1 день. В мире цифр и чисел.
1) Рассказ "Как люди научились считать?"
2) Цифры и числа в стихах и загадках.
3) Пословицы и поговорки с числами.
4) Интересные факты в числах.
2 день. Решаем примеры с увлечением.
1) Примеры с "дырками".
2) Магические квадраты.
3) Примеры с зашифрованным словом.
3 день. В мире математических задач.
1) Задачи в стихах.
2) Задачи со сказочным сюжетом.
3) Познавательные задачи.
4 день. Олимпиада.
5 день. Шуточные вопросы, задачи.
Подведение итогов.
Как люди научились считать?
Многие тысячи лет назад наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивали себе пищу. Питались они листьями, плодами и корнями различных растений, иногда ловили рыбу, собирали ракушки или убивали зверей и птиц. Одевались они в шкуры убитых зверей.
Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Они отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда - палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Позже люди научились пользоваться огнем. Огонь сыграл большую роль в улучшении условий жизни людей.
Первые люди, так же как современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь и детей учат считать родители, старшие братья и товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться счету. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков он выделял отдельного зверя - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток - одну птицу, из колоса с зернами - одно зерно. Так у древних людей постепенно складывалось представление об одном волке, олене, одной утке, одном зерне. Они научились выделять один предмет из множества других и говорили: "один" и "много".
Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе два.
Наш далекий предок, рассказывая, что видел две утки, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил просто: "много". Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, затем четыре, пять, шесть и т.д.
Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра и пр. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Распоряжаясь охотой, старший должен был двух охотников поставить за берлогой медведя, четырех с рогатинами поставить против берлоги, трех - с одной стороны и еще трех - с другой стороны берлоги. Этот охотник должен был считать, а если он не знал, как назвать число, то показывал на пальцах. Так пальцы помогали в охоте.
Особенно большая потребность в умении считать появилась у людей тогда, когда им приходилось менять предметы своего труда на другие. Желая, например, обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и требовал, чтобы против каждого его пальца лежала шкурка.
Так наши предки, используя части своего тела - руки, глаза и главным образом пальцы, учились считать. Еще совсем недавно некоторые племена при счете использовали свои пальцы рук и ног. При этом у них имелись специальные названия чисел только для одного или двух, числа же, больше двух, они называли с помощью сложения: три - это два и один, четыре - два и два, пять - два, два и один и т.д.
Названия чисел у многих народов указывают на их происхождение. Так, у индийцев два - глаза, а у тибетцев - крылья, у других народов один - луна, пять - рука и т.д.
Развитие счета у древних людей вызывалось требованиями жизни в борьбе за существование и шло на протяжении многих тысячелетий.
Цифры - условные значки для обозначения чисел. Они появились сравнительно недавно. Первые же записи чисел представляли собой сначала зарубки на деревянных бирках или костях, а позднее - черточки. Следы такого первобытного приема записи чисел дошли до наших дней в виде первых римских цифр: в письменной нумерации древних римлян первые три числа изображаются черточками или палочками: 1 - I, 2 - II, 3 - III.
Цифры и числа в стихах и загадках.
Вот на нашей строчке
Встали в строй сыночки.
Их, дружок, могу назвать:
Два и три, четыре, пять.
Что же за сыночки
Выстроились в строчке? (Цифры)
1. "Доскажи словечко".
