ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу программы положено обучение, основанное на развитие интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки.
В 10-11-м классах материал может изучаться в вариативной части учебного плана.
Для дальнейшего развития художественных способностей, учащихся профильных классах имеется возможность использовать занятия, включая для этого выполнение проектов в 10-м и 11-м классах и время, выделенное в этих же классах дается 2 часа в неделю (всего 136 часов).
В основе программы интеграция интеллектуального, духовного, творческого и физического развития личности в процессе разнообразной творческой деятельности на уроках, нетрадиционных по содержанию и методике. Значительное расширение диапазона знаний, умений и творческих навыков; оптимизация учебного процесса (разумное чередование разноплановых предметов, игры); гуманизация взаимоотношений учащихся и педагогов, педагогов и родителей, создание общими усилиями атмосферы «школы радости»
Всё вышесказанное определило цель введения этого предмета - способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятие об этапах создания красивых и полезных изделий; в дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнение графических и объёмных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала, обучение учащихся графической культуре; научить выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) деталей, их наглядные изображения, понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы. Общественное значение результатов декоративно - прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.
Хочется отметить, что учебный план предусматривает изучение такого предмета, как черчение до 9-го класса. Выпускники 11-х классов поступают в ВУЗы страны забывая темы и навыки приобретенные на уроках ( ведь 10-11-х классах - за 2 года обучения этот предмет не изучается)
Основная масса ребят эстетических классов поступают в технические учебные заведения, выбирают профессию дизайнеров, архитекторов, т.д. А ведь в некоторых учебных заведениях, вступительные экзамены - это черчение, композиция, рисунок. С этим расчетом, по желанию ребят и родителей были включены некоторые темы по черчению.
В основу программы вошли такие темы как;
Графический дизайн
- Черчение (Сопряжение. Бумажная филигрань).
- Начертательная геометрия. (Проецирование геометрических тел с геометрическим орнаментом, тени от зданий)
- Архитектурно-строительная графика (Чертеж, пояснительная записка, макет частного дома, офиса , торгового дома, гостиницы). Защита проекта.
- Виды шрифтов и их назначение (Оформление наглядности с учетом текста, стиля и фона. Оформление наглядных пособий в школьных кабинетах на А-0).
- Дизайн и его роль ( Основы построения и вычерчивания геометрических и растительных орнаментов).
- Дизайн развивающийся процесс проектирования. (Защита проекта – ландшафтный дизайн пришкольного участка, входная группа офиса, магазина, театра, музея)
- Перспектива. (Масштаб глубины, высоты, ширины- разработка интерьера помещения в современном стиле)
- Психологические стороны невербальной функции общения и их использование в оформлении рельефной маски. Привлекается психолог школы. (Темперамент, черты характера и их проявление профессиональной деятельности. Связь эмоции с познанием, видение других, внимательность. Мимика лица- грусть, радость. Истерический смех, скепсис, злость)
- Графика. (Правильные многоугольники, Платоновы тела, звезды…)
Художественная обработка материала (Пленер. Лепестковая живопись)
- Худ. Обработка дерева (лесная скульптура).
- Худ. Обработка бумаги (ажурная резьба).
- Худ. Обработка стекла (витраж, роспись стекла. мозаика).
- Худ. Обработка ткани (батик, роспись ткани, лоскутная композиция).
Имидж и этикет современного делового человека
- Имидж офиса (разработка собственной фирмы).
- Дизайн офиса (эмблема фирмы, составляют и пишут письма деловому партнеру).
- Этикет (разрабатывают правила этикета в школе или офисе).
Компьютерная графика
- Текстовой редактор Word (переписка с соседом, Интернет).
- Графический редактор Paint (его возможности).
- Программа «Презентация» (реклама своей фирмы с использованием анимации).
Знакомства школьников с художественным проектированием и выполнение ими проектов помогут, скорейшему становлению новой системы современных объектов труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению обучения «Технологии» в целом.
Полностью программа «Графический дизайн» (10-11 класс) представлена в Приложении.