Тема урока: Суффиксы действительных и страдательных причастий (6-й класс).
Тип урока: Урок - закрепление материала.
Вид урока: Урок-экскурсия.
Технология: Элементы игровой технологии, технология дифференцированного обучения.
Цели:
- формировать навыки правильного написания суффиксов действительных и страдательных причастий;
- соотносить суффиксы страдательных и действительных причастий с образованием от глаголов определенного спряжения и вида;
- различать страдательные и действительные причастия;
- способствовать формированию умений выделять главную мысль, делать выводы;
- развивать элементы воображения в процессе написания связного текста после прослушивания «Старинной французской песенки» П.И. Чайковского;
- развивать эстетические представления и художественный вкус у учащихся на примере произведения великого классика музыки П.И. Чайковского;
- на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям.
Знать: Опознавательные признаки суффиксов действительных и страдательных причастий; правило их выделения на письме, содержание таблицы «Образование суффиксов страдательных и действительных причастий».
Уметь:
- выделять суффиксы страдательных и действительных причастий;
- строить предложения со страдательными и действительными причастиями;
- исправлять речевые ошибки, связанные с нарушением стилевого единства.
Попутное повторение: Словосочетание, прямая речь, морфологический разбор глагола.
Оборудование и материалы к уроку: Игровая таблица «Автобус-причастие», фотографии всех учеников класса формата 8x5 см, разноуровневые задания, папки с индивидуальными заданиями по теме «Причастие», пьеса Чайковского «Старинная французская песенка». Портрет Л.Н. Толстого, фотография музея - усадьбы «Ясная Поляна», карта окрестностей Ясной Поляны, эпиграф со словами Толстого к уроку.
![]() |
![]() |
«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» (Л.Н. Толстой)
|
|
Ход урока
I. Вступительное слово

Сегодня мы продолжим изучение одной из самых интересных тем в курсе русского языка: «Причастие». Наш урок предусматривает виртуальную экскурсию. Куда и к кому в гости вы сейчас отправитесь, узнаете, выполнив определенное задание. Сегодня в наш класс пришла телеграмма.
Телеграмма
Ребятам 6-го б класса от бригадира грузчиков Недоглядкина.
При транспортировке экскурсионного автобуса под названием «Причастие» грузчиками Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть свою вину, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложения. По причине неграмотности это было сделано быстро и неверно. Попробуйте восстановить справедливость, и вы узнаете, какую и куда виртуальную экскурсию мы с вами совершим.
1. Музей, упражняющийся до глубокой старости с гимнастическими гирями и в 80 лет совершавший поездки верхом, называется Ясной Поляной.
2. Исследователи, являвшиеся любимой игрой Льва Николаевича, по сей день спорят о нем и выискивают интересные факты биографии.
3. Человек, находящийся в 14 километрах от Тулы и ничего не потерявший в своем обаянии до сих пор, заслуживает уважения.
4. Шахматы, общавшиеся хоть раз с великим мастером слова, были для него средством отдыха.
Ответы, соответственно:
1. Музей, находящийся в 14 километрах от Тулы и ничего не потерявший в своем обаянии до сих пор, называется Ясной Поляной.
2. Исследователи, изучающие творчество и личность великого писателя, по сей день спорят о нем и выискивают интересные факты биографии.
3. Человек, упражняющийся до глубокой старости с гимнастическими гирями и в 80 лет совершавший поездки верхом, заслуживает уважения.
4. Шахматы, являвшиеся любимой игрой Льва Николаевича, были для него средством отдыха.
Итак, делаем выводы
О ком идет речь, по-вашему? И в какое место виртуальную экскурсию мы совершим.
Обозначаем цели и задачи урока
- Что мы будем сегодня делать на уроке?
- Чем заниматься?
(Вместе с учащимися формулируем цели и задачи урока.)
II. Словообразовательная минутка
Давайте теперь посмотрим, от каких глаголов образованы причастия из данных предложений. Акцентируем внимание на том, что это действительные причастия (от глаголов совершенного и несовершенного вида I и II спряжения).
Не потерявший → не потерял (прош. вр.) → не потерять
находящийся → находится (наст. вр.) → находиться
изучающий → изучает (наст. вр.) → изучать
упражняющийся → упражняется (наст. вр.) → упражняться
совершавшийся → совершался (прош. вр.) → совершать
являвшийся → являлся (прош. вр.) → являться
- делаем вывод, что данные причастия образованы от глаголов совершенного и несовершенного вида I и II спряжения.
«Потерянные» суффиксы возвращаются в кармашки таблицы-автобуса «Причастие» (Рисунок «Таблица-автобус с суффиксами»).
III. Учащиеся делают на выбор морфологический разбор любого из глаголов (у доски 1 человек)
IV. Продолжаем виртуальное путешествие дальше
Дифференцированная работа по карточкам
Учащиеся получают 3 вида карточек по темам «Причастный оборот» и «Действительное и страдательное причастие».