Как вязальный он крючок, Как обломанный сучок. Носик тонкий, словно спица, А зовется - : (единица) |
Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь? Чем вы можете годиться? Ну, конечно, цифрой : (пять) |
Вот шея гибкая. Вот - тело. К воде склонилась голова. Ты птицу нарисуй умело, И это будет цифра - (два) |
Рогалик к бублику приклей. Да только есть его не смей. Не крендель это, чтобы есть. А просто - цифра :(шесть) |
Что за заклинатель змей Вышел с дудочкой своей. Перед ним танцует змейка - Хвост крючком, дугою шейка. Ты на змейку посмотри - Да ведь это цифра :(три) |
Ты ведь знаешь дни недели? Посчитай-ка их живей! Если в счете не собьешься - То получишь ровно :(семь) |
Вот, поставленные в ряд, Сестры-куколки стоят. - Сколько вас? - У них мы спросим. И ответят куклы :(восемь) |
|
Делал Егорка С мамой уборку. Опрокинул стул В квартире, Стал похож он на : (четыре). |
|
Цифра шесть вниз головой Стала цифрою другой. Можете поверить - Уже не шесть, а :(девять) |
Руки вверх поднимай,
Пальцы быстро считай.
Слева 5 и справа 5.
Сколько всех? Как сказать?(десять)
2. Загадки. Числа от1 до 10, двузначные числа, многозначные числа.
Числа от 1 до 10.
Танцует крошка, А всего одна ножка. (юла) |
Четыре ушка, Два брюшка. (подушка) |
Один говорит, Двое смотрят, Двое слушают. (язык, глаза, уши) |
Чтоб не мерзнуть, Пять ребят В печке вязанной сидят. (пять пальцев в варежке) |
Черненькая, хвостатенькая. Не лает, не кусает. А из класса в класс не пускает. (двойка) |
Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой вертун. (корова) |
Двузначные числа.
Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь в 10 раз умней. (книга) |
Тридцать три родных сестрицы - Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! (буквы) |
Тридцать два молотят. Один поворачивает. (язык и зубы) |
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Сто вагонов я тащу. (паровоз) |
Многозначные числа.
На поляне возле елок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем - миллион. (муравейник) |
Не живой я, но шагаю, Землю рыть я помогаю, Вместо тысячи лопат. Я один работать рад. (экскаватор) |
Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае. Вереницею летят, Не воротятся назад. (дни недели) |
Выходило 12 молодцов, Выносили 52 сокола, Выпускали 365 лебедей. (месяцы, недели, дни) |
Пословицы и поговорки, крылатые выражения с числами.
- Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Один в поле не воин.
- Одна пчела много меду не таскает.
- Одна голова - хорошо, а две - лучше.
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Трус умирает сто раз, а герой - один.
- Два сапога - пара.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Лентяй дважды работает.
- Двум смертям не бывать, а одной - не миновать.
- Семь бед - один ответ.
- За одного битого двух небитых дают.
- Из двух зол выбирают меньшее.
- Старый друг лучше новых двух.
- Ум - хорошо, а два - лучше.
- Обещанного - три года ждут.
- Без четырех углов изба не рубится.
- Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
- Знать, как свои пять пальцев.
- С пятое на десятое.
- Пятое колесо в телеге.
- Семеро одного не ждут.
- Семеро с ложкой - один с сошкой.
- Лук от семи недуг.
- За семью печатями.
- Семи пядей во лбу.
- На седьмом небе.
- До седьмого пота.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Восьмое чудо света.
- Весна да осень - на дне погод восемь.
- За тридевять земель в тридевятом царстве.
- Не из трусливого десятка.
Интересные факты в числах.
-Самое большое море России - Берингово - его площадь 2 315 км2
-На земном шаре суша занимает 149, вода - 361 млн км2 , а всего 510 млн км2 .
-Самая большая длина дуги меридиана земного шара - 111,7 км , а параллели - 111,3 км.
-Самая длинная горная цепь - Кордильеры - более 18 000км.
-Самая высокая горная вершина на Земле - Джомолунгма (Эверест) в Гималаях - 8 848 м.
-Самый высокий действующий вулкан в мире - Льюльяйльяко (6 723 м) в чилийско-аргентинских Андах.
-Жизнь на Земле появилась около 2 млрд 700 млн лет назад.
-Самая большая из малых планет Солнечной системы - Церера - ее диаметр 770 км.
