На современном этапе одна из проблем с которой сталкиваются педагоги, работающие в начальной школе – это все более возрастающее количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, которые мешают детям в полной мере овладевать знаниями, усваивать учебный материал. И, соответственно, чем раньше учителями-логопедами будет проведена работа по выявлению, а затем, и по устранению выявленных речевых недостатков, тем быстрее и легче ребенок сможет начать полноценно усваивать программные задачи, тем меньше вероятность переноса этих недостатков на процессы чтения и письма.
В предлагаемом опыте представлен материал планирования коррекционной работы по формированию дифференциации звонкий – глухой на примере звуков [с] – [з]. Недостаток звонкости согласных звуков, смешивание их в своей устной речи с глухими, и как следствие, появление буквенных замен – это одна из проблем возникающих у детей с несформированными фонематическими процессами.
Организация коррекционного процесса строится с учетом конкретных целей обучения. На логопедических занятиях для достижения максимального результата и высокой познавательной активности используются приемы работы, которые ставят ребенка в такую позицию, при которой он самостоятельно принимает решение. Для повышения интереса к занятиям речевой и наглядный материал подобран с учетом интересов детей, некоторые задания обыгрываются. Предлагаемые упражнения тренируют и психические процессы, такие как внимание, восприятие, мышление. Успешное решение коррекционных задач зависит и от психологического климата, той психологической атмосферы, которая окружает ребенка. Естественность, непринужденность, комфортность обстановки также будут способствовать повышению результативности занятия.
Работа по преодолению нарушения и восстановлению устойчивой дифференциации звонких и глухих согласных ведется в следующих направлениях:
- Развитие способности к слуховой дифференциации соответствующих звуков.
- Упражнение в правильном употреблении их в речи.
- Профилактика буквенных замен.
Занятие 1.
Организационный момент: “Хлопни, когда услышишь звук [З]”.
А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий только из двух звуков: [С] и [З]: с, с, з, с, з, з, с, з, з, с, с, з, с, з, з, з и пр.
Б) Логопед называет слоговой ряд: са, зо, сы, зу, зы, су, за, зы, сы, зо и пр.
Часть I:
Задание 1. Повтори за логопедом:
За-са-за Зо-со-зо Су-зу-зу Зы-сы-зы |
аса-аза-аза узу-узу-усу осо-озо-озо узы-усы-узы |
зна-зна-сна зва-сва-зва сно-зно-зно зла-злы-сло |
Задание 2. Отгадай загадки. (При отгадывании каждой загадки на доску вывешивается картинка-отгадка).
А) Ходит длинный, пасть с клыками, ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он, ты узнал, кто это?...(Слон).
Б) Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?...(Заяц).
В) Он в безбрежном океане туч касается крылом.
Развернется – под лучами отливает серебром…..(Самолет).
Г) Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная…(Телевизор).
Д) Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем,
Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас…(Часы).
Е) Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает…(Собака).
Ж) Свернешь – клин, развернешь – блин…(Зонт).
З) Без рук, без топоренка построена избенка…(Гнездо).
Задание 3. Расставь картинки по местам: в домик, где живет Незнайка (правая часть доски) помести картинки со звуком [З], а в домик, где живет Скоморох (левая часть доски) помести картинки со звуком [С]. При выполнении задания каждый ребенок называет выбранную им картинку и обосновывает свой выбор. Используются картинки-отгадки из предыдущего задания.
Задание 4. Логопед предлагает детям придумать, какие еще картинки со звуками [С] и [З] могли бы быть у Незнайки и Скомороха.
Физкультминутка:
Логопед предлагает детям встать около своих стульчиков и выполнить следующие действия: присесть, если он назовет слово со звуком [С], и попрыгать, если назовет слово со звуком [З].
Часть II:
Задание 1. Логопед называет слоги, а дети записывают их в тетрадь: в левую колонку с буквой “С”, в правую – с буквой “З”.
Су, за, ас, ус, зо, зы, са, зу и пр…
Задание 2. Списать слова, вставляя пропущенную букву “С” или “З”. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” двумя чертами.
. акат .апог .убр .уша |
но.ок ба.ар ку.ок я.ык |
не.абудки кра.авица .астава коло.ок |
по.тупок во.дух ло.куток .вание |
Задание 3. Списать предложения, вставляя нужные по смыслу слова.
Девочку звали …… .
В лесу рыжая …….. .
(лиса, Лиза)Утром на траве …… .
В вазе красивая ….. .
(роза, роса)На дереве сидит ….. .
В печке черная …… .
(сова, зола)Воду надо ……. .
Не надо собаку …. .
(злить, слить)
Подведение итога занятия:
Оценка деятельности детей.
Занятие 2.
Организационный момент: “Подними правую руку, если услышишь звук[З] и левую, если услышишь звук [С]”.
А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий из разных согласных звуков: С, Д, П, З, К, З, Б, З, Г, С, Т, З, К, С, Т, З и пр.
Б) Логопед называет слоговой ряд: са, ту, зо, бы, сы, зу, го, ву, зы, су, па, за, зы, до, фы, га, сы, зо и пр.
Часть I:
Задание 1. Закончи слово, добавляя или слог –са, или слог –за.
