«Если хочешь, чтобы у тебя не было
свободного времени – ничего не делай».А.П. Чехов
Полное содержание курса представлено в Приложении.
Аннотация
Актуальность
Перед многими родителями в наше время остро стоит вопрос «С какого возраста стоит начать обучение ребенка иностранному языку?» Окончательное решение этого вопроса принадлежит, конечно, родителям. Но, и детские психологи, и логопеды сходятся в одном: решение должно быть осознанным, а родителям надо объективно оценивать уровень развития ребенка и степень его готовности к обучению.
Одним из возможных путей развития у детей познавательного интереса, осознанного конструктивного характера их активности может стать раннее начало обучения иностранному языку в рамках дополнительного образования.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на проведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.
Подготовка детей к жизни – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы деятельности ребенка. Наиважнейшем на этом этапе является психологическая готовность к школе, как к следующей ступени его развития, его жизненного пути.
Проведение обучения английскому языку дошкольников вызвано стремлением использовать возможности возраста, наиболее благоприятного для овладения языком: дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них проявляется интерес к осмыслению своего родного языка и иностранного. Они легко запоминают небольшой по объему материал и с интересом его воспроизводят, развивая слуховую память и фонетические способности.
Предисловие
Возможности опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными самые элементарные высказывания.
В программе обучения английскому языку, представленной Alison Blair and Jane Cadwallader «Zig-Zag Island» и « Zig-Zag Magic», игра становится не только источником детской забавы, но и основным способом решения учебных задач.
В методике работы Alison Blair and Jane Cadwallader прослеживаются два направления: с одной стороны, введение в содержание каждого занятия новизны (это и новая песня, или игра, или персонаж), с другой – приучение детей к определенному стилю ведения занятия. Поэтому дети с удовольствием идут на занятия, зная, что их ждет сюрприз, но они также знают, как себя вести в той или другой ситуации занятия. Отдельные дети даже становятся ведущими в организации коммуникации на английском языке.
Организуя разнообразную интересную деятельность с четкой мотивацией переходов от одного вида работы к другому, педагог может развивать произвольное внимание детей и их словесно-логическую память.
Данный курс обобщает опыт по подбору содержания обучения английскому языку для дошкольников. В программе используются современные учебники и методические комплекс Oxford University Press.
Отличительной особенностью данного курса является наличие методических рекомендаций по проведению контрольно-проверочных занятий и оформлению промежуточной диагностики уровня освоения детьми иностранным языком.
Курс предназначен для обучения английскому языку дошкольников и включает серию занятий одного года обучения.
Введение
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на проведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.
Подготовка детей к жизни – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы деятельности ребенка. Наиважнейшем на этом этапе является психологическая готовность к школе, как к следующей ступени его развития, его жизненного пути.
Изучение иностранного языка помогает в формировании родной речи, правильного ее произношения, а также вводит ребенка в мир другой культуры, как языка, так и общения.
В «Критериях оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» в разделе «Речевое развитие ребенка» подчеркивается необходимость обучения иностранному языку. И это верно: чем раньше начинается изучение иностранного языка, тем успешнее его усвоение. Но педагогическая практика испытывает затруднения в обучении детей дошкольного возраста иностранному языку с учетом возрастных возможностей и особенностей данного возраста: не разработаны игры и игровые упражнения алгоритмы направленные на развитие коммуникативных способностей, произношения, освоение языкового материала, грамматических структур. Поэтому использование программы Alison Blair and Jane Cadwallader «Zig-Zag Island» и «Zig-Zag Magic» в системе дополнительного образования, назрело и допустимо при наличии дипломированного специалиста и создания специально разработанной развивающей среды.
Методические рекомендации
Главной целью обучения детей 5-6 лет английскому языку в системе дополнительного образования является создание положительной естественной мотивации.
Учитывая, что игра является основным видом деятельности ребенка-дошкольника, занятия проводятся в игровой форме и строятся таким образом, чтобы по возможности увязать их содержание с общим содержанием процесса воспитания и обучения дошкольников. Специально организованные занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут. Материал программы Alison Blair and Jane Cadwallader «Zig-Zag Island» и «Zig-Zag Magic» адаптируется к определенной группе детей, при этом учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка. Занятия организуются таким образом, чтобы постепенно перейти к активной речи детей в виде односложных предложений, а затем и более сложных. На каждом занятии используются разнообразные приемы обучения и задания, что позволяет поэтапно формировать речевые умения и навыки, а преемственность этапов обучения и последовательность введения языкового материала обеспечивает прочность усвоения материала. На каждом этапе обучения используется определенные грамматические структуры. В зависимости от содержания меняется лишь лексика, необходимая для их наполнения.
Для специально организованных занятий рекомендуется наличие оборудованного кабинета английского языка, где дети смогут заниматься, сидя на стульях, иногда на ковре. У них должна быть возможность подойти к столу с наглядным и дидактическим материалом и к доске, а также иметь свободное место для игры и физкультминутки. В нашем Доме детского творчества мы можем предоставить детям такие возможности.