-Самый большой из спутников планет Солнечной системы - спутник Сатурна Ганимед - его диаметр около 5 280 км.
-Самая яркая звезда нашего неба - Сириус (созвездие Большого Пса), расстояние до него 8,7 св.года.
-Самое распространенное дерево в наших лесах - лиственница, лиственные леса занимают площадь 274 млн га.
-Гигантозавр - самый крупный хищник на Земле. Он жил примерно 110 млн лет назад. Длина его тела была 12,5 м, а весил он 8 тонн.
-Больше всего зубов во рту было у травоядного утконосого гадрозавра. На его челюстях располагалось до 960 острых зубов.
-Самое крупное яйцо принадлежит гипселозавру. Рост этого динозавра достигал 12 м. Жили они 80 млн лет назад. А их яйца длиной 30 см и диаметром 25 см (почти с мяч регби) нашли во Франции в 1961 году.
-280 млн лет назад на Земле жили стрекозы под названием меганевры. Они были размером с ворону, и размах крыльев у них составлял 70 см.
-В Волгограде в 1967 году был возведен огромный памятник "Родина-мать зовет!". Здесь во время Великой Отечественной войны погибло более 30 тыс.человек. Высота статуи 52 м, длина меча - 29 м. Вместе с фундаментом получается 86 м. Почти как пятнадцатиэтажный дом.
-Когда папа - лев, а мама - тигр, их детенышем будет лигр. Он весит около 450кг, а в длину вырастает до 4м. Взрослый лигр в 2 раза больше льва. У него полоски, как у тигра, и грива, как у льва. Лигры умеют плавать, как тигры и рычать, как львы.
-В Китае живет кот огромных размеров. Его вес 15 кг. Объем талии толстопуза - 80 см. За раз обжора съедает 3 кг мяса или целого цыпленка.
-Собаки обладают прекрасным нюхом. Они различают около 8 млн запахов, причем каждый запах собака ощущает отдельно и запоминает.
-Белый медведь может учуять добычу, например, тюленя, за 30 км, даже под толстым слоем льда.
Решаем примеры с увлечением.
Примеры с "дырками".
Жили-были мышки,
Мышки-шалунишки,
На страницу сели,
В примерах цифры съели.
Как пример восстановить,
Нужно вмиг сообразить.
Магические квадраты.
Рамки занимательные
Очень увлекательные.
Тот кто любит устный счет,
Быстро числа подберет.
4 | 9 | 2 |
3 | 5 | 7 |
8 | 1 | 6 |
3 | 10 | 5 |
8 | 6 | 4 |
7 | 2 | 9 |
13 | 20 | 15 |
18 | 16 | 14 |
17 | 12 | 19 |
Примеры с зашифрованным словом.
Узнайте имя сказочного героя. Назовите сказку и ее автора.
50 | 70 | 73 | 71 | 81 | 73 | 62 | 33 | 73 | 40 | 72 | 42 | 50 | 73 | |
Ш 22 + 11
Н 42 +39
Р 32 + 38
С 34 + 37
А 57 + 16
О 57 + 15
Я 48 + 14
Ч 26 + 16
П 27 + 13
К 32 + 18
73 | 97 | 83 | 80 | 73 | 55 | 97 | 44 | 62 | 77 | 83 | 97 | 73 | |
Р 15 + 29
Н 45 + 38
Г 37 + 18
К 59 + 14
О 19 + 78
Б 33 + 29
У 28 + 49
Ё 31 + 49
14 | 36 | 43 | 67 | 70 | 35 | 36 | 50 | 38 | 29 | 45 | 64 | 90 | 36 | |
Ц 4 + 10
Р 30 + 13
Ш 70 - 6
Н 20 + 15
В 50 + 20
К 45 + 45
У 60 - 15
Л 43 + 7
Е 70 - 3
А 24 + 12
Г 30 - 10
Я 40 - 2
Ответы: "Красная Шапочка" Ш.Перро, "Конек-Горбунок" П.Ершов, "Царевна-лягушка" русская народная сказка.