Гла.. Гро.. Голо.. |
сле.. блу.. Бере.. |
кас.. мас.. поло.. |
колба.. мимо.. кукуру.. |
Задание 2. Измени слово по образцу: воз – возы…
Таз – ……… Вкус – …… Бас – …….. Глаз – …… |
голос – …….. насос – ……. арбуз – ……. поднос – ……. |
Задание 3. На доску выставляются картинки, в названиях которых есть звуки [С] и [З]: зубр, заяц, салфетка, сова, кукуруза, поднос, каска, береза, насос. Логопед предлагает детям назвать картинки и определить глухой или звонкий звук слышится в этих словах.
Задание 4. Игра “Будь внимательным”. На доске в линейный ряд выставляются картинки из предыдущего задания. Детям предлагается запомнить как они стоят. Затем дети закрывают глаза, а логопед в это время меняет местами картинки. Открыв глаза, дети должны вспомнить и назвать порядок, в котором стояли картинки. Игра повторяется несколько раз.
Физкультминутка:
Логопед раздает детям карточки с буквами “С” и “З”. Задание: перемещаясь по кабинету внимательно слушать слова, которые называет логопед. Услышав слово со звуком [С], те дети у которых находится карточка с буквой “С” должны остановится и поднять ее вверх, а если логопед назовет слово со звуком [З], то останавливаются и поднимают карточку те дети, у которых буква “З”.
Примерные слова: самовар, пароход, солнышко, брюки, азбука, сверчок, помидор, тарелка, забор, ослик, позвать, кошка, музыка, маска, книга, зубы, класс, злой, чайник, ласточка, Буратино, смех, душ, замок и пр.
Часть II:
Задание 1. Из слов, написанных на доске, списать только те, в которых согласный, стоящий в середине слова, оглушается. Подобрать к ним проверочные слова. Образец: сказка – сказочка.
Близко, маски, замазка, леска, краска, ваза, низкий,
миска, березка, козленок, указка, киска, повязка, сосиска.
Задание 2. Прочитать словосочетания написанные на доске, списать их подчеркивая букву “С” одной чертой, букву “З” двумя чертами:
Злая собака Сухая зола Звонкий смех Слабый звук |
сломанный зонтик высокое здание лесопильный завод заросший сад |
Задание 3. Прочитать предложения. Выписать из предложений слова с буквой “С” в левую колонку, а с буквой “З” – в правую.
- Выпал первый снег.
- Около дома росла береза.
- Птицы улетают осенью.
- На дереве зяблик.
- К нам во двор привезли песок.
- Зина каталась на санках.
- Стол стоит в углу.
- В саду бузина.
Задание 4. Пересказ текста с опорой на картинку.
Зайка.
Наступила зима. Землю занесло снегом. Сидит зайка у березы. Голодно бедному зайке. Нет более зеленой капусты. Стал зайка есть кору березы.
(Текст взят из книги А.Н.Ассмус “Сборник упражнений для детей с недостатками произношения” М., 1959).
Подведение итога занятия:
Оценка деятельности детей.
Занятие 3.
Организационный момент: “Прослушай звуковой ряд и назови те слоги, которые повторяются два раза”:
За-са-за Зо-со-зо Су-зу-зу Зы-сы-зы |
аса-аза-аза узу-узу-усу осо-озо-озо узы-усы-узы |
зна-зна-сна сва-зва-сва зно-сно-зно злы-злы-слы |
Часть I.
Задание 1. Прослушать слоги, записать их в две колонки: с буквой “С” в левую, с буквой “З” в правую:
Са, со, зу, сы, за, ос, зо, су, зы, ус, сы,
Зва, сно, зло, сву, зна, зво, сны, сто.
Задание 2. На магнитной доске два домика с кармашками. На одном домике написана буква “С”, на другом буква “З”. У каждого ребенка конверт с картинкой. Ребенок, назвав свою картинку, должен положить ее в кармашек того домика, который соответствует названному звуку. Примерный перечень картинок:
Зубы, носки, косынка, змея, коза, костюм,
сапоги, звонок, звезда, скамейка, мимоза и пр.
Задание 3. Придумать и записать слова:
А) С буквой “С” в середине слова;
Б) С буквой “З” в начале слова.
Задание 4. Образовать от данных глаголов новые, посредством приставки ЗА– . Записать получившиеся слова. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами. Образец: сыпать – засыпать.
светить – стелить – звонить – ползти – сорить – солить – |
нести – возить – носить – просить – мазать – сыпать – |
Физкультминутка:
Дети выполняют движения со словами:
Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.
Часть II.
Задание 1. От слов, находящихся слева, провести стрелки к словам находящимся справа и подходящим по смыслу. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами.
спелые звонкий звездный высокое сломанный острые резвый хрустальная |
небосвод здание арбузы смех скакун ваза замок зубы |
Задание 2. Пересказ текста по опорным картинкам.
Вот так гнездо.
У маленькой Зои был красивый зонт. Один раз Зоя под зонтом шла вдоль забора. Вдруг подул сильный ветер и унес зонт за забор. За забором росла береза. Перелезла Зоя через забор и видит свой зонтик на березе. Какие-то птицы унесли его и сделали из него гнездо.
(По Л.П.Успенской и М.Б.Успенскому “Учитесь правильно говорить”, М.,1995, текст адаптирован).
Задание 3. Повтори скороговорки:
А) Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.
Б) Стоит воз овса, возле воза коза.
Подведение итога занятия.
Оценка деятельности детей.