Цели урока:
сформировать представления учащихся о луге,
как о природном сообществе;
Оборудование: учебник, атлас-определитель, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением?
- В этом стихотворении говорится о красоте луга и сегодня мы будем говорить о луге.
Слайд № 1 (Презентация)
2. Работа по теме урока.
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ - как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики-вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Слайд № 2
- Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик и т.д.)
- Что объединяет эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности, любят свет и тепло. Большинство растений - цветы)
- Давайте поближе познакомимся с этими растениями.
Слайды № 3–22
Работа в группах с атласами-определителями.
- Рассмотрите травы. Что вы о них узнали? (Колоски мятлика образуют метёлку. Это злак - кормовое растение)
- Обобщите: что растёт на лугу и что объединяет все эти растения?
Слайд № 23
Вывод: на лугу растут травы, большинство растений - цветы; растут на открытой местности; любят свет и тепло.
Слайд № 24
Дайте определение - что такое луг.
Луг-участок земли, покрытый травянистой растительностью.
Слайд № 25
- Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие.
- Каким вы представляете животный мир луга?
Слайд № 26
- Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.
- Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь. (Звучит запись голосов животных луга)
- Кого вы услышали? (Ответы детей)
- Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовёте их, разгадав загадки:
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
Слайды № 27–33 помогут нам увидеть бабочек, живущих на лугах Подмосковья
Осенью в щель заберётся
А весной проснётся. (Муха)
Слайд № 34
Сок из цветков она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
Слайд № 35
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)
Слайд № 36
Чёрен. Да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит - воет,
Сядет - землю роет. (Жук)
Слайд № 37
О других животных вы узнаете, рассмотрев слайды “Животные”.
Слайды № 38–49
- Обобщим -кто живёт на лугу?
Слайд № 50
Предлагаю прочитать статью на странице 186-187 в учебнике А.А.Плешакова “Мир вокруг нас.”
- Что нового вы узнали? О чём мы с вами не говорили? (На лугах растут даже грибы)
- Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.
- Как живут обитатели луга? (Они живут сообща)
-Как можно назвать луг? (Природное сообщество)
Слайд № 51
Физкультминутка
Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула.
Тут кузнечик скок-скок,
Пчёлка перелетает
С цветка на цветок,
Трясогузка хвостиком трясёт,
Перепел из земли червячка достаёт.
Дружно все вздохнули.
Мы немного отдохнули.
- А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека.
- Самостоятельно прочитайте статью в учебнике “Луга и человек.”
Слайд № 52
- Перескажите содержание статьи друг другу в парах.
- Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу. (Ловля бабочек на лугу, вылавливание лягушек, жаб, разорение птичьих гнёзд. Сжигание сухой травы и т.д.)
- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга? (Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы)
Слайд № 53
- Какой вывод вы можете сделать рассмотрев этот слайд?
-Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, иначе пострадает сам.
3. Закреплени изученного.
Слайд № 54
Отгадайте загадки:
Что не сеяно родится? (Травы)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Эх, звоночки. Синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
4. Подведение итогов.
Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Слайд № 55
Слайд № 56