1. Для сильных учащихся. A а. Ровно в 7 утра со складной тростью-стулом из Яснополяненского дома на прогулку выходил Толстой погруженный в свои мысли. б. Привычка выработанная годами трудиться в своем кабинете с 9 утра до 14-30 дня сохранилась до старости. в. Школа открытая Толстым и его дочерью Марией Львовной для деревенских ребятишек имела большой успех. г. Мария Львовна обожаемая отцом помогала ему во всем. д. Яблонь посаженных самим Львом Николаевичем в усадьбе было около 80 сортов. е. Голосом дрожащим от волнения Толстой говорил: «Пусть пропадет вся эта цивилизация … только музыку жалко! Найти предложения с причастными оборотами, выделить суффиксы причастий, показать, от какого слова образованы причастия. |
2. Для среднего уровня. B а. Ровно в 7 утра со складной тростью-стулом из Яснополяненского дома на прогулку выходил Толстой, погруженный в свои мысли. б. Привычка, выработанная годами, трудиться в своем кабинете с 9 утра до 14-30 дня сохранилась до старости. в. Школа, открытая Толстым и его дочерью Марией Львовной для деревенских ребятишек, имела большой успех. г. Мария Львовна, обожаемая отцом, помогала ему во всем. д. Яблонь, посаженных самим Львом Николаевичем, в усадьбе было около 80 сортов. е. Голосом, дрожащим от волнения, Толстой говорил: «Пусть пропадет вся эта цивилизация … только музыку жалко! Определить действительные и страдательные причастия в тексте, указать их время. |
3. Для слабых учащихся. C а. Ровно в 7 утра со складной тростью-стулом из Яснополяненского дома на прогулку выходил Толстой, погруженный в свои мысли. б. Привычка, выработанная годами, трудиться в своем кабинете с 9 утра до 14-30 дня сохранилась до старости. в. Школа, открытая Толстым и его дочерью Марией Львовной для деревенских ребятишек, имела большой успех. г. Мария Львовна, обожаемая отцом, помогала ему во всем. д. Яблонь, посаженных самим Львом Николаевичем, в усадьбе было около 80 сортов. е. Голосом, дрожащим от волнения, Толстой говорил: «Пусть пропадет вся эта цивилизация… только музыку жалко! Определить действительные и страдательные причастия в тексте. |
При проверке задания обращаю внимание ребят на оформление доски. На доске – иллюстрации дома - усадьбы в Ясной Поляне, школы, рояля, который находится в доме-музее.
Проверку задания начинаем с карточки С. Делаем выводы:
- От глаголов какого вида образованы страдательные причастия настоящего времени?
- От всех глаголов можем образовать страдательные причастия?
- Объясните выбор гласной в причастии обожаемая.
- От глаголов какого вида образуются причастия прошедшего времени?
Итак, в кармашек автобуса - таблицы попадают суффиксы страдательных причастий прошедшего и настоящего времени (-т-, -ен-, -нн-, -ем-, -ом-, -им-).
V. Словарная работа
На доску с самого начала урока помещены распечатки со словами цивилизация, образование.
Объясняем значения слов, ребята обращаются к словарю Ожегова.
Задание: Составляем словосочетания со словарными словами цивилизация, образование по схеме причастие + существительное, где причастие может выступать в роли и главного и зависимого слова. (Ребята придумывают и записывают словосочетания.)
Подводим итоги.
- В каком словосочетании причастие обозначает признак того предмета, который действует сам? (Это словосочетания с действительными причастиями.)
- В каком – признак того предмета, который испытывает на себе действие? (Это словосочетания со страдательными причастиями.)
Обращаем внимание на место причастия по отношению к определяемому слову.
VI. Работа с папками индивидуальных заданий
В папку дети собирают выполненные работы по теме «Причастие», проводят работу над ошибками и в отдельный кармашек складывают карточки с дидактическим материалом, который они готовят сами по желанию к уроку.
Сейчас это должны быть карточки по теме «Страдательные и действительные причастия».
VII. Музыкальная минутка
Слово учителя: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец», - говорил старший сын писателя Сергей Львович, сам талантливый музыкант и композитор. Сейчас мы прослушаем одно из любимых произведений детей Толстого, которое не раз исполнял в детстве маленький Сережа.
П.И. Чайковский. «Старинная французская песенка» (1,5 минуты).
- Что вы почувствовали, прослушав это произведение? Какие образы возникли у вас? Давайте для начала попробуем записать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, которые можно употребить при создании музыкальной картинки. (Могут быть представлены причастия: созданный, нарисовавший, изображенные, звучащая, притягивающая, интригующая и т.д.) Составьте 4-5 предложений связного текста, употребив действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени. Выделите суффиксы.
Зачитываются 2-3 работы.
Слово учителя: Каждый из вас услышал в музыке Чайковского что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка – искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям.
VIII. Подведение итогов урока
- Что вам показалось наиболее важным на уроке?
- Какие задания показались наиболее трудными?
- Сегодня мы не только потренировались в написании действительных и страдательных причастий, посмотрели, как причастие участвует в создании текста, исправили ошибки, связанные с употреблением причастий. Мы еще раз с вами побывали на родине великого мастера русского слова Л.Н. Толстого, а реальная экскурсия нас ждет впереди, в апреле.
IX. Домашнее задание
Написать письмо Льву Толстому «О чем бы я хотел(а) поговорить с Толстым». Употребить в тексте действительные и страдательные причастия.
По мере выполнения заданий и выслушивания ответов ребят, в «кабину водителя» автобуса «Причастие» помещаются в первый ряд фотографии учащихся, получивших пятерки при ответах. Во второй ряд – четверки. Ребята знают, что в течение всего урока происходит их оценивание.

Литература, использованная при подготовке к уроку
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6-й кл.»/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. – 2-е изд., – М.: Дрофа, 2004.
- Современный урок. Часть I. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2004.
- Дидактика и методика личностно-ориентированного урока. Из опыта работы педагогов школ Южного учебного округа г.Москвы./ Под. ред. Т.А. Дождиковой. – Москва, 2001 г.
- О Толстом. Воспоминания и рассказы./ В.Ф.Булгаков. – Тула: Приокское книжное издательство, 1978.



