Вид урока: творческая деятельность. Обучение детей 7-9 лет новым способам декоративного выполнения иллюстративных работ.
Тип урока: комбинированный
В приводимых далее планах-конспектах двух уроков ставятся цели по развитию, обучению и воспитанию детей и решаются задачи по активизации творческого мышления, развитию эмоционального восприятия, развитию фантазии и воображения, расширению представлений о многообразии возможностей книжной графики.
Цели уроков (урок 1 и урок 2):
развивающая
- развитие гуманистического мировоззрения,
- расширение кругозора учащихся,
- знакомство с творчеством художников-иллюстраторов,
- расширение возможностей образного мышления,
- развитие эмоционального мира,
- активизация творческих способностей
обучающая
- расширение теоретических знаний по искусству иллюстрации книг,
- освоение нового приема аппликации для создания собственных работ,
- освоение новой техники графики
воспитательная
- развитие личности ребенка через его взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми (преподаватель) и сверстниками (ученики),
- воспитание культурных навыков поведения и общения.
Задание урока: Создание декоративной композиции, изображающей жизнь насекомых.
Материалы для учащихся: Декоративная бумага разных цветов, рисунков и фактур, подготовленная самими учащимися; однотонная бумага разных цветов и оттенков, используемая для фона работы; ножницы, клеевой карандаш.
Материалы для преподавателя: видеосистема, набор обучающих таблиц
План урока.
1. Вводная часть урока
- организационный момент,
- рассказ о теме урока и юбилее двух литературных произведений,
2. Основная часть урока:
2.1 Актуализация опорных знаний:
- опрос детей об известных им художниках, иллюстрирующих книги для детей,
- повторение особенностей цветовой гаммы: основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, цветовой круг, контрастные и сближенные сочетания цветов,
- повторение выразительных средств графического искусства,
2.2 Формирование новых знаний:
- показ книг с иллюстрациями Эрика Карла,
- активизация памяти детей: беседа о знакомых детям произведениях о насекомых,
2.3 Просмотр видеофильма.
2.4. Творческая практическая деятельность учащихся.
Во время практической работы преподаватель делает обходы, целью которых является:
- контроль организации рабочего места,
- контроль последовательности этапов работы,
- контроль правильности приемов работы,
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
- контроль объема и качества выполненных работ.
3. Заключительная часть урока:
- выставка созданных на уроке произведений,
- анализ собственных работ,
- анализ работ, созданных другими детьми.
- обобщение урока и домашнее задание.
План-конспект проведения урока 1
1. Вводная часть урока
Организация начала урока. Дети готовятся к занятию. Преподаватель называет тему урока: "Знакомство с искусством иллюстрации книги. К 40-летию выхода книги Эрика Карла "Очень голодная гусеница". Преподаватель кратко рассказывает о ходе первого и второго урока: "Мы поговорим об искусстве иллюстрации. Вспомним, о каких художниках иллюстраторах мы с вами уже говорили и какие книги вам запомнились. Сегодня я познакомлю вас с американским художником Эриком Карлом и его книжной графикой. Мы с вами вместе вспомним, какие еще сказки и рассказы о насекомых вы знаете. Вспомним лето и представим себе тех насекомых, которых вы видели. Все вместе посмотрим отрывок из научно-популярного фильма "Микрокосмос", созданного студией BBC. Увидев такое разнообразие мира насекомых, вы подумаете и создадите свой собственный "микрокосмос", в котором будут проживать насекомые, которых вы создадите методом аппликации из тех материалов, которые мы с вами приготовили на предыдущем уроке. (На предыдущем уроке велась подготовительная работа к работе по теме. Ученики под непосредственным наблюдением преподавателя самостоятельно раскрашивали белые листы бумаги разными способами. В результате была получена "уникальная" цветная бумага, неповторимых фактур и узоров)
Мы обсудим возможности цветового решения ваших работ. После этого вы приступите к самостоятельной работе и в конце второго урока мы устроим настоящую выставку ваших работ, поговорим о том, какие насекомые у вас получились: добрые или злые, веселые или грустные, сытые или голодные: Вы сами о них расскажите и подумаете о том, что вам понравилось в вашей работе и работах других детей. В завершающей части урока я дам домашнее задание.