Первые занятия с детьми можно посвятить краткому знакомству с англоязычными странами, которое проходило бы через встречу детей с персонажами из английских и американских сказок и мультфильмов. Эти герои умеют говорить только на английском языке, поэтому детей надо подвести к выводу о том, что надо научиться английскому языку, чтобы понимать их. на первых занятиях появляется кукла Билли Бой. Это английский мальчик, который помогает детям в познании английского языка. Другим помощником для детей служит Мистер Тан, который рассказывает интересные истории, помогающие правильно произносить английские звуки. Мистер Тан появляется вначале каждого занятия для фонетической зарядки, в ходе которой дети путем повторения и имитации осваивают произношение английских звуков. Имитационный путь усвоения является основным способом обучения ребенка произношению звуков английского языка. Основным приемом работы над произношением является повторение детьми, как хором, так и индивидуально, за преподавателем, диктором. Необходимо многократно отрабатывать каждый вновь вводимый звук, слово, предложение, поэтапно формируя слуховое внимание, фонетический слух и правильное произношение. В обучении детей произношению можно выделить три важных этапа:
- Слушание звука.
- Узнавание звука.
- Воспроизведение звука.
Алгоритм работы над звуковой культурой речи
- Аудирование звука (слова, словосочетания, предложения) педагогом, диктором.
- Наблюдение за движением и позицией губ, языка педагога.
- Хоровое повторение 2-3 раза.
- Индивидуальное повторение после педагога.
- Самостоятельное индивидуальное произношение.
- Хоровое воспроизведение ударения, ритма и интонации (при работе над предложением).
- Индивидуальное воспроизведение ударения, ритма и интонации (при работе над предложением) после педагога и самостоятельно.
При обучении детей дошкольного возраста английскому языку яркая красочная наглядность выступает на первое место. При этом усвоение лексики идет более успешно, если ребенок видит перед собой яркую игрушку, красочную картинку и сам выполняет действия с ней, т.к. в этом случае ему не требуется постоянного перевода. Необходимо иметь несколько вариантов в изображении предмета, чтобы ребенок мог составить несколько фраз с этим словом. По мере расширения словаря ребенок получает возможность «играть» с этим словом, употребляя его в разных структурах.
Можно использовать следующую схему активизации лексики:
- Педагог показывает картинки и называет слова. Дети хором повторяют, имитируя произношение. На следующем этапе педагог передает картинку ребенку, побуждая его назвать новое слово. Далее работа идет по цепочке: от ребенка к ребенку. С этим вариантом работы дети встречаются на каждом обучающем занятии. Педагог внимательно следит за произношением, помогая каждому ребенку правильно ставить язычок. Заканчивается упражнение хоровой работой: дети хором повторяют за педагогом каждое слово.
- Дети здороваются с игрушками-животными: «Hello, Harry Hippo!»
- Детям по одному предлагается назвать ряд картинок, изображающих героев, живущих на волшебном острове, за каждый правильный ответ – поощрение.
- Задание на английском языке (может выполняться по цепочке): «Show me Micky Monkey, please!»
- Дети выбирают из серии картинок те, названия которых они запомнили на английском языке. Могут поиграть с ними в качестве поощрения.
Предлагаемая методика работы основана на реализации коммуникативного подхода, осуществление которого включает в себя постановку задач по формированию умений и навыков в речевой деятельности через рисование, игровую, познавательную, физическую и музыкальную виды деятельности, имеющих значение для развития личности ребенка.
Каждый день обучения состоит из комплекса мероприятий, осуществляемых педагогом английского языка для формирования необходимых иноязычных умений и навыков. Этот комплекс включает в себя: утреннюю гимнастику на английском языке, основные занятия, игры на английском языке, проведение праздников на английском языке для детей и родителей.
Методика рассчитана на обучение детей в течение 35 минут два раза в неделю с сентября по май.
Примерная структура занятий
- Организационный момент – 1 минута.
- Фонетическая зарядка – 5-6 минут.
- Активизация материала, усвоенного на предыдущих занятиях 10-12 минут.
- Физкультминутка – 2-3 минуты.
- Введение нового материала – 5-7 минут.
- Проведение игр, разыгрывание сценок – 5 минут.
В зависимости от цели и материала занятия распределение времени может изменяться, а также могут варьироваться и заменяться части занятия, например, при проведении контрольно-проверочного занятия.
Формы проведения занятий
Для учащихся в юном возрасте наиболее успешной является работа целым классом (группой). Задания могут опираться на Книгу для учащегося, кассету или дополнительные раздаточные материалы, однако часто работа проводится фронтально, в виде разнообразных игр с использованием предметов и сопровождаемых движением
Помимо обучения языку, программа служит обще-учебным и развивающим целям, тренируя у детей внимание, аккуратность и мелкую моторику. Для этого в Книгу для учащегося включены упражнения типа «Нарисуй», «Раскрась», «Сосчитай». Они выполняются самостоятельно в классе, что дает педагогу возможность уделить в это время больше внимания тем обучающимся, которые в этом нуждаются.
