План проведения:

  1. Создание команд.
  2. Объяснение условий “Брейн-Ринга”.
  3. Представление пресс-служба.
  4. Проведение 1 тура
  5. Игра с болельщиками.
  6. Проведение 2 тура
  7. Игра с болельщиками “Математические афоризмы”
  8. Игра с болельщиками.
  9. Проведение 3 тура
  10. Подведение итогов.

Ход проведения

Стулья в рекреации ставятся полукругом, создавая небольшую авансцену, которая находится между 204 и 205 кабинетами.

На стене название брейн-ринга “От Пифагора до XXI века”, экран (все задания с соответствующими слайдами “Брейн-Ринга” последовательно проектируются на экран, используется файл <Приложение>).

В центре авансцены три стола с красной, синей и белой скатертями и с шестью стульями. В центре столов – настольные лампы, листы бумаги и карандаши.

14.45 – звучат мелодии.

Участники и болельщики собираются в зале.

15.00 – звучат позывные.

Ведущий: Добрый день, юные математики! Здравствуйте, дорогие болельщики!

Сегодня мы заканчиваем математическую неделю. И ее итогом будет необычная игра под названием “Брейн-Ринге”.

И участвовать в ней будут лучшие математики нашего корпуса. Это:…

Оглашаются по 3 кадета от каждого взвода.

Представители взводов подходят к столу выбирают по жребию команду и садятся за свой стол.

Ведущий:

Вы, наверное, заметили три стола разного цвета. Это не случайно, потому что в нашем “Брейн-Ринге” примут участие всего лишь три команды: красная, синяя и белая. И эти команды уже за своими столами.

Я прошу выбрать в каждой команде капитана. Время на выборы – 30 секунд.

Участники команд выбирают капитана команды.

Ведущий:

Теперь послушайте условия нашей игры:

  1. “Брейн-Ринг” будет проходить в три тура.
  2. В ходе каждого тура командам я называю вопросы и даю задания.
  3. Каждая команда должна за одну минуту посовещаться и дать ответ.
  4. Как только команда находит ответ, капитан нажимаем выключатель настольной лампы.
  5. Нажать выключатель настольной лампы можно только после команды хронометриста “Время!”.
  6. Та команда, которая включила лампу первой, первой и отвечает.
  7. Если ответ неверный, то эта команда теряет свое право на обсуждение вопроса и отвечает та команда, которая включила лампу второй.
  8. За правильный ответ команда получает три балла.

На нашем “Брейн-Ринге” будет работать пресс-служба. Это:

  1. секретарь Заводкина Екатерина, которая будет вести экран соревнования;
  2. хронометрист Алдонин Владимир, он будет следить за временем выполнения заданий;
  3. звукооператор Гагуев Александр,
  4. видео-оператор Бикмаев Илья,
  5. фото-оператор Фокин Виталий,
  6. видео-ассистент Джинчарадзе Александр.

Итак, я объявляю первый тур брейн-ринга.

Первый тур “Брейн-Ринга”

Задание первое: (<Приложение>, слайд 1)

В одном кадетском корпусе уроки математики, истории и литературы ведут три учителя: Иванов, Петров и Сидоров. Кто из них какой предмет ведет? Известно, что все трое: Петров, учитель математики и Сидоров выходят из школы домой вместе. Учитель истории младше учителя математики, но не Петров.

Хронометрист дает команду “Время пошло”, и засекает время и порядок зажигания ламп.

Ответы команд. Подведение итогов на экране.

Задание второе: (слайд 2)

425; (42) 12; 433

Найти отношение наибольшего и наименьшего из чисел.

Задание третье: (слайд 3)

Это слово имеет латинское происхождение, означающее “лен”, “льняная нить”, “шнур”, “веревка”. Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас.

Задание четвертое: (слайд 4)

Рис. 1

– Сколько на чертеже различных треугольников?

Задание пятое: (слайд 5)

В школе Пифагора половина учеников изучают математику, четверть – музыку, седьмая часть пребывает в молчании. Кроме того, есть три девы. Сколько учеников посещают школу Пифагора?

Ведущий: Пока подводятся итоги первого тура, мы объявляем математическую паузу для болельщиков.

– Послушайте необычное стихотворение.

Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь “о” ты вставишь, зная как, и я – географическая точка.

Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти,
Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать.

И дурацкий вопрос: Большой, зеленый, живет под землей и питается камнями. Кто же это?

Ведущий: И так, подведем итоги первого тура.

– Оглашаются итоги. Звучит сигнал к началу второго тура.

Второй тур “Брейн-Ринга”

Ведущий: Объявляется второй тур “Брейн-Ринга”.

Задание первое: (слайд 6) Приложение

В темной комнате стоит шкаф, в ящиках которого лежат двадцать четыре красных и двадцать четыре синих кадетских носка, хозяева которых так и не объявились. Сколько носков нужно взять, чтобы из них заведомо можно было составить, по крайней мере, одну пару носков одного цвета?

Хронометрист дает команду “Время пошло”, и засекает время и порядок зажигания ламп.