2. Основная часть урока:
Преподаватель говорит: "Мы с вами на протяжении этого учебного года знакомились с творчеством разных художников-иллюстраторов. Каких художников вы запомнили?.." После опроса преподаватель показывает детям иллюстрации известных художников. Преподаватель продолжает: "Вы много вспомнили, и теперь я покажу вам книги американского художника Эрика Карла. Все вы знаете, что бывают дни рождения у людей, но, наверно, не все знают, что бывают дни рождения и у книг. В этом году у нас юбилей сразу двух книг - это 40 лет со дня выхода книги Эрика Карла "Очень голодная гусеница" и 75 лет со дня первого издания знаменитой книги Корнея Ивановича Чуковского "Муха-Цокотуха", которую читали и вашим мамам и папам, и вашим бабушкам и дедушкам. Чаще всего писатель пишет свою книгу, а художник иллюстрирует эту книгу. А вот Эрик Карл и сам придумывает разные интересные истории и сам рисует своих героев. Такая книга называется "авторская книга". Преподаватель показывает книги Эрика Карла, где главными действующими лицами являются насекомые и другие представители животного мира. Потом говорит: "Мы с вами посмотрели книги о насекомых, созданные фантазией художников, а теперь давайте вспомним, каких насекомых вы знаете". Дети называют различных насекомых. Преподаватель продолжает: "Мы с вами вспомнили лето, и сейчас посмотрим фильм о насекомых "Микрокосмос". Смотрите внимательно и запоминайте, как насекомые движутся, где живут и что едят!" Дети смотрят отрывок из видеофильма о жизни насекомых в природе. По окончанию просмотра преподаватель говорит: "Вы хорошо потрудились на прошлом уроке. Мы с вами создали прекрасные и разнообразные материалы, из которых сейчас будем делать наши композиции. Некоторых насекомых вы сможете увидеть на таблицах, которые я повесила на доске. Решите, каких насекомых вы будете изображать и выберете цветную бумагу, которая поможет вам воплотить свой замысел. В начале года мы говорили с вами об особенностях цветовой гаммы. Давайте, вспомним, что же вы знаете о разных цветах". Преподаватель проводит опорный опрос об основных и дополнительных цветах, о теплых и холодных цветах, о цветовом круге, о контрастных и сближенных сочетаниях цветов. Детям показываются соответствующие таблицы. Преподаватель продолжает урок: "Вы хорошо запомнили то, что я рассказывала вам про цвета, и теперь мы можем перейти к самой интересной части урока. Перед вами на столе лежат листки бумаги с разными рисунками и фактурами, которые мы вместе делали на предыдущем уроке. Также здесь лежат однотонные цветные листы, которые мы будем использовать для фона. Выберете листы их двух стопок так, чтобы они соответствовали вашему замыслу и хорошо сочетались друг с другом. Подумайте, в какое время суток вы хотите изобразить жизнь насекомых. Будьте готовы к тому, что, возможно, я внесу свои коррективы в цветовые сочетания выбранных вами бумаг для создания более гармоничных сочетаний. Рассказываю об этапах работы над заданием. Первое - определяемся со временем суток. Второе - выбираем бумаги для воплощения своего замысла. Третье - рисуем и вырезаем своих героев. Четвертое - располагаем вырезанных насекомых на тонированном листе бумаги. Пятое - рисуем и вырезаем то, что окружает ваших насекомых и тоже располагаем это на листе бумаги. Шестое - мы вместе с вами смотрим, что получилось. Седьмое - получившуюся композицию приклеиваем к листу бумаги". Дети приступают к работе.
Окончание урока 1.
Перемена.
План-конспект проведения урока 2
Вернувшись с перемены, дети продолжают работать над своими композициями, вырезают насекомых и раскладывают их на цветном фоне. Во время самостоятельной творческой работы преподаватель ходит по классу, напоминает о правильной организации работы на своем месте, следит за безопасным использованием ножниц, контролирует художественное и вкусовое решение работ, помогает выбрать гармоничные сочетания цветов, напоминает о последовательности этапов работы. Преподаватель дает свои советы по композиционному и декоративному решению работ, помогает учащимся, испытывающим затруднение, контролирует объем и качество работы. Дети заканчивают свои композиции.
3. Заключительная часть урока:
Преподаватель развешивает рисунки на доске и делает экспозицию выставки творческих работ: "Вы очень хорошо потрудились сегодня, а теперь давайте вместе посмотрим на ваши работы и поговорим о них. Каждое насекомое получилось особенное, неповторимое и со своим характером. Давайте все вместе подумаем и выберем самое веселое и самое грустное насекомое, самое беззащитное и самое страшное, самое голодное и самое сытое. И еще самое-самое, что вы придумаете..." Дети ищут насекомых, которые, на их взгляд, соответствуют разным обозначенным характеристикам и рассказывают, почему они так думают. Дети называют, что им нравится в своих работах и в работах других детей. Преподаватель заканчивает урок: "Вы сегодня создали прекрасные иллюстрации с такими разными насекомыми. Вы освоили еще один прием создания творческих работ, иллюстрирующих литературные произведения. У нас получилась чудесная выставка, и я думаю, ваши родители буду рады получить такие замечательные подарки. А теперь я дам вам задание к следующему уроку. Я вам говорила сегодня о юбилее еще одной книги. Перечитайте, пожалуйста, дома сказку "Муха-Цокотуха" и сделайте эскизы иллюстраций к этому произведению, которые мы с вами вместе посмотрим и обсудим на следующем уроке".
Уборка своего рабочего места.
Окончание урока 2.