В мире математических задач.
Задачи в стихах.
В магазин пришли ребята.
Те ребята - дошколята.
Сделали покупок 8.
Сумму сосчитать вас просим.
Зайку купила Галина - 20 рублей заплатила,
Мишку купили Марине - 30 рублей заплатили,
Соне матрешку - за 20 рублей,
Коле гармошку - за 30 рублей,
Толя купил расписной барабан -
20 рублей он кассиру отдал,
40 рублей стоят Ритины сказки,
За 10 - для Нины купили раскраски,
Славе фонарик за 30 рублей.
Кто сосчитал, говорите скорей. (200 руб)
Раз дорогой через мост
Проходило 8 коз,
3 овцы и 2 барана,
И пастух, сосед Ивана.
Мост не выдержал. И вдруг
С высоты все в воду - бух!
Лишь 1 козленок бойкий
Зацепился там за стойки.
Да барашек изловчился
И на берег приземлился.
Посчитай-ка нам, дружок,
Сколько в речке стало ног?(46 ног: 7 коз - 28 ног, 3 овцы - 12 ног, 1 баран - 4 ноги и 1 пастух - 2 ноги.)
Задачи со сказочным сюжетом.
1. Мачеха приказала Золушке перебрать горох, гречневую и рисовую крупы и разложить их в три горшочка, причем Золушка должна пересчитать содержимое каждого горшочка.
Сколько зерен было в каждом горшочке, если известно, что всего их было 76, и если из всех зерен гречихи вычесть 8, и из всех зерен риса - 12, да из всех горошин уберите 17, то в каждом горшочке будет поровну зерен.
(Ответ: (76 - (8 + 12 + 17)):3 =13
13 + 8 =21 (шт.) зерен гречихи
13 + 12 =25 (шт.) зерен риса
13 + 17 =30 (шт.) горошин.
2. Три Толстяка вместе весят 375 кг. Сколько весит каждый из них, если первый и второй вместе весят 225кг, а второй и третий - 275кг?
Условие:1 + 2=225кг, 2 = 3 = 275кг
Решение: 1 + 2 + 3 + 2 = 225 + 275 = 500кг
500 - 375 =125кг - весит второй Толстяк
225 - 125 = 100 кг - весит первый Толстяк
275 - 125 = 150кг - весит третий Толстяк.
3. Кот Матроскин и Шарик строили для коровы Мурки сарай. Сколько распилов нужно им сделать электропилой, чтобы из доски длиной 12 метров приготовить куски по 3 метра в каждом? (3 распила)
Познавательные задачи.
1. Знаешь ли ты, что самый крупный в нашей стране жук - уссурийский дровосек? Какова длина его тела, если длина майского жука 2см, а уссурийский дровосек на 8 см больше?(10см)
2. Хомяк наносит вред полям и огородам, так как запасает на зиму зерна пшеницы, гороха, гречихи, кукурузы и даже клубни картофеля. Зимние запасы двух хомяков 30кг зерна. Сколько кг зерна запасут 4 хомяка?(60кг)
3. Скорость жирафа 50 км/ч, скорость антилопы на 48 км/ч больше, чем скорость жирафа. А скорость гепарда на 12 км/ч больше, чем скорость антилопы. Какова скорость гепарда?(110км/ч)
4. Палтус живет 60 лет, крупнейший американский рак живет на 10 лет меньше палтуса, а китовая акула - на 20 лет больше рака. Сколько лет живет китовая акула?(70 лет)
5. Рост самого высокого жирафа 7м, а рост африканского слона на 3м меньше. Каков рост африканского слона?(4м)
6. Длина обычного крокодила 450см. Но в 1954году был убит крокодил на 4м длиннее. Какова его длина?(850м)
7. Размах крыльев странствующего альбатроса достигает 3м 70см, что является рекордом в мире птиц. А размах крыльев марабу на 15 дм меньше. Узнайте размах крыльев марабу.(220см)
Шуточные вопросы, задачи, задания.