Программа предполагает выполнение небольшого числа проектных работ, а также подготовку выступлений перед родителями.
Пояснительная записка
К образовательному курсу для детей 5-6 лет по УМК Alison Blair and Jane Cadwallader «Zig-Zag Island» и «Zig-Zag Magic»
Данный курс предназначен для детей 5-6 лет, ранее не изучавших английский язык.
В дальнейшем он обеспечит плавный мотивированный переход к обучению учащихся чтению и письму.
Цель курса: Развитие языкового мышления, речевых механизмов, коммуникативных умений и познавательных способностей у детей дошкольного возраста средствами английского языка.
Задачи курса
- Формирование гармонично развитой личности.
- Создание положительной мотивации и укрепление уверенности ребенка в собственных силах.
- Развитие языковых способностей детей и знакомство обучающихся с живым звучанием и ритмом английского языка.
- Развитие интереса к английскому языку.
- Развитие навыков межличностного общения, умения самостоятельно решать коммуникативные задачи на английском языке.
- Развитие навыков устной речи на основе языкового материала, предусмотренного программой.
- Обучение пониманию несложной, вполне доступной по содержанию речи на английском языке.
- Развитие памяти, мышления, внимания.
- Расширение кругозора детей.
- Предоставление значительного объема языкового материала для восприятия и постепенного усвоения.
- Заложить основу для развития навыков устной речи: аудирование и говорение.
- Формирование коммуникативной культуры в процессе парной и групповой работы.
- Развитие памяти, воображения, логического и творческого мышления.
- Обеспечение межпредметных связей.
Педагогические средства
- Специально организованная среда.
- Специально организованные занятия.
- Физкультминутки.
- Игра (словесные, подвижные, музыкальные, пальчиковые).
- Инсценировка сказок.
- Праздники.
- Работа с родителями.
- Диагностика и контроль.
Формы работы
- Разучивание стихов, рифмовок.
- Разучивание песенок.
- Инсценировка песенок, стихов.
- Игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные).
- Постановка сказок.
- Составление ситуативных диалогов.
- Работа с магнитной доской.
Знакомство с английскими словами вначале происходит путем заучивания коротких стишков, в которых английские слова являются лишь частью рифмовок. Постепенно по мере накопления лексического материала осуществляется переход к стихам-рифмовкам и песенкам, полностью звучащим на английском языке, которые помогают детям освоить простейшие бытовые фразы и ответы на элементарные вопросы.
Алгоритм разучивания стихов, рифмовок и песенок
Аудирование с опорой на наглядность (1-2 раза).
- Поиск детьми знакомых слов.
- Отработка новых слов и фраз (хоровое повторение и индивидуальное).
- Ответы на вопросы.
- Повторение текста вместе с детьми.
- Самостоятельное хоровое исполнение детьми.
- Индивидуальное исполнение каждым ребенком.
Такая последовательность работы помогает активизировать слуховое восприятие детей и их мыслительную деятельность, делая последующее запоминание стихотворения или песенки более осмысленным.
После полного запоминания текста песенки, рифмовки и свободного воспроизведения их ребенком, необходимо отработать структуры из этих произведений для активного их употребления в речи ребенка в специальных упражнениях, например:
- после разучивания рифмовки можно провести диалог, используя вопросы и ответы из этой рифмовки вначале в медленном темпе, а затем в более быстром, чтобы отработать автоматизм ответов;
- в специально созданных ситуациях для развития диалогической речи создается ситуация знакомства с новым персонажем после разучивания песенки или рифмовки.
Таким образом, у детей начинают развиваться простейшие навыки общения на английском языке. При этом можно использовать следующую схему тренировки понимания детьми изучаемого языкового материала:
- Педагог предлагает детям выполнить вместе с ним действия многократно.
- Дети выполняют команды педагога, отданные на английском языке:
а) вместе;
б) индивидуально.
- Педагог демонстрирует карточки - схему с соответствующими движениями.
- Детям раздаются карточки, педагог произносит команду, а дети показывают соответствующую картинку или выполняют действие.
- Команды выполняет игровой персонаж, который все путает, дети исправляют его, показывая, как надо было сделать.
- Роль ведущего выполняет ребенок. Он отдает команды.
- Кульминацией становится игра.
С удовольствием дети играют в простейшие игры на английском языке: «The little frog», «The little train», под рифмовки выполняют движения физкультминуток.
В процессе обучения используется не только английский язык, но и родной, который позволяет более кратко и точно пояснять сказанное.
Курс обучения состоит из следующих частей:
- Работа над произношением звуков и слов, интонационным и ритмическим оформлением речи.
- Изучение лексики.
- Развитие речевых умений в ситуациях коммуникации и монологических высказываниях.
- Заучивание грамматических структур и введение их в ситуации коммуникации и монологические высказывания. Заучивание детьми песенок и стихотворений.
- Драматизация и постановка сказок.
Завершаться этот этап обучения должен изучением уровня овладения детьми умения говорения, аудирования, произношения, коммуникации.
Полное содержание курса представлено в Приложении.