Ответы команд. Подведение итогов на экране.

Задание второе: (слайд 7)

Согласны ли вы с утверждением: “Если участки огорожены заборами одинаковой длины, то площади этих участков равны?” Подтвердите свое решение примерами.

Задание третье: (слайд 8)

Решите уравнение:

x2 + 5х + 6 = 0

Задание четвертое: (слайд 9)

При каком российском правителе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему?

Задание пятое: (слайд 10)

На грядке росла морковь, предназначенная для кадет Десятого Московского кадетского корпуса, но в огород забрел козел и съел пятнадцатую часть всей моркови. После того, как его выгнал хозяин, моркови осталось 140 штук. Сколько было моркови, и сколько съел козел?

Ведущий: Вопросы второго тура закончились. И пока подводятся итоги второго тура, мы объявляем вторую математическую паузу для болельщиков.

– Сейчас мы проверим, как вы запомнили высказывания о математике, которые вывешены в рекреации 2-го этажа.

  1. Это – китайская мудрость.
    (Ответ: “Математика – кузница мышления” (Китайская мудрость))
  2. Продолжите высказывания. “Математика – царица наук, …” Чье это высказывание?
    (Ответ: “Математика – царица наук, арифметика – наука о порядке” (Карл Гаусс))
  3. А это высказывание самого Михаила Васильевича Ломоносова.
    (Ответ: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” (М.В. Ломоносов))
  4. Николай Иванович Лобачевский – великий русский математик, учился и работал в Казани, придумал свою геометрию. А его высказывание о математике вы запомнили?
    (Ответ: “Математика – это язык, на котором говорят все точные науки” (Н.И. Лобачевский))
  5. Альфред Уайтхед утверждает, что “Математика – …”
    (Ответ: “Математика – наука о порядке” (Альфред Уайтхед))

Ведущий: Итак, подведем итоги второго тура.

Оглашаются итоги.

Ведущий: Объявляется третий тур Брейн-Ринга.

Третий тур “Брейн-Ригна”

Задание первое: (слайд 11)

Назовите древний геометрический инструмент, который по утверждению римского поэта Овидия, был изобретен в Древней Греции.

Хронометрист дает команду “Время пошло”, и засекает время и порядок зажигания ламп.

Ответы команд. Подведение итогов на экране.

Задание второе: (слайд 12)

В полночь шел дождь, была сильная гроза с молнией. Часть наших кадет испугалась, а вторая часть спали крепким сном. Вопрос: будет ли светить солнце через 24 часа?

Задание третье: (слайд 13)

При каких значениях а уравнение ах + 3 = 2 не имеет корней?

Задание четвертое: (слайд 14)

Замените звездочки цифрами:

_1*3*7
    895*
   5*75

Пятое задание: (слайд 15)

Представьте число 34 в виде суммы слагаемых, каждое из которых равно трем. Сколько получилось слагаемых?

Ведущий: Вопросы третьего тура закончились. И пока подводятся итоги третьего тура, мы объявляем третью математическую паузу для болельщиков.

1. Который из рядов лишний? (слайд 16)

2 8 5 11 14
1  4  7 10 13
 10 20 30 40  50
3  6  9 12 15

2. Вычислите сумму чисел: (слайд 17)

1 + 2 + 3 + …+ 49 + 50

3. В России первый поезд пошел из Петербурга в Москву в 1846 году. Сколько лет ходят поезда? (Слайд 18) Приложение

Подведение итогов “Брейн-Ринга”

Ведущий: Пока жюри подводит итоги “Брейн-Ринга”, Николай Никитушкин прочитает занимательное стихотворение о математике.

Кадет:

О математика! Тебе пою я славу!
Тебя считают все царицею по праву.
Ведь без тебя и шагу не ступнуть
И не отправиться в далекий путь.

И дело тут не только в вычисленьях,
Хоть в жизни им цены нет, без сомненья.
Но главное – ты делаешь людей
Настойчивей, прилежней и умней.

Ты учишь мыслить – в этом суть твоя!
Законы познавая бытия,
Без математики никак не обойтись.
Как лезвие, отточишь нашу мысль,
Ум сделаешь ты светлым, четким, ясным!
И мир в гармонии покажется прекрасным!
[1]

Ведущий: Вот и закончился наш математический “Брейн-Ринг”.

– Пора подвести итоги.

– Внимание на экран.

– Неплохо сегодня выступала команда … И она заняла призовое, третье место.

– И всего на … баллов отстала команда …, которая заняла второе место.

– А победителем игры стала команда … в составе:

  1. _________________________________
  2. _________________________________
  3. _________________________________
  4. _________________________________
  5. _________________________________
  6. _________________________________

– Я благодарю всех участников за честную игру. А закончить хочу наш “Брейн-Ринг” высказыванием великого философа Бэкона:

“Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки, и даже не может обнаружить своего невежества”.

– Поэтому, изучайте математику! Любите математику! Тренируйте свой ум математикой!

Используемая литература:

1. “Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5–11-е классы”, авт.-сост. О. В. Панишева. – Волгоград: изд. “Учитель”, 2009 г.