1. Шел человек в город, а навстречу ему шли трое знакомых. Сколько всего человек шло в город?(1 чел.)
2. На грядке сидело четыре воробья. Кот подкрался и одного схватил. Сколько воробьев осталось сидеть на грядке? (ни одного)
3. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна)
4. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок стало на столе?(4 )
5. Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?(
6. Что тяжелее: кг пуха или кг железа?
7. Петух на одной ноге весит 3кг. Сколько кг он весит на двух ногах?(3кг)
8. Чебурашка и Крокодил Гена ожидали поезд ровно 6 минут. Сколько минут прождал поезд каждый из них?(6мин)
9. На столе стояло 3 кружки с молоком. Кот в Сапогах выпил 1 кружку молока. Сколько кружек осталось?(3 )
10. Алеша и его друзья - 2 котенка, 3 щенка, 1 уточка, 2 гусенка и 5 цыплят отправились на лужок поиграть. Скажите, сколько ног окажется на мягкой луговой травке?(2 ноги, ост. - лапы)
11. Дуремар наловил 15 пиявочек и разложил их в 5 баночек так, что во всех баночках было разное число пиявочек. Как он это сделал? ( В первую положил 1, во вторую - 2, в третью - 3, в четвертую - 4 и в последнюю - 5)
Математика.
2 класс.
Олимпиадные задания.
1. Коротышки из Солнечного города решили заниматься спортом. Гимнастику выбрали 12 коротышек, бокс - на 4 меньше, чем гимнастику, а футбол - на 5 больше, чем бокс. Сколько коротышек занялись спортом? Какой вид спорта предпочитают коротышки?
2. Сколько раз можно прочитать слово "река"? При чтении перепрыгивать через клеточку нельзя.
Р | Е | К |
Е | К | А |
3. Собрали вместе 7 стогов и 11 стогов. Сколько стогов получилось?
4. Три девочки - Валя, Наташа и Катя - пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в сером, третья в черном. В каком платье была каждая, если известно, что Валя - не в черном и не в сером, Катя - не в черном?
Валя | |
Наташа | |
Катя |
5. Петя Задачкин задумал число а и прибавил к нему 12. Сумма получилась на 1 меньше 16. Какое число а было задумано?
6. Можно ли пятью двойками выразить число 28? Докажи.
7. За столом сидели две дочки, две матери и одна бабушка. Сколько человек сидели за столом?
8. Вставь пропущенную букву и пропущенное число:
2 | Д | 8 | |
Б | 5 | Ж |
9. Исключи "лишнее" слово: елм, аумх, шаандакр, стилак.
10. Поставь вместо звездочек такие знаки действий, чтобы равенства были верными: 4 * 4 * 13 = 13 21 * 8 * 8 = 21
11. Масса наполненной маслом канистры 17кг. Если же она заполнена наполовину, то ее масса равна 9кг. Какова масса пустой канистры?
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Баллы | |||||||||||
Всего баллов: |
Ответы:
1. 33 коротышки. Футбол.
2. 3 раза
3. 1 стог
4. Валя - белое платье, Наташа - черное платье, Катя - серое платье.
5. а = 3
6. 28 = 22 + 2 + 2 + 2
7. 3 человека
8. И, 11.
9. аумх - муха
10. 4 - 4 +13 =13 21 - 8 + 8 = 21
11. 1кг
Литература:
- А.В.Кочергина. Учим математику с увлечением. - М.:5 за знания, 2007.
- Е.В.Королева. Предметные олимпиады в начальной школе. - М.:Аркти,2005.
- А.А.Свечников. Числа, фигуры, задачи. - М.:Посвещение,1977.
- Н.С.Банникова.Олимпиады в начальной школе. - М.:НЦ ЭНАС,2007.